Основные модели правоохранительной деятельности и педагогика. Огромное разнообразие различных концептуальных схем деятельности правоохранительных (преимущественно полицейских) органов в разных странах, имеющих и свои педагогические аспекты, можно сгруппировать в четыре модели, расположенные в последовательности увеличения соответствии идеалам демократического, правового общества[196].
Первая модель - полиция «политиков-наблюдателей». Характеризуется политической коррумпированностью, служением политической силе, низким уровнем профессионализма, репрессивностью, неформальным, личностным поведением сотрудников. Полицейские органы этой модели находятся под прессом критики общественности, имеют негативный имидж.
Вторая модель — полиция «юристов-профессионалов». Придается большое значение власти права, порядка, а не политических предпочтений. От полицейских требуется не преданность конкретному лицу во властных структурах, а компетентность профессионализм, чувство ответственности. Их работа носят чисто административный, узко и сухо правовой характер («нарушил — получи»). Поведение сотрудника регламентировано, а оценка его деятельности носит статистический характер (количество арестов, штрафов, раскрытых преступлений). Из наблюдателя он превратился в социального солдата, холодного, бесстрастного, формально справедливого, предприимчивого, но не коррумпированного.
|
|
Третья модель — полиция «служения общественности». Органы должны занимать не реактивную позицию (действовать после правонарушения), а активную, занимаясь профилактикой возможных социальных напряжений, предупреждая преступлений через решение проблем граждан и продвижение программ самообслуживания в сфере обеспечения безопасности. Фигура полицейского становится уже не «наблюдателем», не «солдатом», а «учителем», играющим не негативную автократическую роль, а позитивную, поддерживающую функцию. Важное значение сторонники этой модели придают воспитанию, образованию и этическим стандартам. Полицейские должны отличаться честностью, правдивостью, уважать людей в их многообразии, соблюдать законы и права человека, относиться к гражданам не авторитарно, а как к потребителям их значимых и качественных социальных услуг, выслушивать граждан терпеливо, быть составной частью «команды» (в человеческих группах, на общественных местах и пр.), предпочтение отдавать не авторитарному типу руководства, а совместной работе в качестве лидера, учителя, тренера, демонстрировать контроль в использовании силы и оружия, работать над собой. Модель «служения общественности» («социального обслуживания»), как полагают, будет больше привлекать на службу в правоохранительные органы лучших кандидатов, способствовать их личностному росту и интересам общества.
|
|
Применение этой модели в ряде государств на Западе в 70— 90 годы дало положительные результаты. Так, Институт Геллапа, выясняя в феврале 1994 года мнение общественности о честности и соблюдении этических стандартов представителями разных профессий, выявил такую приоритетность: фармакологи — 61%, священники — 54%, дантисты — 51%, преподаватели — 50 %, полицейские оказались на почетном 5 месте -- 46 %. Причем уровень доверия и уважения к полицейским вырос с 1977 года на 7 %. Новая модель положительно сказалась и на нравственной атмосфере в самих правоохранительных органах, т.к. сопровождалась постановкой новых задач, использованием нового содержания и методов воспитания и обучения, более гуманных и демократичных. В коллективах культивировалась атмосфера открытости, доверия, взаимной ответственности, общих усилий, взаимопомощи, групповых обсуждений путей улучшения работы (по типу «кружков качества», изобретенных в Японии еще в 50-е годы).
Четвертая модель — «возможно рационалистическая». Используя положительные стороны предыдущей, она предполагает осуществление правоохранительными органами прагматического подхода, не ограниченного во всем предписанными рамками, а дополняемого научным анализом и принятием мер на основе его. По этой модели сотрудник превращается в аналитика, исследующего мир социума и предлагающего обоснованные решения проблем обеспечения законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Пока эта модель прорабатывается, поэлементно опробуется, в правоохранительных органах полностью не используется, но рассматривается как перспективная.
Если оценить этот ряд моделей с. позиций практики правоохранительных органов России, то можно сказать, что последняя: относится к симбиозу первой и второй с преобладанием элементов второй, хотя эти пропорции испытывают подвижки в отдельные моменты деятельности государства и, естественно, варьируют в конкретных органах.
В концепциях совершенствования деятельности наших правоохранительных органов обнаруживается дефицит принципиально новых подходов, а отдельные интересные идеи не выдерживают испытаний жизнью. Фактически необходим и исторически неизбежен переход к третьей модели социального обслуживания («служения общественности»), оправданный со всех позиций (социальных, правовых, экономических, моральных, этических, психологических, педагогических и иных). Педагогическое достоинство его — в резком улучшении правового воспитания населения, положительных изменениях во всей системе социально-педагогических факторов, влияющих на состояние законности и правопорядка (см. главу 2), повышении здоровой престижности профессии юриста, увеличении притока в правоохранительные органы более образованных, воспитанных, культурных и развитых граждан, в качественно более высоком уровне социальной и педагогической подготовленности сотрудников правоохранительных органов, их культуры, многогранности профессионализма, в укреплении партнерских отношений сотрудников с гражданами и др. Более прогрессивная модель правоохранительной деятельности соответствует потребности и возможностям радикального усовершенствования воспитания, обучения и образования в правовой системе, внесению в них новых, более гуманных, демократичных личностных задач, содержания, форм и методов работы с персоналом, в большей степени отвечающих интересам сотрудников в личностном росте, повышении образованности и профессионализма, самоутверждении и уважении. Более того, принятие третьей модели на перспективу уже сегодня требует реализации всех возможностей юридической педагогики для совершенствовании юридического образования и системы работы с кадрами во всех и в каждом правоохранительном органе, ибо только образованные, культурные, морально воспитанные, гуманно и демократически обученные кадры юристов могут создать почву, обеспечивающую реальный переход в модели социального обслуживания. Не случайно будирование вопросов и необходимость принятия концепции обслуживания сейчас вызывает критические опасения либералов о возможности возникновения «полицейского государства», которые при современном педагогическом уровне подготовленности кадров имеют определенные основании. Поэтому-то система педагогической работы в правоохранительных органах должна иметь сейчас упреждающий, ориентированный на модель «служения общественности» («социального обслуживания») характер, ибо такой переход не может быть осуществлен по приказу, «с завтрашнего дня». Поэтому вся система педагогической работы сегодня не должна сводиться к «излечиванию болячек», а содержать все прогрессивное, приближающее желаемое будущее.
|
|
Использование полицией возможностей педагогики при решении правоохранительных задач. В согласии с утверждающимся в развитых странах подходом - полиция — орган по оказанию массовых социальных услуг, - объективно расширяется круг педагогических задач и потребность в их качественном решении. Так, в Канаде первоочередными вопросами, стоящими перед полицией, оказалась организация работы с национальными меньшинствами. В странах Западной и Северной Европы — взаимодействие полиции и эмигрантов. Общим педагогическим направлением деятельности стран Запада является взаимодействие с населением, находящее выражение в самых разных формах и содержании. Поэтому, в частности в последние двадцать лет в США, а затем в других странах, в полиции появились особые службы, которые условно называются общественной полицией («коммунальной полицией»), ответственной за воспитание законопослушных граждан, оказывающих, в свою очередь, усиленную поддержку полиции.
|
|
В целях более тесного взаимодействия с гражданами, пропагандистскими мерами создан положительный образ инициатив граждан, именуемых «соседским наблюдением». Граждане держат в поле зрения собственность, расположенную в своем районе (на работе, на ферме, в кафе, барах, больницах и др.), выявляют подозрительных людей и странные транспортные средства и передают информацию о них в полицию.
Полиция развитых стран встает на позиции педагогики сотрудничества с самыми широкими слоями населения, включая пожилых граждан и детей. В частности, широкое признание получило «Движение Триада»: общество - пожилые люди - правоохранительные органы. Оно ориентировано на помощь старикам и дает им возможность чувствовать себя нужным людям. Большое значение придается использованию всевозможных добровольных помощников полиции, волонтеров и резервистов.
Существует план развития общественной полиции, включающий методы и средства предупреждения преступности с помощью граждан, методику проведения городских собраний, вовлечение штатских добровольцев, расширение полицейских связей с общественностью и пр.
Проводится специальная работа с детьми и молодежью для понимания ими роли полиции как защитницы интересов населения. С раннего возраста их приучают видеть в полицейском друга, помощника и даже спасителя. Имеются и полицейские службы, специально ориентированные на работу с детьми, их правовое воспитание и оказание помощи[197].
Педагогический подход четко выражен в улучшении работы с осужденными. Считается, что должен быть успешно осуществлен процесс их ресоциализации[198]. В «Европейских тюремных условиях» - международном документе, регламентирующем исполнение уголовных наказаний, - его задачи ориентируются па поддержание самоуважения осужденных, развитие у них чувства ответственности, а также навыков и умений, которые помогут возвратиться в общество, вести законопослушную жизнь и обеспечить ее. В местах заключения считается, что каждый сотрудник должен быть воспитателем. В качестве средств ресоциализации, помимо традиционных режима, благоприятных условий, труда, профессиональной подготовки, получения образования и досуга, рассматриваются и религиозно-нравственное воспитание, социально-психологический тренинг, добровольное лечение от алкоголизма и наркомании, спорт и др. Поскольку в большинстве развитых стран содержание осужденных покамерно (2 — 4 человека), то воспитательная работа строится преимущественно индивидуально и в малых груд, пах, что имеет немалые преимущества в сравнении с нашими условиями. Характерно активное участие в работе с осужденными различных общественных организаций и добровольных помощников, которые продолжают работу и после освобождения.