Профессионально-педагогическая подготовка

Общая характеристика профессионально-педагогической подготовки. В лекции 3 были вскрыты требования правоохранительной деятельности к педагогической подготовленности юриста. Специфика этих требований определяет необходимость именно профессионального, юридико-педагогического характера его подготовленности. Наличие ее обеспечивает целенаправленную и устойчивую активность юриста на решение педагогических задач ее отсутствие — педагогическую слепоту и бездействие. Хорошаяпедагогическая подготовленность проявляется в педагогической грамотности действий, обеспечивающей и совершенный правоохранительный результат, а педагогическая безграмотность всегда сопровождается безрадостной картиной не только упущенных возможностей, но и создания себе новых проблем, которые дополнительно надо преодолевать.

Специфика профессионально-педагогических требований том, что они различны по масштабу и глубине у разных специали­стов, а поэтому и подготовленность сотрудников выступает в трех видах: профессионально-педагогической образованности, профес­сионально-педагогической обученности и профессионально-педаго­гической осведомленности. Поэтому и профессионально-педагоги­ческая подготовка должна быть дифференцированной.

О высшем уровне профессионально-психологической подго­товленности — профессионально-педагогической образованности (культуре) речь шла в лекциях 3 и 4, когда анализировалось и описывалось то, чем должен обладать преподаватель и другие ра­ботники образовательного учреждения - активные участники об­разовательного процесса. Это в полной мере относится и к таким категориям практических работников правоохранительных орга­нов, как: инспекторы по профилактике преступлений несовершен­нолетних, большинство категорий сотрудников органов испол­няющих наказание, служб (отделов, отделений) профессиональ­ной подготовки правоохранительных органов, воспитательных подразделений, заместителей начальников по работе с кадрами и др. Хорошо, когда эти специалисты получили до назначения на должности высшее педагогическое или психологическое образова­ние, а затем и дополнительную юридико-педагогическую специа­лизацию.

Непосредственно в правоохранительных органах повышение уровня их образованности возможно путем непрерывного самооб­разования, активного проведения занятий по юридической педаго­гике с сотрудниками своего органа, участия в проведении кусто­вых и межведомственных занятий, семинаров, конференций, периодической (один раз в 3 — 5 лет) учебой на курсах повышения квалификации, систематической подготовкой методических разработок с их тиражированием и рассылкой по подведомственным структурам, написанием в помощь сотрудникам обзорных работ я докладов по ключевым педагогическим проблемам их деятельности, инициативным личным включением в систему приобретения и повышения научной квалификации (проведение исследований на уровне кандидатских, а возможно, и докторских диссертаций по педагогике и психологии с прикреплением в качестве соискателя аспиранта (адъюнкта)-заочника к какому-нибудь юридическому вузу и др.

Профессионально-педагогическая подготовка специалистов педагогической функцией в работе. Специфика профессионально-педагогических требований к подготовленности второй группы специалистов и должностных лиц правоохранительных органов примечательна наличием в их деятельности отчетли­во выраженной педагогической функцией, существующей наряду с другими: правовыми, управленческими, организаторскими и пр. В них деятельности решение педагогических задач имеет параллель­ный или обслуживающий достижение главной профессиональной цели характер. Это, как отмечалось, деятельность всех категорий руководителей (начальников, командиров), участковых инспекто­ров, сотрудников профилактических структур, служб по связям с населением и средствами массовой информации, оперативно-розыскных аппаратов, автоинспекторов и др. Возможно, к ним следует отнести и прокуроров, адвокатов, юрисконсультов. Для реализации педагогической функции им нужна достаточная про­фессионально-педагогическая обученность. Структура и содер­жание ее, конечно, беднее, уже, специализированнее, чем педаго­гическая образованность. Ее основные элементы:

1. общепедагогические и юридико-педагогические знания в объеме, определяемом спецификой выполняемой педагогической функции (управление, воспитание, обучение, профилактика и др.);

2. юридико-педагогические навыки и умения:

а) осуществления педагогического анализа ситуаций и про­блем,

б) принятия педагогических решений и расчета организации
их исполнения,

в) педагогической техники,

г) выполнения основных педагогических действий (пользо­вания основными методами обучения, воспитания и развития, педагогического наблюдения, педагогического общения, педагогического воздействия, педагогического контроля, педагогической оценки);

д) организации и методики достижения требуемых педагоги­ческих результатов (определения педагогических целей и задач, разработки организации, планов педагогической работы, пользования методиками формирования знаний, навыков, умений, основными интенсивными педагогическими технологиями, пользования методиками проведения основных форм организации и воспитания, проведения основных видов подготовки);

3. педагогически благоприятными особенностями личности (положительным отношением к вопросам воспитания, развития внимательной работы с людьми, хорошей морально-психологической подготовленностью, человечностью, доброжелательностью справедливостью, культурой поведения и общения, интеллектом) и отсутствием в ней педагогических противопоказаний (авто­ритарности, самовлюбленности, несамокритичности, нетребова­тельности к себе, черствости, грубости, хамства).

Содержание подготовки этой группы сотрудников органов внутренних дел задается структурой и содержанием их подготов­ленности. Оно включает в себя необходимость ежегодного изуче­ния в системе профессиональной подготовки, подготовки руково­дящего состава как минимум 1—3 общепедагогических тем и 7—12 специальных, юридико-педагогических, подчиненных формирова­нию и совершенствованию 1 и 2 компонентов подготовленности. Если профессионально-педагогическая подготовка только начина­ется, то тематика занятий непосредственно определяется содержа­нием этих компонентов. В дальнейшем исходят из того, что уже было изучено ранее (в предыдущем учебном году), из уровня ре­альной подготовленности учебной группы, а также актуальности, задаваемой текущими задачами, проблемами, имеющимися успе­хами и недостатками в работе и реализации педагогической функ­ции.

Наполнение содержания занятий по их темам осуществляется на основе учебников и пособий по общей педагогике, военной и, конечно, юридической с использованием материала жизни и дея­тельности правоохранительного органа.

Организационные формы и методика занятий в принципе традиционны, но делается упор на практичность, связь с жизнью, формирование и совершенствование умений и навыков. Предпоч­тительны практические занятия с анализом служебных ситуаций, содержащих педагогический аспект, обсуждением решений и спо­собов их реализации. Полезны тренажи по овладению педагогиче­ской техникой.

Практические занятия по отработке юридико-педагогических навыков и умений начинаются объяснением и показом руководи­телем занятия конкретного педагогического, организационного или методического действия, а затем оно поочередно выполняется обу­чающимися и разбирается. На последующих тренировочных заня­тиях отрабатываемое действие неоднократно повторяется и дово­дится до нужных кондиций. Затем отрабатывается следующее дей­ствие.

Весь комплекс занятий обычно положительно сказывается и на педагогически значимые особенности личности обучающихся, особенно если руководитель постоянно напоминает их значение и то, какого проявления надо добиваться. Обучающиеся начинают лучше понимать их роль, невольно занимаются самооценкой и что-то меняют в себе в лучшую сторону.

Профессионально-педагогическая информированность. Тре­тья группа видов профессиональной деятельности специалистов правоохранительных органов, как отмечалось, отличается присут­ствием в ней только социально-педагогических влияний на граж­дан. Результаты влияний выражаются в побочном результате профессиональных действий, имеющем педагогическую природу, - в возникновении и изменении у граждан (под влиянием вида, слов, решений и действий сотрудника) правовых и нравственных знаний, взглядов, убеждений, привычек поведения, умения вести себя правомерно. К таким видам относятся: работа сотрудников управленческих аппаратов Правоохранительных органов, судов, судебных приставов, канцелярий, следователей, милиционеров патрульно-постовой службы, разрешительных и охранных под­разделений, дежурных частей и практически всех остальных. Это наиболее массовая категория сотрудников, которым нужен педаго­гический минимум - профессионально-педагогическая информи­рованность.

Ее структура и содержание просты и включают:

1. минимум юридико-педагогических знаний позволяющий по­нимать роль правовой культуры граждан, их правовой обученности, воспитанности в укреплении законности и правопорядка в целом; понимать роль и значение укрепления авторитета правоох­ранительных органов и свою причастность к этому, необходимость использовать в своей деятельности не только силовые, но и право­воспитательные приемы и методы. При отсутствии таких знаний, сотрудники просто не ведают, что психологически и педагогически творят с людьми, и нередко приносят немалый урон делу;

2. юридико-педагогические навыки и умения:

а) педагогической техники,

б) педагогически корректного общения,

в) педагогической воздейственности профессиональной речи,
поведения и решений;

3. личностные особенности, которые не могут вызывать от­рицательные психолого-педагогические изменения у граждан.

Содержание целенаправленной подготовки, ориентированной на формирование профессионально-педагогической информированности, ограничено. В цикле ежегодной программы подготовки оно включает одно занятие по разъяснению связи проявлений их личности, действий, решений по профессиональным вопросам педагогическим аспектом и возникающих в связи с этим педагогических задачах. Остальные 5—10 специальных занятий практические. Линия на формирование и совершенствование нужных на­выков и умений должна продолжаться и на всех других занятиях

Форма занятий и методика их проведения исходят почти целиком из практического характера задач. Кроме того, и контин­гент обучающихся тут несколько иной: часть учебной группы со­стоит из лиц со средним общим и начальным профессиональным образованием (например группы милиционеров патрульно-посто­вой службы, охранных и разрешительных служб, канцелярий и др.), либо не юридическим, порой техническим, экономическим и др.

Наиболее приемлемыми формами тут выступают урок и тре­наж. С формой урока все знакомы по школе. Своеобразная осо­бенность его в том, что на нем проверяется вначале подготовлен­ность обучающихся по предыдущей теме, далее излагается новый-материал, потом проверяется его усвоение, следуют упражнения по практическому применению знаний, а в конце разбор и оценки. Помимо формирования знаний, относящихся к первому компоненту подготовленности этой категории специалистов, на уроке отрабатываются умения и навыки. Повторные занятия по отработке какого-то умения или навыка приобретают характер тренировочного (тренажа), где главное — многократное повторе­ние с разборами.

Особе внимание уделяется достижению понимания обучающи­мися того, что все в них и в их работе производит на граждан воздействие, складываются впечатления, оценки, отношения. Оп­ределенная специфика деятельности сотрудников правоохрани­тельных органов такова, что один что-то сделал не так, а могут сказать обобщенно: «Правоохранительные органы защищают не народ, а преступников: куплены», «В суде правды не дождешь­ся», «В милиции работают бесчувственные, глухие к беде люди») «Следователи - они все в карман смотрят» и т.п. Поэтому велика ответственность каждого перед товарищами, правоохранительными органами, народом, законом. И эта ответственность не в чем-то заоблачном, а на земле: в сказанном слове, в выражении лица, в тоне голоса и т.п. Психолого-педагогическое, правовоспитательное воздействие оказывают внешний вид, поза, походка, жесты, лицо, общее его выражение, складка губ, взгляд, тон голоса, манера слушать, отвечать, выражаться, способ формулировки вопросов и ответов, решения и способ их высказывания, вежливость, отзыв­чивость и многое другое. Все это и есть педагогическая техника, основывающаяся на понимании психологических зависимостей, выдержанное общение, микроимпульсы педагогического воздействия на граждан.

Занятия и тренинги по этим вопросам нужно регулярно и ежегодно повторять, ибо предела педагогическому совершенству нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: