Профессиональное мастерство группы (отдела, экипажа)
его структура. Было бы ошибкой полагать, что подготовив нужного специалиста, сотрудника, военнослужащего внутренних войск в отдельности, а затем собрав их в группу для решения определенной профессиональной задачи, мы получим подготовленную
группу. Группа особый социальный организм. Мастерство группы зависит от мастерства каждого ее члена, но суть ее в налаженности отношений между ними при совместных действиях отработанности взаимодействия в процессе решения реальных задач, способности сохранять высокий уровень надежности и эффективности действий в любых условиях. Поэтому профессиональное мастерство группы - особый вид мастерства, а формирование его особое направление и раздел профессиональной подготовки в правоохранительных органах.
Начинается его формирование не после завершения одиночной подготовки, ибо, как уже говорилось, никакое индивидуальное мастерство сотрудника, воина не может считаться совершенным, если у него нет подготовленности к действиям всоставе группы, экипажа, отряда. Это означает, что в процессе подготовки групп одновременно проходит окончательную шлифовку и профессиональное мастерство каждого ее члена.
|
|
Чтобы педагогически эффективно формировать профессиональное мастерство группы, нужно ответить на вопросы: что формировать? из каких элементов это мастерство складывается?
В структуре профессионального мастерства специальных групп правоохранительных органов выделяются три основных блока элементов:
1. отработанность организации — четкое и прочное овладение каждым членом группы (в том числе и руководителем) своего места в ней, своих функций, обязанностей, ответственности, действий и способов согласования их по содержанию, месту и времени с другими членами группы. Отработанность организации базируется на:
- организационных знаниях членов группы;
- навыках организационного взаимодействия членов группы.
2. тактическую подготовленность — организованное и качественное выполнение совместных действий по решению типичных
профессиональных задач в соответствующих им условиях, что
предполагает наличие у членов группы:
- тактического взаимопонимания,
— навыков тактического взаимодействия;
3. профессиональную надежность - т.е. отсутствие каких-то явных слабостей у отдельных членов группы, в отработанности организации и тактической подготовленности группы к гибким действиям в непредсказуемых ситуациях и при столкновении с предельными трудностями решения профессиональных задач. Это обеспечивается:
- навыками группового тактического мышления,
|
|
- навыками групповой тактической гибкости,
— навыками взаимной тактической поддержки,
— навыками взаимозаменяемости.
Формирование в процессе профессиональной подготовки группы всех этих элементов с их конкретизацией по специфическим тактическим задачам и предполагаемым условиям определяет задачи, содержание и методику подготовки. Проверка и оценка их наличия — основа оценки подготовленности группы.
Отработка организации действий группы. Как нельзя возвести вершину пирамиды, не построив фундамента, так нельзя без решения этой первой задачи, - отработки организации, рассчитывать на успехи в мастерстве группы.
Организация действий - упорядоченная совокупность действий каждого и всех членов группы, сочетающихся по одновременности и последовательности. Когда речь идет не о действиях 2 — 3 человек, а о группе большей численности, то редко бывает так, чтобы руководитель занятий помнил точно действия всех и каждого и от занятия к занятию повторял их при инструктажах и разборах. Чтобы не вносить дезорганизации, руководителю подготовки полезно иметь документ (схему, сетевой график, план, таблицу, расписание), отражающий организацию действий группы. Неплохо, когда и каждый член группы получает карманную книжку — памятку, где четко по пунктам указаны его функции в группе, обязанности, действия, которые он должен выполнять в разных ситуациях и при решении группой разных задач, их последовательность и способы согласования с действиями других. Практически дословное запоминание их - обязательный вид организационных знаний и навыков каждого.
Занятия начинаются с разъяснения, а затем и проверки знаний всех и каждого по вопросам организации. Затем на практическихзанятиях вначале не спеша, поэтапно отрабатываются действия по организации и согласованию их. Каждый этап обозначается соответствующей командой руководителя (например: «вызов», «посадка», «переезд», «прибытие на место» и т.д.). После каждого этапа - пауза, во время которой руководитель разбирает выполненные действия, а при необходимости повторяет весь этап до его безукоризненно организованного выполнения всеми.
Отработав это, переходят к занятиям по слитному выполнению всех этапов, но тоже сначала не спеша, со строжайшим соблюдением организационных требований. Затрачиваемое время будет уменьшаться по мере освоения навыков организационное взаимодействия.
К вопросам неукоснительного соблюдения организации должна предъявляться неослабевающая требовательность и в последующей тактической подготовке группы.
Тактическая подготовка группы. Отработка организации проводится часто на основе основного типа тактических действий, характерного для группы. Фактически же ей приходится решать ряд тактических задач, иногда довольно сильно отличающихся друг от друга по объекту, месту и условиям. Поэтому первой задачей тактической подготовки выступает отработка вариантов групповых действий по решению 3 —5 основных типов тактических задач.
Всякое творчество в любом деле базируется на четкой отработке основных действий. Варианты возникают тогда, когда есть чем и между чем варьировать. Поэтому отработка типовых тактических вариантов - важный шаг на пути возникновения группового мастерства действий s сложных, непредсказуемых случаях.
Варианты целесообразно отрабатывать последовательно, начиная с наиболее часто встречающихся или менее сложных. К следующему варианту переходить после основательной отработки предыдущего, доведенной до хорошей быстроты, качества и в достаточно сложных условиях. Однако их особым разнообразием и усложнением лучше не заниматься, пока соответствующим образом не будут отработаны все типовые тактические варианты.
|
|
Занятия проводятся руководителем командиром группы или старшим начальником. При проведении таких занятий обучаются не только подчиненные, но и сам руководитель, начальник, командир, приобретающий умения и навыки управления, взаимопонимание с подчиненными, что является непременным слагаемым мастерства группы, как единого образования.
Первые занятия по осваиваемому варианту тактических действий повторяют методику отработки организации, но темп несколько повышается. Новое тут - внимание к тактическому взаимопониманию. Совместно Действующие сотрудники, военнослужащие внутренних войск не просто должны соблюдать организационную дисциплину, но и думать, понимать тактические основы решения задачи, уметь оценивать обстановку, действия других и свои прежде всего с позиций общих интересов, находить способы согласования своих действий с действиями других. Методы — объяснения, разборы, советы. Рекомендуется переглядывание, обмен жестами, мимическими движениями лица, короткими репликами. Так возникают навыки тактического взаимопонимания, а на основе их в упражнениях по совместным действиям — и навыки тактического взаимодействия.
Значительное время отводится второй задаче - формированию профессиональной надежности действий гриппы. Основные типы тактических действий отрабатываются при этом отдельно и в комбинации в усложненных, сложных и меняющихся условиях, с имитацией сопротивления противодействующего криминального элемента. Активно используются групповой тренинг (многократные упражнения) и разборы. Повышенное внимание в организационном плане уделяется формированию:
- навыков взаимной тактической поддержки быстрой оценки сложностей, возникших на соседнем участке, своих возможностей по оказанию помощи и их реализации, концентрации сил на решающем в данный момент месте;
- навыков взаимозаменяемости - взятии на себя функций соседа при прекращении им действий (ранение, израсходование боезапаса, отзыв командиром и т.п.), а также функций непосредственного командира при его «выбытии». К первому виду заместительства должен готовиться каждый, по второму — обычно 1—2 лучше подготовленных в индивидуальном плане сотрудника, бойца. Последнее следует специально отрабатывать по ходу проведения учений и практических занятий, ибо потеря управления в реальной сложной обстановке оказывает пагубнейшее влияние на надежность действий группы.
|
|
Сложными вопросом отработки профессиональной надежности группы выступает формирование навыков групповой тактической гибкости и группового тактического мышления. Значимость и проявления последнего легко понять по отдаленной, но понятной аналогии с действиями, например, футбольной команды высокого класса. Тактические комбинации рождаются и реализуются быстро футболистами, мгновенно и одинаково оценивающими возникающие ситуации и возможности, подхватывающими и развивающими действия инициатора. Подобные навыки и мышление развиваются в богатом опыте тактических занятий в стабильных группах и в разнообразных условиях при поощрении руководителем тактических импровизаций. Помимо пояснений и разборов, здесь уместны методы дискуссий, обсуждений, коллективного поиска правильных решений с всесторонним обоснованием вносимых предложений и высказываемых мнений.
Формирование профессионального мастерства специальных групп правоохранительных органов - прерогатива именно профессиональной подготовки, проводимой в них, и никогда не формируется в юридических образовательных учреждениях. Оно обеспечивается особой гранью педагогического мастерства начальников и командиров.