Подготовка специальных групп (экипажей, отрядов)

Профессиональное мастерство группы (отдела, экипажа)
его структура.
Было бы ошибкой полагать, что подготовив нужного специалиста, сотрудника, военнослужащего внутренних войск в отдельности, а затем собрав их в группу для решения определенной профессиональной задачи, мы получим подготовленную
группу. Группа особый социальный организм. Мастерство группы зависит от мастерства каждого ее члена, но суть ее в на­лаженности отношений между ними при совместных действиях отработанности взаимодействия в процессе решения реальных за­дач, способности сохранять высокий уровень надежности и эф­фективности действий в любых условиях. Поэтому профессио­нальное мастерство группы - особый вид мастерства, а форми­рование его особое направление и раздел профессиональной подготовки в правоохранительных органах.

Начинается его формирование не после завершения одиночной подготовки, ибо, как уже говорилось, никакое индивидуальное мастерство сотрудника, воина не может считаться совершенным, если у него нет подготовленности к действиям всоставе группы, экипажа, отряда. Это означает, что в процессе подготовки групп одновременно проходит окончательную шлифовку и профессиональное мастерство каждого ее члена.

Чтобы педагогически эффективно формировать профессио­нальное мастерство группы, нужно ответить на вопросы: что фор­мировать? из каких элементов это мастерство складывается?

В структуре профессионального мастерства специальных групп правоохранительных органов выделяются три основных блока элементов:

1. отработанность организации — четкое и прочное овладе­ние каждым членом группы (в том числе и руководителем) своего места в ней, своих функций, обязанностей, ответственности, действий и способов согласования их по содержанию, месту и време­ни с другими членами группы. Отработанность организации бази­руется на:

- организационных знаниях членов группы;

- навыках организационного взаимодействия членов группы.

2. тактическую подготовленность — организованное и каче­ственное выполнение совместных действий по решению типичных
профессиональных задач в соответствующих им условиях, что
предполагает наличие у членов группы:

- тактического взаимопонимания,

— навыков тактического взаимодействия;

3. профессиональную надежность - т.е. отсутствие каких-то явных слабостей у отдельных членов группы, в отработанности организации и тактической подготовленности группы к гибким действиям в непредсказуемых ситуациях и при столкновении с предельными трудностями решения профессиональных задач. Это обеспечивается:

- навыками группового тактического мышления,

- навыками групповой тактической гибкости,

навыками взаимной тактической поддержки,

навыками взаимозаменяемости.

Формирование в процессе профессиональной подготовки группы всех этих элементов с их конкретизацией по специфиче­ским тактическим задачам и предполагаемым условиям определяет задачи, содержание и методику подготовки. Проверка и оценка их наличия — основа оценки подготовленности группы.

Отработка организации действий группы. Как нельзя возвес­ти вершину пирамиды, не построив фундамента, так нельзя без решения этой первой задачи, - отработки организации, рас­считывать на успехи в мастерстве группы.

Организация действий - упорядоченная совокупность дейст­вий каждого и всех членов группы, сочетающихся по одновремен­ности и последовательности. Когда речь идет не о действиях 2 — 3 человек, а о группе большей численности, то редко бывает так, чтобы руководитель занятий помнил точно действия всех и каждо­го и от занятия к занятию повторял их при инструктажах и раз­борах. Чтобы не вносить дезорганизации, руководителю подготов­ки полезно иметь документ (схему, сетевой график, план, таб­лицу, расписание), отражающий организацию действий группы. Неплохо, когда и каждый член группы получает карманную книжку — памятку, где четко по пунктам указаны его функции в группе, обязанности, действия, которые он должен выполнять в разных ситуациях и при решении группой разных задач, их по­следовательность и способы согласования с действиями других. Практически дословное запоминание их - обязательный вид ор­ганизационных знаний и навыков каждого.

Занятия начинаются с разъяснения, а затем и проверки знаний всех и каждого по вопросам организации. Затем на практическихзанятиях вначале не спеша, поэтапно отрабатываются действия по организации и согласованию их. Каждый этап обозначается соответствующей командой руководителя (например: «вызов», «посадка», «переезд», «прибытие на место» и т.д.). После каждого этапа - пауза, во время которой руководитель разбирает выполненные действия, а при необходимости повторяет весь этап до его безукоризненно организованного выполнения всеми.

Отработав это, переходят к занятиям по слитному выполнению всех этапов, но тоже сначала не спеша, со строжайшим соблюдением организационных требований. Затрачиваемое время будет уменьшаться по мере освоения навыков организационное взаимодействия.

К вопросам неукоснительного соблюдения организации долж­на предъявляться неослабевающая требовательность и в последующей тактической подготовке группы.

Тактическая подготовка группы. Отработка организации проводится часто на основе основного типа тактических дейст­вий, характерного для группы. Фактически же ей приходится решать ряд тактических задач, иногда довольно сильно отличаю­щихся друг от друга по объекту, месту и условиям. Поэтому пер­вой задачей тактической подготовки выступает отработка вариантов групповых действий по решению 3 —5 основных типов тактических задач.

Всякое творчество в любом деле базируется на четкой отра­ботке основных действий. Варианты возникают тогда, когда есть чем и между чем варьировать. Поэтому отработка типовых такти­ческих вариантов - важный шаг на пути возникновения группо­вого мастерства действий s сложных, непредсказуемых случаях.

Варианты целесообразно отрабатывать последовательно, начиная с наиболее часто встречающихся или менее сложных. К следующему варианту переходить после основательной отработки предыдущего, доведенной до хорошей быстроты, качества и в дос­таточно сложных условиях. Однако их особым разнообразием и усложнением лучше не заниматься, пока соответствующим обра­зом не будут отработаны все типовые тактические варианты.

Занятия проводятся руководителем командиром группы или старшим начальником. При проведении таких занятий обуча­ются не только подчиненные, но и сам руководитель, начальник, командир, приобретающий умения и навыки управления, взаимо­понимание с подчиненными, что является непременным слагаемым мастерства группы, как единого образования.

Первые занятия по осваиваемому варианту тактических дейст­вий повторяют методику отработки организации, но темп несколь­ко повышается. Новое тут - внимание к тактическому взаимо­пониманию. Совместно Действующие сотрудники, военнослужащие внутренних войск не просто должны соблюдать организационную дисциплину, но и думать, понимать тактические основы решения задачи, уметь оценивать обстановку, действия других и свои прежде всего с позиций общих интересов, находить способы согласо­вания своих действий с действиями других. Методы — объяснения, разборы, советы. Рекомендуется переглядывание, обмен жестами, мимическими движениями лица, короткими репликами. Так возникают навыки тактического взаимопонимания, а на основе их в упражнениях по совместным действиям — и навыки тактического взаимодействия.

Значительное время отводится второй задаче - формирова­нию профессиональной надежности действий гриппы. Основные типы тактических действий отрабатываются при этом отдельно и в комбинации в усложненных, сложных и меняющихся условиях, с имитацией сопротивления противодействующего криминального элемента. Активно используются групповой тренинг (многократ­ные упражнения) и разборы. Повышенное внимание в организа­ционном плане уделяется формированию:

- навыков взаимной тактической поддержки быстрой оценки сложностей, возникших на соседнем участке, своих воз­можностей по оказанию помощи и их реализации, концентрации сил на решающем в данный момент месте;

- навыков взаимозаменяемости - взятии на себя функций соседа при прекращении им действий (ранение, израсходование боезапаса, отзыв командиром и т.п.), а также функций непосред­ственного командира при его «выбытии». К первому виду замес­тительства должен готовиться каждый, по второму — обычно 1—2 лучше подготовленных в индивидуальном плане сотрудника, бой­ца. Последнее следует специально отрабатывать по ходу проведе­ния учений и практических занятий, ибо потеря управления в ре­альной сложной обстановке оказывает пагубнейшее влияние на надежность действий группы.

Сложными вопросом отработки профессиональной надежности группы выступает формирование навыков групповой тактической гибкости и группового тактического мышления. Значимость и проявления последнего легко понять по отдаленной, но понятной аналогии с действиями, например, футбольной команды высокого класса. Тактические комбинации рождаются и реализуются быстро футболистами, мгновенно и одинаково оценивающими возникаю­щие ситуации и возможности, подхватывающими и развивающими действия инициатора. Подобные навыки и мышление развиваются в богатом опыте тактических занятий в стабильных группах и в разнообразных условиях при поощрении руководителем тактиче­ских импровизаций. Помимо пояснений и разборов, здесь уместны методы дискуссий, обсуждений, коллективного поиска правиль­ных решений с всесторонним обоснованием вносимых предложений и высказываемых мнений.

Формирование профессионального мастерства специальных групп правоохранительных органов - прерогатива именно про­фессиональной подготовки, проводимой в них, и никогда не фор­мируется в юридических образовательных учреждениях. Оно обеспечивается особой гранью педагогического мастерства начальников и командиров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: