Система подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях

Сущность подготовки - формирование экстремальной (слу­жебно-боевой) подготовленности сотрудников. Подготовленность сотрудника правоохранительных органов к действиям в экстре­мальных условиях складывается из двух основных комплексных видов: общей профессиональной подготовленности и специальной, экстремальной (служебно-боевой) подготовленности. Необходи­мость второй с очевидностью вытекает из специфики экстремаль­ных условий, ее педагогических требований и многократно под­тверждена практикой. Первая выступает фундаментом второй и предшествует ей. Она уже рассмотрена в лекциях 4,6, 7. Второй посвящена настоящая лекция.

В психолого-педагогическом плане экстремальная подготов­ленность сотрудника, военнослужащего внутренних войск скла­дывается из:

- экстремальной обученности,

- морально-психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях,

— экстремальной развитости.

Экстремальная обученность сотрудника связана с у него:

- знания задач, которые ему предстоит решать, способов их решения, экстремальных условий, ожидающихся трудностей, способов их преодоления, правовых основ использования силовых методов и оружия, вероятного противника;

- навыков и умений качественно выполнять все необходимые профессиональные действия в любых, экстремальных условиях;

- навыков применения боевых приемов, использования оружия и специальных средств в условиях силового и вооруженного противодействия криминального элемента;

- навыков групповых действий решения задач в экстремальных условиях;

- натренированностью в восприятии экстремальных усло­вий и преодолении психологических трудностей, характерных для них;

- навыков и умений обеспечения личной безопасности;

- умение учиться в экстремальных условиях и на опыте их.

Морально-психологическая подготовленность к действиям в экстремальных условиях - это специфическая воспитанность сотрудника, военнослужащего внутренних войск, обеспечивающая высокопрофессиональное и высокоморальное по­ведение в критических ситуациях. Она включает:

- верность профессиональному долгу при любых испытаниях в экстремальных условиях;

- верность товарищескому долгу при действии в составе групп;

- умение управлять собой в профессионально, морально и
психологически трудных условиях, мобилизовывать все свои силы
и возможности, не теряться, не пасовать перед трудностями, не
совершать импульсивных поступков, вредящих делу и себе.

Экстремальная развитость характеризуется высоким уровнем развития качеств, обеспечивающих успешность действий в экстремальных условиях:

- волевых качеств, таких как целеустремленность, смелость,
мужество, стойкость, решительность, ответственность, бдитель­ность;

- профессионально-психологической устойчивости;

- способности вести борьбу нервов с вооруженным против­ником;

- особо развитых познавательных качеств: боевой наблю­дательности, осмотрительности, быстроты мышления, прогностичности, сообразительности, боевой интуиции;

- особо развитых физических качеств: физической вынос­ливости, силы, ловкости, быстроты двигательных реакций.

Экстремальная подготовленность отдельных категорий сотрудников и военнослужащих войск может отличаться от описанной общей в каких-то деталях.

По полноте представленности, уровню необходимой отработки и особенностям содержания выделяются три комплексных вида экстремальной подготовленности:

1. экстремальная подготовленность к обострениям повседневной правоохранительной деятельности. Она выражает подготовленность сотрудника кповедению и действиям при возможном внезапном возникновении отдельных, кратковременных «экстремальных всплесков» на обычно ровном фоне деятельности. Таковы, например, внезапное обострение общения, дерзкое поведение гражданина при выполнении сотрудником следственны, действий или проверке документов, срыв намеченного плана действий, появление какой-то серьезно мешающей работе помехи, вил обезображенного детского трупа и др., но именно такие «экстремальные всплески», которые возможны в данной деятель­ности. Такая подготовленность нужна, например, следователю прокурору, адвокату, судье, юрисконсульту, эксперту криминали­сту, сотруднику налоговой полиции и др. Это наиболее простой комплексный вид экстремальной подготовленности необходимой профессионалу. Если такой у сотрудника нет, то у него:

- вместо стремления к успеху главным становится избегание
неудачи, появляется перестраховка в работе, формализм, тяготе­ние к показной активности, утрачивается желание проявлять вся­кую самостоятельность и стремление получать от старшего «точные указания», переложить ответственность на кого-то дру­гого;

- снижается активность, настойчивость в достижении нужно­
го результата, повышается склонность к поиску причин некачест­венной работы и оправданий («кто хочет — тот ищет способы, кто не хочет — ищет причины»);

- ухудшается сообразительность, находчивость, наблюда­тельность, работа памяти;

- снижается организованность в работе, самоконтроль, появ­ляется суетливость, временами растерянность, отчаяние;

- растет тревожность, подозрительность, возбужденность, раздражительность, плохое настроение, срывы в общении;

- учащаются просчеты и ошибки в работе, упускаются воз­можности, часто возникают тупиковые ситуации и «опускаются руки»;

- ускоряется наступление чувства усталости и переутомления, желание отдохнуть, расслабиться любым способом.

2. подготовленность к решению экстремальных задач - таких как личный сыск, наружное наблюдение, устранение источни­ка опасности, пресечение или отражение нападения, пресечение опасного преступления, задержание вооруженного преступника, пресечение массовых беспорядков, отражение нападения на охраняемый объект, освобождение заложников и т.п. Такие задачи приходится решать чаще всего сотрудникам органов внутренних дел и федеральной службы безопасности, сотрудникам ОМОНа, СОБРа, ОСНа, групп захвата, охраны, патрульно-постовой служ­бы оперативным работникам, сотрудникам подразделений по незаконному обороту наркотиков, по борьбе с экономическими преступлениями, с организованной преступностью и др. Но они встречаются в работе и других специалистов: участковых инспек­торов, сотрудников дежурных частей, караульных, сотрудников исправительных учреждений, инспекторов ГИБДД и всех, кто привлекается к проведению специальных операций. Если такой подготовленности нет у сотрудника, то:

- возникает перенапряжение, становящееся причиной серьез­ных снижений возможности психики;

— беспокойство, сильная тревога, страх, растерянность, не­решительность, замедленность реакций;

— ухудшение сообразительности, наблюдательности, оценки
обстановки, проявления провалов памяти и иллюзий восприятия
(«у страха глаза велики», «пуганая ворона куста боится»);

- снижение активности, настойчивости, упорства, находчиво­сти и изобретательности в достижении цели, постоянное чувство слабости, усталости, бессилия, неумения мобилизоваться;

- обострение чувства самосохранения, переход интенсивности
психического напряжения за пределы полезности;

- беспокойство, растерянность, нерешительность, замедлен­ность реакций;

- боязнь неудачи, страх перед ответственностью, подчинение
своего поведения мотиву избегания неудачи любой ценой (вместо
стремления к максимально возможному успеху);

- ухудшение сообразительности, наблюдательности, оценки
обстановки, проявления провалов памяти и иллюзий восприятия
(«У страха глаза велики», «пуганая ворона куста боится»);

- снижение активности, настойчивости, упорства, находчиво­сти и изобретательности в достижении цели;

- постоянное чувство слабости, усталости, бессилия, неуме­ния мобилизоваться;

— обострение чувства самосохранения;

- рост раздражительности, временами потеря контроля над собой;

- рост числа ошибок в действиях, неточностей, промахов и
их серьезности и др.

3. подготовленность к деятельности в экстремальных условиях. Этот высший вид экстремальной подготовленности характерен способностью достаточно длительно находиться в экстремальных условиях, практически непрерывно преодолевать их трудности и решать в них любые профессиональные задачи, представляющие в совокупности определенный набор экстремальных. Такой подготовки требует деятельность личного состава внутренних войск, а также групп и подразделений других правоохрани­тельных органов, направляемых в зоны с экстремальными усло­виями, чрезвычайными обстоятельствами, а также все специаль­ные отряды министерства внутренних дел и федеральной службы безопасности, а иногда и специально создаваемые другими право­охранительными органами группы. Если такой подготовленности нет, то у сотрудника:

- резко усиливается проявление описанных в п. 2 отрица­тельных проявлений и их комплексность;

- сильный страх проявляется в заметной трусости;

- инстинкт самосохранения захватывает порой все сознанием
становится единственной побудительной силой поведения;

- ошибки делаются грубыми, ведущими к тяжелым последст­виям, применение оружия становится неэффективным из-за пол­ной потери меткости;

- утрачивается контроль над собой;

- возникают временами отказы от выполнения некоторых за­даний, расцениваемых как смертельно опасные, неподчинение,

- обнаруживается повышенная склонность к употреблению спиртных напитков.

Ситуация для неподготовленных делается гиперэкстремаль­ной.

Опыт показал, что слабая экстремальная подготовленность всегда выступала и выступает причиной хронического недостатка профессионального мастерства и деятельности многих сотрудников правоохранительных органов. Когда сотрудник психологически беспомощен в правомерном воздействии на людей и регулирова­нии человеческих поступков, отношений, проблем, а на него давит груз ответственности за решение стоящей служебной задачи и сро­ки, он попадает в ситуацию, подталкивающую его к использова­нию преимущественно силовых методов, в том числе незаконных - домогательств, насилия, угроз и др. Отсутствие должной про­фессионально-психологической подготовленности -- одна из важных причин человеческой глухоты и бесчувственности, неиссякае­мый источник черствости, формализма, гипертрофированной вла­стности, нарушений законности и серьезных профессиональный просчетов. Зачастую отсутствие или слабости ее выступают основной причиной беспечности, неосмотрительности, медлительности, ошибок, приводящих к гибели сотрудников и воинов.

Процессы развития нашего общества, преодоления имевшихся в его жизни недостатков, стремление создать цивилизованное, гуманное, правовое общество, остро ставят проблему совершенство­вания деятельности государственных, муниципальных и, в частно­сти, правоохранительных органов, их персонала. Необходим отказ от только силового решения проблем в экстремальных, трудных ситуациях отдача предпочтения, социальным, экономическим, психологическим, педагогическим этическим методам работы с гражданами, где и когда это возможно. Тот, кто не владеет этими методами, тот не готов, не может считаться современным профес­сионалом и демонстрирует отсталость от удовлетворения потреб­ностей развития нашего общества и жизни его граждан.

Виды экстремальной подготовки. Изложенное служит осно­ванием для понимания системы необходимых видов экстремальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. В нее вхо­дят:

а) основные виды:

- экстремальная подготовка к действиям при обострениях
повседневной правоохранительной деятельности,

- экстремальная (служебно-боевая) подготовка к решению
экстремальных задач,

экстремальная (служебно-боевая, боевая) подготовка к действию при чрезвычайных обстоятельствах,

б) частные виды:

- подготовка к конфликтному общению,

— физическая подготовка к действиям в экстремальных ус­ловиях,

- огневая подготовка,

- тактическая подготовка к решению разных с.лужебно-боевых задач,

- профессионально-психологическая подготовка к действиям
в экстремальных условиях,

- подготовка к самоуправлению в экстремальных условиях,

- морально-психологическая подготовка к действиям в экстремальных условиях,

- подготовка руководителей, начальников, командиров к решению задач в экстремальных условиях,

- подготовка к обеспечению личной безопасности,

- тренировочная подготовка (тренаж).

Экстремальная подготовка проводится в разное время и по признаку различают:

- предварительную подготовку, - проводимую постоянно, в
системе профессионального образования и служебной подготовки,

непосредственную подготовку, - проводимую непосредственно перед началом решения ответственной и сложной задачи
заключающуюся в дополнительной доработке, доведении до совершенства необходимых для предстоящих действий навыков
умений, морально-психологического ориентирования и мобилизации только тех, кто будет участвовать в предстоящих действиях

подготовку в ходе служебно-боевой деятельности. Ее необходимость и цель — быстрое устранение обнаруженных в ходе
решения служебно-боевых задач слабостей в подготовке личного
состава, а также отработка новых, более успешных способов действий, выявленных в опыте их решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: