Общая характеристика профессионально-педагогической подготовки. В лекции 3 были вскрыты требования правоохранительной деятельности к педагогической подготовленности юриста. Специфика этих требований определяет необходимость именно профессионального, юридико-педагогического характера его подготовленности. Наличие ее обеспечивает целенаправленную и устойчивую активность юриста на решение педагогических задач ее отсутствие — педагогическую слепоту и бездействие. Хорошаяпедагогическая подготовленность проявляется в педагогической грамотности действий, обеспечивающей и совершенный правоохранительный результат, а педагогическая безграмотность всегда сопровождается безрадостной картиной не только упущенных возможностей, но и создания себе новых проблем, которые дополнительно надо преодолевать.
Специфика профессионально-педагогических требований том, что они различны по масштабу и глубине у разных специалистов, а поэтому и подготовленность сотрудников выступает в трех видах: профессионально-педагогической образованности, профессионально-педагогической обученности и профессионально-педагогической осведомленности. Поэтому и профессионально-педагогическая подготовка должна быть дифференцированной.
|
|
О высшем уровне профессионально-психологической подготовленности — профессионально-педагогической образованности (культуре) речь шла в лекциях 3 и 4, когда анализировалось и описывалось то, чем должен обладать преподаватель и другие работники образовательного учреждения - активные участники образовательного процесса. Это в полной мере относится и к таким категориям практических работников правоохранительных органов, как: инспекторы по профилактике преступлений несовершеннолетних, большинство категорий сотрудников органов исполняющих наказание, служб (отделов, отделений) профессиональной подготовки правоохранительных органов, воспитательных подразделений, заместителей начальников по работе с кадрами и др. Хорошо, когда эти специалисты получили до назначения на должности высшее педагогическое или психологическое образование, а затем и дополнительную юридико-педагогическую специализацию.
Непосредственно в правоохранительных органах повышение уровня их образованности возможно путем непрерывного самообразования, активного проведения занятий по юридической педагогике с сотрудниками своего органа, участия в проведении кустовых и межведомственных занятий, семинаров, конференций, периодической (один раз в 3 — 5 лет) учебой на курсах повышения квалификации, систематической подготовкой методических разработок с их тиражированием и рассылкой по подведомственным структурам, написанием в помощь сотрудникам обзорных работ я докладов по ключевым педагогическим проблемам их деятельности, инициативным личным включением в систему приобретения и повышения научной квалификации (проведение исследований на уровне кандидатских, а возможно, и докторских диссертаций по педагогике и психологии с прикреплением в качестве соискателя аспиранта (адъюнкта)-заочника к какому-нибудь юридическому вузу и др.
|
|
Профессионально-педагогическая подготовка специалистов педагогической функцией в работе. Специфика профессионально-педагогических требований к подготовленности второй группы специалистов и должностных лиц правоохранительных органов примечательна наличием в их деятельности отчетливо выраженной педагогической функцией, существующей наряду с другими: правовыми, управленческими, организаторскими и пр. В них деятельности решение педагогических задач имеет параллельный или обслуживающий достижение главной профессиональной цели характер. Это, как отмечалось, деятельность всех категорий руководителей (начальников, командиров), участковых инспекторов, сотрудников профилактических структур, служб по связям с населением и средствами массовой информации, оперативно-розыскных аппаратов, автоинспекторов и др. Возможно, к ним следует отнести и прокуроров, адвокатов, юрисконсультов. Для реализации педагогической функции им нужна достаточная профессионально-педагогическая обученность. Структура и содержание ее, конечно, беднее, уже, специализированнее, чем педагогическая образованность. Ее основные элементы:
1. общепедагогические и юридико-педагогические знания в объеме, определяемом спецификой выполняемой педагогической функции (управление, воспитание, обучение, профилактика и др.);
2. юридико-педагогические навыки и умения:
а) осуществления педагогического анализа ситуаций и проблем,
б) принятия педагогических решений и расчета организации
их исполнения,
в) педагогической техники,
г) выполнения основных педагогических действий (пользования основными методами обучения, воспитания и развития, педагогического наблюдения, педагогического общения, педагогического воздействия, педагогического контроля, педагогической оценки);
д) организации и методики достижения требуемых педагогических результатов (определения педагогических целей и задач, разработки организации, планов педагогической работы, пользования методиками формирования знаний, навыков, умений, основными интенсивными педагогическими технологиями, пользования методиками проведения основных форм организации и воспитания, проведения основных видов подготовки);
3. педагогически благоприятными особенностями личности (положительным отношением к вопросам воспитания, развития внимательной работы с людьми, хорошей морально-психологической подготовленностью, человечностью, доброжелательностью справедливостью, культурой поведения и общения, интеллектом) и отсутствием в ней педагогических противопоказаний (авторитарности, самовлюбленности, несамокритичности, нетребовательности к себе, черствости, грубости, хамства).
Содержание подготовки этой группы сотрудников органов внутренних дел задается структурой и содержанием их подготовленности. Оно включает в себя необходимость ежегодного изучения в системе профессиональной подготовки, подготовки руководящего состава как минимум 1—3 общепедагогических тем и 7—12 специальных, юридико-педагогических, подчиненных формированию и совершенствованию 1 и 2 компонентов подготовленности. Если профессионально-педагогическая подготовка только начинается, то тематика занятий непосредственно определяется содержанием этих компонентов. В дальнейшем исходят из того, что уже было изучено ранее (в предыдущем учебном году), из уровня реальной подготовленности учебной группы, а также актуальности, задаваемой текущими задачами, проблемами, имеющимися успехами и недостатками в работе и реализации педагогической функции.
|
|
Наполнение содержания занятий по их темам осуществляется на основе учебников и пособий по общей педагогике, военной и, конечно, юридической с использованием материала жизни и деятельности правоохранительного органа.
Организационные формы и методика занятий в принципе традиционны, но делается упор на практичность, связь с жизнью, формирование и совершенствование умений и навыков. Предпочтительны практические занятия с анализом служебных ситуаций, содержащих педагогический аспект, обсуждением решений и способов их реализации. Полезны тренажи по овладению педагогической техникой.
Практические занятия по отработке юридико-педагогических навыков и умений начинаются объяснением и показом руководителем занятия конкретного педагогического, организационного или методического действия, а затем оно поочередно выполняется обучающимися и разбирается. На последующих тренировочных занятиях отрабатываемое действие неоднократно повторяется и доводится до нужных кондиций. Затем отрабатывается следующее действие.
Весь комплекс занятий обычно положительно сказывается и на педагогически значимые особенности личности обучающихся, особенно если руководитель постоянно напоминает их значение и то, какого проявления надо добиваться. Обучающиеся начинают лучше понимать их роль, невольно занимаются самооценкой и что-то меняют в себе в лучшую сторону.
Профессионально-педагогическая информированность. Третья группа видов профессиональной деятельности специалистов правоохранительных органов, как отмечалось, отличается присутствием в ней только социально-педагогических влияний на граждан. Результаты влияний выражаются в побочном результате профессиональных действий, имеющем педагогическую природу, - в возникновении и изменении у граждан (под влиянием вида, слов, решений и действий сотрудника) правовых и нравственных знаний, взглядов, убеждений, привычек поведения, умения вести себя правомерно. К таким видам относятся: работа сотрудников управленческих аппаратов Правоохранительных органов, судов, судебных приставов, канцелярий, следователей, милиционеров патрульно-постовой службы, разрешительных и охранных подразделений, дежурных частей и практически всех остальных. Это наиболее массовая категория сотрудников, которым нужен педагогический минимум - профессионально-педагогическая информированность.
|
|
Ее структура и содержание просты и включают:
1. минимум юридико-педагогических знаний позволяющий понимать роль правовой культуры граждан, их правовой обученности, воспитанности в укреплении законности и правопорядка в целом; понимать роль и значение укрепления авторитета правоохранительных органов и свою причастность к этому, необходимость использовать в своей деятельности не только силовые, но и правовоспитательные приемы и методы. При отсутствии таких знаний, сотрудники просто не ведают, что психологически и педагогически творят с людьми, и нередко приносят немалый урон делу;
2. юридико-педагогические навыки и умения:
а) педагогической техники,
б) педагогически корректного общения,
в) педагогической воздейственности профессиональной речи,
поведения и решений;
3. личностные особенности, которые не могут вызывать отрицательные психолого-педагогические изменения у граждан.
Содержание целенаправленной подготовки, ориентированной на формирование профессионально-педагогической информированности, ограничено. В цикле ежегодной программы подготовки оно включает одно занятие по разъяснению связи проявлений их личности, действий, решений по профессиональным вопросам педагогическим аспектом и возникающих в связи с этим педагогических задачах. Остальные 5—10 специальных занятий практические. Линия на формирование и совершенствование нужных навыков и умений должна продолжаться и на всех других занятиях
Форма занятий и методика их проведения исходят почти целиком из практического характера задач. Кроме того, и контингент обучающихся тут несколько иной: часть учебной группы состоит из лиц со средним общим и начальным профессиональным образованием (например группы милиционеров патрульно-постовой службы, охранных и разрешительных служб, канцелярий и др.), либо не юридическим, порой техническим, экономическим и др.
Наиболее приемлемыми формами тут выступают урок и тренаж. С формой урока все знакомы по школе. Своеобразная особенность его в том, что на нем проверяется вначале подготовленность обучающихся по предыдущей теме, далее излагается новый-материал, потом проверяется его усвоение, следуют упражнения по практическому применению знаний, а в конце разбор и оценки. Помимо формирования знаний, относящихся к первому компоненту подготовленности этой категории специалистов, на уроке отрабатываются умения и навыки. Повторные занятия по отработке какого-то умения или навыка приобретают характер тренировочного (тренажа), где главное — многократное повторение с разборами.
Особе внимание уделяется достижению понимания обучающимися того, что все в них и в их работе производит на граждан воздействие, складываются впечатления, оценки, отношения. Определенная специфика деятельности сотрудников правоохранительных органов такова, что один что-то сделал не так, а могут сказать обобщенно: «Правоохранительные органы защищают не народ, а преступников: куплены», «В суде правды не дождешься», «В милиции работают бесчувственные, глухие к беде люди») «Следователи - они все в карман смотрят» и т.п. Поэтому велика ответственность каждого перед товарищами, правоохранительными органами, народом, законом. И эта ответственность не в чем-то заоблачном, а на земле: в сказанном слове, в выражении лица, в тоне голоса и т.п. Психолого-педагогическое, правовоспитательное воздействие оказывают внешний вид, поза, походка, жесты, лицо, общее его выражение, складка губ, взгляд, тон голоса, манера слушать, отвечать, выражаться, способ формулировки вопросов и ответов, решения и способ их высказывания, вежливость, отзывчивость и многое другое. Все это и есть педагогическая техника, основывающаяся на понимании психологических зависимостей, выдержанное общение, микроимпульсы педагогического воздействия на граждан.
Занятия и тренинги по этим вопросам нужно регулярно и ежегодно повторять, ибо предела педагогическому совершенству нет.