Педагогика в практике деятельности правоохранительных органов за рубежом

Основные модели правоохранительной деятельности и педа­гогика. Огромное разнообразие различных концептуальных схем деятельности правоохранительных (преимущественно полицей­ских) органов в разных странах, имеющих и свои педагогические аспекты, можно сгруппировать в четыре модели, расположенные в последовательности увеличения соответствии идеалам демократического, правового общества[196].

Первая модель - полиция «политиков-наблюдателей». Ха­рактеризуется политической коррумпированностью, служением политической силе, низким уровнем профессионализма, репрес­сивностью, неформальным, личностным поведением сотрудников. Полицейские органы этой модели находятся под прессом критики общественности, имеют негативный имидж.

Вторая модельполиция «юристов-профессионалов». При­дается большое значение власти права, порядка, а не политиче­ских предпочтений. От полицейских требуется не преданность конкретному лицу во властных структурах, а компетентность профессионализм, чувство ответственности. Их работа носят чисто административный, узко и сухо правовой характер («нарушил — получи»). Поведение сотрудника регламентировано, а оценка его деятельности носит статистический характер (количество арестов, штрафов, раскрытых преступлений). Из наблюдателя он превра­тился в социального солдата, холодного, бесстрастного, формаль­но справедливого, предприимчивого, но не коррумпированного.

Третья модель — полиция «служения общественности». Ор­ганы должны занимать не реактивную позицию (действовать по­сле правонарушения), а активную, занимаясь профилактикой воз­можных социальных напряжений, предупреждая преступлений через решение проблем граждан и продвижение программ самооб­служивания в сфере обеспечения безопасности. Фигура полицей­ского становится уже не «наблюдателем», не «солдатом», а «учителем», играющим не негативную автократическую роль, а позитивную, поддерживающую функцию. Важное значение сто­ронники этой модели придают воспитанию, образованию и этиче­ским стандартам. Полицейские должны отличаться честностью, правдивостью, уважать людей в их многообразии, соблюдать за­коны и права человека, относиться к гражданам не авторитарно, а как к потребителям их значимых и качественных социальных ус­луг, выслушивать граждан терпеливо, быть составной частью «команды» (в человеческих группах, на общественных местах и пр.), предпочтение отдавать не авторитарному типу руководства, а совместной работе в качестве лидера, учителя, тренера, демонст­рировать контроль в использовании силы и оружия, работать над собой. Модель «служения общественности» («социального обслу­живания»), как полагают, будет больше привлекать на службу в правоохранительные органы лучших кандидатов, способствовать их личностному росту и интересам общества.

Применение этой модели в ряде государств на Западе в 70— 90 годы дало положительные результаты. Так, Институт Геллапа, выясняя в феврале 1994 года мнение общественности о честности и соблюдении этических стандартов представителями разных про­фессий, выявил такую приоритетность: фармакологи — 61%, свя­щенники — 54%, дантисты — 51%, преподаватели — 50 %, поли­цейские оказались на почетном 5 месте -- 46 %. Причем уровень доверия и уважения к полицейским вырос с 1977 года на 7 %. Но­вая модель положительно сказалась и на нравственной атмосфере в самих правоохранительных органах, т.к. сопровождалась поста­новкой новых задач, использованием нового содержания и мето­дов воспитания и обучения, более гуманных и демократичных. В коллективах культивировалась атмосфера открытости, доверия, взаимной ответственности, общих усилий, взаимопомощи, группо­вых обсуждений путей улучшения работы (по типу «кружков ка­чества», изобретенных в Японии еще в 50-е годы).

Четвертая модель — «возможно рационалистическая». Ис­пользуя положительные стороны предыдущей, она предполагает осуществление правоохранительными органами прагматического подхода, не ограниченного во всем предписанными рамками, а дополняемого научным анализом и принятием мер на основе его. По этой модели сотрудник превращается в аналитика, исследую­щего мир социума и предлагающего обоснованные решения проблем обеспечения законности, правопорядка и борьбы с преступ­ностью. Пока эта модель прорабатывается, поэлементно опробует­ся, в правоохранительных органах полностью не используется, но рассматривается как перспективная.

Если оценить этот ряд моделей с. позиций практики право­охранительных органов России, то можно сказать, что последняя: относится к симбиозу первой и второй с преобладанием элементов второй, хотя эти пропорции испытывают подвижки в отдельные моменты деятельности государства и, естественно, варьируют в конкретных органах.

В концепциях совершенствования деятельности наших правоохранительных органов обнаруживается дефицит принципиально новых подходов, а отдельные интересные идеи не выдерживают испытаний жизнью. Фактически необходим и исторически неиз­бежен переход к третьей модели социального обслуживанияслужения общественности»), оправданный со всех позиций (социальных, правовых, экономических, моральных, этических, психологических, педагогических и иных). Педагогическое достоинство его — в резком улучшении правового воспитания населе­ния, положительных изменениях во всей системе социально-педагогических факторов, влияющих на состояние законности и правопорядка (см. главу 2), повышении здоровой престижности профессии юриста, увеличении притока в правоохранительные органы более образованных, воспитанных, культурных и разви­тых граждан, в качественно более высоком уровне социальной и педагогической подготовленности сотрудников правоохранитель­ных органов, их культуры, многогранности профессионализма, в укреплении партнерских отношений сотрудников с гражданами и др. Более прогрессивная модель правоохранительной деятельности соответствует потребности и возможностям радикального усовер­шенствования воспитания, обучения и образования в правовой системе, внесению в них новых, более гуманных, демократичных личностных задач, содержания, форм и методов работы с персо­налом, в большей степени отвечающих интересам сотрудников в личностном росте, повышении образованности и профессионализ­ма, самоутверждении и уважении. Более того, принятие третьей модели на перспективу уже сегодня требует реализации всех возможностей юридической педагогики для совершенствовании юридического образования и системы работы с кадрами во всех и в каждом правоохранительном органе, ибо только образованные, культурные, морально воспитанные, гуманно и демократически обученные кадры юристов могут создать почву, обеспечивающую реальный переход в модели социального обслуживания. Не слу­чайно будирование вопросов и необходимость принятия концепции обслуживания сейчас вызывает критические опасения либералов о возможности возникновения «полицейского государства», которые при современном педагогическом уровне подготовленности кадров имеют определенные основании. Поэтому-то система педагогиче­ской работы в правоохранительных органах должна иметь сей­час упреждающий, ориентированный на модель «служения обще­ственности» («социального обслуживания») характер, ибо такой переход не может быть осуществлен по приказу, «с завтрашнего дня». Поэтому вся система педагогической работы сегодня не должна сводиться к «излечиванию болячек», а содержать все про­грессивное, приближающее желаемое будущее.

Использование полицией возможностей педагогики при решении правоохранительных задач. В согласии с утверждающимся в развитых странах подходом - полиция — орган по оказанию массовых социальных услуг, - объективно расширяется круг пе­дагогических задач и потребность в их качественном решении. Так, в Канаде первоочередными вопросами, стоящими перед по­лицией, оказалась организация работы с национальными мень­шинствами. В странах Западной и Северной Европы — взаимо­действие полиции и эмигрантов. Общим педагогическим направле­нием деятельности стран Запада является взаимодействие с населением, находящее выражение в самых разных формах и со­держании. Поэтому, в частности в последние двадцать лет в США, а затем в других странах, в полиции появились особые службы, которые условно называются общественной полицией («коммунальной полицией»), ответственной за воспитание законопослушных граждан, оказывающих, в свою очередь, усиленную поддержку полиции.

В целях более тесного взаимодействия с гражданами, пропа­гандистскими мерами создан положительный образ инициатив граждан, именуемых «соседским наблюдением». Граждане держат в поле зрения собственность, расположенную в своем районе (на работе, на ферме, в кафе, барах, больницах и др.), выявляют по­дозрительных людей и странные транспортные средства и переда­ют информацию о них в полицию.

Полиция развитых стран встает на позиции педагогики со­трудничества с самыми широкими слоями населения, включая пожилых граждан и детей. В частности, широкое признание полу­чило «Движение Триада»: общество - пожилые люди - право­охранительные органы. Оно ориентировано на помощь старикам и дает им возможность чувствовать себя нужным людям. Большое значение придается использованию всевозможных добровольных помощников полиции, волонтеров и резервистов.

Существует план развития общественной полиции, включаю­щий методы и средства предупреждения преступности с помощью граждан, методику проведения городских собраний, вовлечение штатских добровольцев, расширение полицейских связей с обще­ственностью и пр.

Проводится специальная работа с детьми и молодежью для понимания ими роли полиции как защитницы интересов населения. С раннего возраста их приучают видеть в полицейском друга, помощника и даже спасителя. Имеются и полицейские службы, специально ориентированные на работу с детьми, их правовое воспитание и оказание помощи[197].

Педагогический подход четко выражен в улучшении работы с осужденными. Считается, что должен быть успешно осуществлен процесс их ресоциализации[198]. В «Европейских тюремных услови­ях» - международном документе, регламентирующем исполнение уголовных наказаний, - его задачи ориентируются па поддержа­ние самоуважения осужденных, развитие у них чувства ответст­венности, а также навыков и умений, которые помогут возвратить­ся в общество, вести законопослушную жизнь и обеспечить ее. В местах заключения считается, что каждый сотрудник должен быть воспитателем. В качестве средств ресоциализации, помимо тради­ционных режима, благоприятных условий, труда, профессиональной подготовки, получения образования и досуга, рассматривают­ся и религиозно-нравственное воспитание, социально-психологи­ческий тренинг, добровольное лечение от алкоголизма и наркома­нии, спорт и др. Поскольку в большинстве развитых стран содер­жание осужденных покамерно (2 — 4 человека), то воспитательная работа строится преимущественно индивидуально и в малых груд, пах, что имеет немалые преимущества в сравнении с нашими условиями. Характерно активное участие в работе с осужденными различных общественных организаций и добровольных помощни­ков, которые продолжают работу и после освобождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: