Особенности организации и методики занятий по профессиональной подготовке

Процесс профессиональной подготовки воплощается в заняти­ях. Важнейшие формы их организации таковы: лекция, урок (в учебных центрах), семинар, практическое занятие (подготови­тельное; тренировочное — тренировка, тренаж; контрольное), игра, учение, самостоятельное занятие (самоподготовка), зачет, эк­замен. Каждой форме занятий присущи свои особенности органи­зации и методики. Во многом они совпадают с тем, что изложено в лекции 4. Но есть и особенности, специфичные для профессио­нальной подготовки.

Подготовка занятий. Чтобы занятия имели успех, они должны быть тщательно подготовлены их руководителями. Подготовка включает;

- уяснение темы занятий руководителем (при необходимости и в уточнении ее редакции) - того, что входит в ее содержание, как и почему она предложена руководством правоохранительного органа, какое место занимает в системе занятий и ее предназначение в ней, как она соотносится с особенностями состава группы, уровнем подготовленности обучающихся и практическими проблемами, решаемыми ими;

- определение цели и задач занятия. Главное — понять, что
нового надо дать обучающимся, что должно прибавиться в
профессионализме в результате занятия. Среди задач не забыть
воспитательные и развивающие, отвечающие особенностям содержания занятия;

- изучение (повторение) содержания темы занятия; следить,
чтобы содержание отвечало названию темы, целям и задачам заня­тия, причем не приблизительно, а точно; все лишнее должно быть отсечено;

- структурирование занятия: выделение его основных час­тей, учебных вопросов и подвопросов. Удача приходит к тому, кто точно и обоснованно намечает структуру занятия, последователь­ность шагов в отработке содержания темы;

- разработку плана занятия, тезисов (детализация плана и
содержания для памяти и соблюдения полноты и последователь­ности изложения), а при необходимости я конспекта (при слож­ности содержания, его новизны для самого руководителя, его не­уверенности в сохранении в памяти всего, что надо рассказать обучающимся);

- выбор методики (выбор места проведения занятия, необ­ходимых условий, средств обеспечения, методов и методических приемов, технологии их применения по этапам занятия);

подготовку обеспечения занятий (наглядных пособий,
проекционных устройств, средств имитации, помощников — ими­таторов, техники, предварительный просмотр фильмов, определе­ние и подготовку средств обеспечения безопасности на занятии - профилактика случаев возможного травматизма обучающихся и пр.);

- утверждение плана и других подготовленных материалов
начальником, возглавляющим подготовку;

- подготовку места занятий.

Если надо, в подготовку занятия (чаще всего — в подготовку средств обеспечения, мер безопасности и места занятия) включа­ются руководителем занятий и некоторые члены учебной группы. Нередко успех занятия зависит от специальной подготовки к нему самих обучаемых. В таких случаях руководитель заблаговременно дает им задание изучить, отработать или подготовить (принести) то, что надо для занятия, а проверку выполнения заданий осуществляет до или в начале занятия. Бывает необходимым специально заняться подготовкой помощников: лиц, которые будут обеспечивать безопасность, приводить в действие средства имитации, выступать сами в качестве имитаторов (изображать гражданина, собеседника, преступника и др.). Перед началом занятия на месте.до убедиться, что все готово, уделив особое внимание готовности средств и лиц, обеспечивающих безопасность.

Организационные части (этапы) занятия. Основными эта­пами чаще всего бывают; вводный, основной, заключительный.

Занятия начинаются точно в установленное расписанием время и весь состав учебной группы (за исключением освобожденных по болезни или в крайнем случае лично начальником) обязан быть на месте. С пропустившими занятия потом проводятся до­полнительные занятия или даются задания на самоподготовку с последующей проверкой их исполнения.

Во вводной части занятия, как правило, проводятся:

- проверка присутствующих и их внешнего вида;

- беглый опрос обучающихся по содержанию предыдущей темы, выполнению заданий по подготовке к данному занятию (опрос, просмотр подготовленных материалов).

Основная часть занятия заключается в:

- объявлении темы, целей и задач занятия, разъяснении его
значимости;

- раскрытии порядка проведения занятия и инструктирова­нии обучающихся;

- реализации намеченного при подготовке содержания, орга­низации и методики.

Заключительная часть призвана подвести итоги занятия. Это достигается путем:

- анализа степени достижения поставленной на занятие цели
и решения задач;

- указания на факторы, положительно повлиявшие на итоги
занятия и мешавшие (если они были) его качественному проведе­нию;

- персонального оценивания успехов разных обучающихся с выражением похвалы, одобрения, сомнения, сожаления или кри­тики;

- персональных заданий всем или только отстающим обу­чающимся (если они были) для самостоятельной дополнительной проработки вопросов занятия, установлением сроков выполнения и способов проверки руководителем;

- выставления оценок в журнале учета занятий;

- объявления темы следующего задания и, при необходимости, заданий обучаемым по подготовке к нему.

Методика проведения занятий. Она в своем комплексе близка к тем, что рассматривались в лекции 4, посвященной профессиональному образованию. Но есть и особенности, основные которых определяются спецификой методических принципов профессиональной подготовки в практических органах правопорядка изложенных в предыдущем параграфе. Эти особенности обусловлены и тем, что:

—обучаются практические работники, уже имеющие профессиональное образование, практический опыт, зрелого, но разного возраста, поглощенные своей деятельностью, оторванные от нее на
занятие и зачастую не настроенные учиться, и если что-то и ожидающее от занятия, то хоть какой-то помощи в решении проблем
Нужны особые методические усилия руководителя занятий по
включению их в учебу, вызову интереса к занятию, привлечению
и удержанию внимания, повышении) активности;

—занятие проводится, как правило, руководителями, кото­рые тоже заняты профессиональной деятельностью, с трудом по­рой находят достаточно времени для подготовки к занятию и за­частую не владеют всем арсеналом методических средств;

- многие занятия проводятся и служебных помещениях, сла­бо оборудованных учебными средствами и при недостатке фонда наглядных пособий;

—учебная база практического правоохранительного органа в
идеале включает криминалистические кабинеты (часто подвальные
и чердачные пространства, приспособленные под учебные -
«магазин», «жилая комната»), криминалистические полигоны,
полигон профессиональной подготовки, полосы препятствий,
спортивный зал или площадка, тир. У некоторых есть возмож­ность временами пользоваться учебными классами образователь­ных учреждений, если они есть по месту дислокации органа;

—осуществляется преимущественно практически направлен­ная подготовка, нуждающаяся, конечно, и в обогащении сотруд­ников знаниями, расширении кругозора, глубины понимания, без чего практические действия нельзя довести до высот профессиона­лизма. Методическое мастерство руководителя занятий поэтому должно отличаться повышенной подготовленностью к формирова­нию и усовершенствованию профессиональных навыков, умении и качеств обучающихся;

- целесообразно широко использовать методы учебных действий, которые предполагают использование методических приемов постановки и разъяснения заданий, объяснение порядка выполнения действий, рассказа обучаемого о порядке предстоящих действий, приостановки действий, исправления ошибок, снятия нормативов, самоанализа действий, группового разбора действий многократного повторения действий, увеличения темпа выполнения действий, варьировании способов выполнения действий, повышения надежности действий и т.п.;

— заслуживают самого широкого применения методические приемы учебного моделирования реальных условий: создания внешней картины обстановки, моделирования умственных трудностей, моделирования волевых трудностей, моделирования эмоциональных трудностей, выбора места, времени и погодных условий, усложнения наблюдения (например, одевания полупрозрачной повязки на глаза), имитации «выхода из строя» связи, напарника, руководителя, командира; имитации отдельных факторов реаль­ной обстановки (огня, дыма, шумов и звуков, опасности и др.), сложных условий, наращивания трудных условий, варьирования условиями и многие другие;

- во всех методиках обязательно применение методических приемов: воспитывающих - доказательства, словесного убежде­ния, внушения, эмоционального воздействия, требования, оценок, одобрения, осуждения, мотивирования, убеждения на примере и личном опыте, побуждения к самооценке и самоанализу, сравне­ния, коллективной работы, соревновательных отношений, органи­зации оказания товарищеской помощи отстающим, побуждения к взаимной поддержке и выручке; проявления руководителем спра­ведливости, доброжелательности, демократизма, личной пример­ности В увлеченности занятием; дифференцированного и индиви­дуального подхода, заданий на самоподготовку с последующей проверкой их, индивидуальной помощи; имитации ситуаций не­удачи первой попытки решения задачи, поддержки тех, кто испы­тывает трудности, авансирование доверия и многие другие; разви­вающих - активизации развиваемых качеств (мышления, внима­ния, памяти и др.), предоставления самостоятельности, побуждения к творческому поиску решения учебной задачи, соз­дания повышенных трудностей, постановки перед проблемой, мо­делирования риска и опасности, побуждении и требования к про­явлению определенных качеств (активности, настойчивости, бди­тельности и др.); обучения приемам самоуправления и саморе­гулирования (например, при наблюдении, при оценке обстановки, при подготовке и принятии решения); диспуты и обсуждения в группе, всестороннее обоснование своего мнения обучаемыми; со­вместного поиска правильного вывода, решения, оценки; приуче­ния к действию определенных факторов и т.п.

Основы методик формирования и совершенствования профес­сиональных знаний, навыков и умений аналогичны изложенным в параграфе 4.4.

Методика конкретного занятия, решения той или иной педагогической задачи, вида подготовки всегда складывается из отбора и компоновки различных методов, методических приемов, средств и организационных мер. Успех достигается не отдельными методами и приемами, а именно их комплексом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: