Педагогические особенности и задачи профессиональной подготовки

Место профессиональной подготовки в повышении профес­сионализма специалистов правоохранительных органов. Образо­вательные учреждения закладывают надежные основы профессио­нализма специалистов правоохранительных органов. Но переход на практическую работу требует адаптации к конкретной должно­сти, на которую назначается выпускник, что обычно обнаруживает пробелы в подготовке, нуждающиеся в устранении, доучивании. Но этим дело не заканчивается: жизнь и условия непрерывно ме­няются, возникают новые проблемы и задачи, новые условия и возможности, происходят изменения в законодательстве, появля­ются новые подзаконные акты, появляются новые виды преступ­лений, способы их совершения и маскировки, обнаруживаются недостатки и отставания, меняются люди, их отношение к праву, правоохранительным органам, их представителям и тому, что они делают и т.д. и т.п. Короче говоря, кончив образовательное учре­ждение, нужно продолжать непрерывно учиться, чтобы поспевать за стремительно уходящей вперед жизнью, постоянно совершенствоваться, обогащаться профессиональной мудростью, обновлять свой профессионализм, поддерживать его на высшем уровне. Эту же необходимость подтверждает система непрерывного образования, предусмотренная новыми Федеральными Законами России об образовании. Непрерывному и оперативному удовлетворению этих требований непосредственно в практике деятельности правоохранительных органов, каждого сотрудника служит система профессиональной подготовки[151].

Длительная практика и широкий опыт выработали эмпирические основы ее проведения, но до сих пор в ней мало использовались достижения и возможности научной педагогики и педагогической психологии. Между тем, опора на них потенциально весьма продуктивна и перспективна. Стихийный и эмпирический пит! совершенствования профессиональной подготовки, опирающийся на опыт, всегда обращен в прошлое, а не в будущее, длителен, медлителен, сопряжен с пробами и ошибками, не всегда приводи, к наилучшим выводам и решениям. Путь научного совершенствования современен, опережает и направляет практику, он ускорен сводит возможные ошибки к минимуму, обеспечивает всесторонние взвешенные решения и новации.

Область научной педагогики, изучающая процесс обучения его закономерности именуется дидактикой (от греч. «дидактикос» - обучающий). Она отвечает на вопросы: для чего и чему учить? как учить? кому учить? Иначе говоря, она дает обоснования сис­теме обучения; ее целям, задачам, содержанию, методам и средст­вам, формам организации, необходимым условиям, критериям н способам оценки эффективности и др. Дидактика, как общая тео­рия образования и обучения, рассматривает общие положения в закономерности. Они обнаруживаются в любом процессе обуче­ния, но в то же время обучение каждому предмету, виду действий, профессии имеет свою специфику. Эта специфика находит отра­жение в частных дидактиках, представляющих адаптацию общих положений в частной методике. Развитие такой дидактики и ее приложений к практике профессиональной подготовки личного состава правоохранительных органов и есть научный путь подъе­ма ее на качественно новый уровень.

Специфика и общие педагогические задачи подготовки. Профессиональная подготовка, проводимая непосредственно в правоохранительных органах, представляет собой специально ор­ганизованную педагогическую систему непрерывного повышения и поддержания профессиональной подготовленности персонала к эффективному решению стоящих, меняющихся, конкретных задач. Она, как и система воспитания, входит важным элементом органи­зации управления и обеспечения деятельности правоохранительно­го органа.

Профессиональная подготовка строится как особое направление работы с кадрами непосредственно в правоохранительных органах и в этом ее существенное своеобразие и отличие от происходящего в образовательных учреждениях. Общая организация ее осуществляется кадровыми аппаратами, специальными службами и непосредственными руководителями занятий. Но основное своеобразие — в педагогической системе как всей подготовки, так проводимых занятий.

Под подготовкой нередко подразумевается обучение персонала. Но профессионализм, как уже отмечалось, не сводится к обученности. Профессионализм нечто большее, чем обученность. Чтобы добиться высоких профессиональных результатов, надо быть еще профессионально воспитанным (быть добросовестным, ответ­ственным, преданным профессиональному долгу, целеустремлен­ным, настойчивым, упорным, честным, человечным и др.) и про­фессионально развитым (иметь развитые профессиональные спо­собности). Поэтому профессионалом может считаться только тот, кто не только знает, но и + может + хочет + способен (см. па­раграф 4.1, рис. 6). Поэтому и профессиональная подготовка - весьма специфичная педагогическая система. Имея в своей основе обучение, она обязана решать триединую педагогическую задачу (ТПЗ): обучение + воспитание + развитие. Это особое обучение: обучающе-воспитывающе-развивающее. Его содержание, формы и методы эффективны, если направлены на решение этих задач в комплексе и строятся соответственно.

Это основополагающие положения частной дидактики про­фессиональной подготовки в правоохранительных органах. Све­дение подготовки к обучению ущербно и антипедагогично в своих корнях, не дает желаемых результатов в достижении высот про­фессионального мастерства и порождает горькие плоды наруше­ний законности, формализма, бездушия, потери уважения у граж­дан и др.

Частные педагогические задачи. Частные задачи обучения связаны с формированием, совершенствованием, обогащением, закреплением и поддержанием на должном уровне профессио­нальных знаний, навыков и умений сотрудников.

Частные задачи профессионального развития сотрудников в ходе профессиональной подготовки обусловлены необходимостью 1 возможностями развития профессиональных способностей - особых качеств и их компонентов, сказывающихся на успехах овладения профессией, решении профессиональных задач и профессиональном росте. К таким способностям, подлежащим целена­правленному развитию, относятся:

- профессиональное мышление (юридическое, тактическое, оперативное, криминалистическое, техническое, психолого-педагогическое др.);

- профессиональная наблюдательность;

- профессиональная память;

- способность к перевоплощению и ролевому поведению;

- профессиональная бдительность;

- скорость реакции;

- профессионально-психологическая устойчивость и др.

Для разных категорий сотрудников, в зависимости от особен­ностей их деятельности, нужны и своеобразные способности, нередко уникальные.

Частные задачи воспитания обучающихся определяются по­требностями повышения уровня профессиональной культуры в профессиональной воспитанности, требования к которым возрас­тают по ходу развития общества и в связи с возможностями про­фессиональной деформации под влиянием осуществляемой дея­тельности и ее условий. Хорошие возможности их решения связа­ны с:

- воспитательными возможностями организации занятий, вносящей вклад в воспитание организованности, дисциплиниро­ванности, добросовестности, требовательности к себе, аккуратно­сти, воли в преодолении трудностей учебы, привычки к самостоя­тельной работе и др.;

— воспитательными возможностями содержания занятий,
практически всегда связанных с воспитанием патриотизма, любви
к профессии, чувства долга, стремления к повышению уровня
профессионализма, формированием правовых взглядов, убежде­ний и установок на соблюдение законности, привычек и потребно­стей в уважении прав и достоинства других людей, интереса к
изучению и учету психологических и педагогических особенностей
людей, профессиональных привычек, мотивов к соблюдению норм
и правил морали и профессиональной деонтологии и др.;

—воспитанием методикой и условиями проведения занятий
таких качеств как коллективизм, смелость, мужество, самооблада­ние, активность, самостоятельность, инициативность и т.п.;

—воспитанием примерам личности руководителя занятии.
Профессионализм, личные качества, высокий методический уровень его подготовки приводят в действие механизмы заражения, внушения, подражания и способствуют возникновению у обучаю­щихся интереса, увлеченности, целеустремленности, трудолюбия, стремления к самовоспитанию и самообразованию.

Основные и частные педагогические задачи профессиональной подготовки определяют и ее основное содержание, организацию я методику. Последние конкретизируются организаторами подготовки и руководителями занятий с учетом специфики профессио­нальной деятельности обучаемых учебной группы, ее успехов и недостатков, новаций, фактической подготовленности и директив­ных указаний на текущий год.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: