Понятие экстремальности. Экстремальными [156] называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, крайнему, предельному напряжения сил к возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую задачу.
Давно известно, что правоохранительная деятельность обильно насыщена такими ситуациями, отличающимися наличием в них факторов (особенностей, причин, обладающих силой влияния на людей и их деятельность), именуемых экстремальными, каждый из которых и все они вместе делают ситуацию экстремальной. Они могут носить объективный и субъективный (психологический) характер. Объективные создаются сложностью самих правоохранительных задач, проблемами укрепления законности, правопорядка, борьбы с преступностью. Понимание того, что укрепление правопорядка и борьба с преступностью сопряжены с психологическими трудностями, возникло давно.
Вся юридическая деятельность погружена в жизнь общества и его граждан, в столкновение целен и намерений разных людей, неутолимую жажду удовлетворения потребностей (зачастую деформированных), в конфликты, кипение страстей, накал чувств — во все то, что содержит реальная жизнь. Юридические дела - это жизненные случаи, становящиеся предметом юридического рассмотрения. Из них невозможно исключить человека со всей сложностью его поведения и отношений и решать юридические задачи, ограничиваясь «чисто правовой» стороной. Подготовленность к тому, чтобы разобраться во всей гамме психологических оттенков и зависимостей, характеризует реальную подготовленность юриста, судьи, прокурора, адвоката, следователя, оперативного работника, участкового инспектора, руководителя и других специалистов к юридической деятельности, их профессиональное мастерство.
В последние десятилетия наблюдается тенденция повышения экстремальности правоохранительной деятельности, особенно в связи со значительным ростом активности и криминальной изощренности преступников, использованием ими оружия и других современных средств совершения преступлений, возрождением (после долгого перерыва) группового бандитизма, организованной преступности и т.п. Это породило, по существу, новый вид правоохранительной деятельности — служебно-боевую деятельность.
Особо высоким уровнем экстремальности обладают чрезвычайные обстоятельства - явления и факторы природного, техногенного или социального характера, которые нередко нарушают нормальную жизнь населения, общественную безопасность и порядок на определенной территории. Это - действия стихийных сил природы (землетрясения, ураганы, лесные пожары, сели, эпидемии и эпизоотии и пр.), аварийные изменения техносферы (аварии на химических, экологически опасных производствах, атомных электростанциях, катастрофы транспорта и разрушение зданий и пр.) и социальные катаклизмы (массовые беспорядки, террористические акты, захваты заложников и самолетов, действия незаконных вооруженных формирований, групповое противодействие силам правопорядка и др.).
Экстремальные факторы в правоохранительной деятельности. Трудности, их нарастание, превращение в экстремальные определяется наличием конкретных особенностей, факторов[157] в окружающей обстановке, деятельности. Их число в правоохранительной деятельности велико и можно выделить три группы их: обстановочные, деятельностные и личностные,
К обстановочным факторам относятся:
- фактор наблюдаемого серьезного нарушения общественного порядка;
- фактор наблюдаемых человеческих потерь, лишений, разрухи: гибели сооружений, средств транспорта, имущества, ценностей, гибели людей, вид трупов, жертв, страданий, горя людей, их
нужд, переносимых тягот, призывов о помощи, и др.;
- фактор общей дезорганизации жизни на территории, в городе, на дороге и пр., необычного поведения граждан (паника, толпы, беженцы, истерия, агрессивность);
- фактор активности и противодействия — сопротивления
сотруднику в отправлении его обязанностей со стороны части лиц
и особенно криминального элемента. В зонах чрезвычайных обстоятельств это обнаруживается в активизации мародерства, краж,
грабежей, разбоев, бандитизма, использования преступниками
мирных граждан для прикрытия своего отхода и др.;
- фактор угрозы жизни, здоровью сотрудника активно проявляется при чрезвычайных обстоятельствах и применении преступниками оружия и физической силы;
- фактор шантажа - можно сказать, новый фактор, обнаруживающийся в препятствии сотруднику, юристу в реализации
своих правомочий со стороны криминального элемента с целью
получения личной выгоды и ухода от ответственности путем угроз
ему, его семье, гражданам;
- факторы новизны, необычности, внезапности, стремительности возникновения и протекания событий.
Деятельностные факторы — это:
- фактор понимания большой значимости происходящих событий;
— фактор понимания необходимости личного вмешательства в решение трудной задачи, необходимости личного проявления большого напряжения, ответственности, долга, смелости, полной мобилизации сил и возможностей;
- фактор понимания большой трудности в достижении необходимого результата;
— фактор сознания ответственности за свои решения, поступки, действия и достижение необходимого профессионального результата;
- фактор большой цены ошибки, если она будет допущена сотрудником;
- фактор коллективизма, солидарности, выражающийся в
понимании необходимости действовать совместно, согласованно со
своими сослуживцами и взаимодействующими подразделениями,
не подводить друг друга, оказывать взаимную поддержку и выручку, следовать примеру других и показывать пример;
- фактор опасности и риска для здоровья, жизни граждан,
находящихся в зоне событий, а также - успеха действий своих
коллег, собственных действий (применения оружия, срыва выполняемой группой операции и др.);
- фактор примера старших, начальников, командиров, коллег — понимание необходимости действовать как они, если их действия в сложных и опасных условиях профессиональны, мужественны, и иначе, если они не таковы, а долг и совесть подсказывают сотруднику необходимость иного поведения и действий;-
- фактор дефицита времени для подготовки, принятия решений и достижения необходимого результата;
— фактор недостаточной обеспеченности предстоящих или
осуществляемых действий (наличия и веры сотрудника в достаточность прав, предоставленного для выполнения задания времени; имеющиеся средства личной защиты, оружие, спецсредства, технические средства, средства связи, транспорт, резервы, возможности получения дополнительной помощи и пр.);
— фактор больших и длительных нагрузок при отсутствии
адекватного отдыха;
- фактор неудач, могущий возникать не до начала действий,
а в ходе их;
Личностные факторы (связанные с особенностями самого сотрудника):
- фактор отсутствия интереса к выполняемой работе, решаемой задаче, поручению. Работа с интересом умножает силы, без него — заставляет постоянно принуждать себя, преодолевать внутренние трудности мобилизацией своих сил;
— фактор отсутствия личного опыта нахождения в условиях, характерных наличием всех описанных выше экстремальных факторов, выполнения действий в них и преодоления аналогичных трудностей;
- фактор неуверенности в свое профессиональное мастерство, в наличии знаний и отработанности действий, необходимых для успешного решения предстоящей и решаемой задачи;
- фактор неуверенности в своих личных качествах и способности справиться с предстоящими трудностями решительности, смелости, мужестве, стойкости, воле, силах, выносливости, самообладании, находчивости, ловкости и др.;
- фактор неуверенности в принятом решении (борьба мотивов). Это может быть борьба профессионально и морально полноценных мотивов, выбор одного из которых трудно дается сотруднику, например, одного из вариантов решения[158]. Но бывает борьба достойного и недостойного мотивов, например: прибегать в данной, не поддающейся решению ситуации, к «не полностью законным» способам и приемам действий, или строго и педантично действовать в рамках законности? Тут не только колебания, но и профессионально и морально неполноценный выбор (при наличии у сотрудника совести) приводят к большим внутренним переживаниям и нагрузкам;
- фактор неуверенности в коллегах, руководителе. Этотфактор сильно затрудняет действия сотрудника, особенно в ситуациях риска, опасности;
- фактор непонимания происходящих событий, их причин и
того, что и как надо делать самому в данной ситуации. Он сопряжен с ожиданием чего-то страшного, неприятностей, неожиданностей, требует постоянной настороженности, повышенной собранности, готовности ко всему, действует изнуряюще;
- фактор внутренней неготовности, неполной отмобилизованности своих сил и возможностей перед и во время решения ответственной задачи в экстремальной по другим показателям ситуации. Эта внутренняя размягченность не позволяет полностью и эффективно реализовать свои возможности и определяет особую болезненность от столкновения с другими экстремальными факторами;
- фактор усталости и утомления требует усиления волевого напряжения для поддержания должного качества работы и доведения дела до конца;
- фактор допущенных промахов и ошибок. Последние почти всегда осложняют работу и достижение цели. Так, неосторожное слово следователя может сорвать с трудом налаженный контакт и доверительные отношения с допрашиваемым. Упущения в обнаружении и фиксации следов при осмотре места происшествия могут сделать бесплодными все дальнейшие усилия по сбору достаточных доказательных материалов.
Типы экстремальных ситуаций и тенденции их усложнения. Экстремальная ситуация создается комплексом экстремальных факторов и их особенностями.
По степени экстремальности, трудностей, напряжений в решении правоохранительных задач все ситуации делятся на:
- нормальные, характерные обычными трудностями, которые присущи повседневной деятельности;
- параэкстремалъные — трудности заметно повышены, велики, то же — напряжение, требующееся для их преодоления; они приближаются к предельным, находятся около них;
- собственно экстремальные характерные высокими трудностями и нагрузками, требующими полной мобилизации сил и возможностей сотрудника, юриста;
- гиперэкстремальные — отличающиеся исключительными трудностями, требующие чрезвычайных усилий от человека, нередко превосходящих его возможности, но не допускающие пассивного созерцания, а обязывающие действовать «через не могу».
Практически все сотрудники правоохранительных органов систематически попадают в них. Даже беседа, опрос, допрос, проверка документов, предупреждение, требование, обвинение, резкое слово могут быстро превратиться в накаленный эмоциями конфликт, экстремальную ситуацию, который потребует от следователя патрульного милиционера, судьи, адвоката и др. предельной собранности, самообладания, воли, умения выходить достойно из сложного положения. Обилие поручений, «горящие сроки», ненормированный рабочий день, вразнос» начальника, полученное неприятное сообщение и пр. прекращают работу в экстремальную. Наглость, вызывающее поведение, оскорбляющее профессиональное я личное достоинство сотрудника, юриста могут превратить ситуацию даже в гиперэкстремальную, в которой некоторые срываются, совершают поступки, за которые потом раскаиваются и даже несут административную, а порой и уголовную ответственность.
Чаще, чем другим, приходится решать задачи в экстремальных условиях большой сложности сотрудникам МВД, Министерства юстиции, ФСБ, особенно специальных подразделений ОМОН - отрядов милиции, предназначенных для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах и других общественных местах в условиях сложной оперативной обстановки; СОБР - специальных отрядов быстрого реагирования и силовой поддержки оперативных и следственных мероприятий, освобождения заложников, пресечения актов терроризма и деятельности вооруженных групп; ОСН — отрядов
специального назначения, предназначенных для предотвращения и
пресечения преступлений на объектах уголовно-исполнительной
системы, обеспечения правопорядка в них, безопасности содержащихся в них лиц, а также персонала; ГЗ — групп захвата и др.).
Такие особенности современной правоохранительной деятельности требуют повышенного внимания к вопросам подготовки их сотрудников.
Педагогические требования экстремальности правоохранительной деятельности к подготовленности ее субъектов. Педагогически важно обратить внимание на группу личностных экстремальных факторов. Уже их наличие говорит о том, что экстремальность — объективно-субъективное явление. Если для одного человека определенные обстановочные и деятельностные факторы выступают как параэкстремальные, экстремальные или гиперэкстремальные, то для другого, лучше или отлично подготовленного, они нормальны. Ошибочно считать, что экстремальные факторы Действуют всегда отрицательно, не сказав - на какого человека, как и в какой степени подготовленного.
Факты и исследования показывают (рис. 9), что на плохо, недостаточно подготовленного к решению задач в экстремальных условиях сотрудника они действительно сказываются отрицательно: вызывают растерянность, нерешительность, страх, ухудшение психических функций (оценки обстановки, сообразительности, находчивости, наблюдательности, работы памяти, скорости реакций), ослабление самоконтроля и самоуправления, учащение углубление ошибок, снижение точности действий и др.[159] В слабо подготовленных группах, отрядах, экипажах часто возникают, здоровые и пессимистические настроения, слухи, настроения недовольства, отрицательные мнения, ослабление дисциплины, нарушения уставных и служебных норм поведения, склонность к умеренному употреблению спиртного, конфликты во взаимоотношениях, паника и пр.
Рис. 9. Проявления различных уровней (а) и компонентов (б) подготовленности сотрудника, военнослужащего внутренних войск в зависимости от трудности решаемых задач и условий
На сотрудника, юриста, надлежащим образом подготовленного к решению задач в экстремальных обстановочных и деятельностных условиях, последние сказываются напротив — положительно, способствуя мобилизации сил и возможностей, обострению чувства долга, ответственности и решимости, вызывая внутренний подъем, даже азарт, энергичность и активность, настойчивость и упорство, деятельностный максимализм (страстное стремление добиться самого высокого и безусловного результата), повышенную бдительность, внимательность, наблюдательность, быструю и четкую работу мысли, готовность к любым неожиданностям и быстрым реакциям, смелость, устойчивость к временным неудачам и др. Качество действий по сравнению с нормой даже повышается, что относится и к хорошо подготовленным группам, отрядам, экипажам.
Все это говорит о том, что экстремальная подготовленность сотрудника, группы, представляющая собой системное педагогическое явление, — продукт его обученности, воспитанности, развитости (в меньшей степени образованности), в решающей степени определяет успех их действий в любых, в том числе экстремальных (по своим обстановочным и деятельностным признакам) ситуациях и условиях. Можно утверждать и то, что экстремальные ситуации и условия предъявляют особые, повышенные педагогические требования к их подготовленности. Это требования:
1. обязательности подготовки. Требования никто не выдумывал. Спорить о том, нужно ли их выполнять при подготовке и в какой степени, бессмысленно. Это очевидно для каждого, кто хоть раз побывал в экстремальных условиях и испытал их влияние на себе. Экстремальные условия экзаменуют каждого, кто в них попадает. Уйти от этого нельзя. Они строго и бесстрастно выявляют все достоинства и слабости, как лакмусовая бумажка обнаруживают кто чего стоит. За пренебрежение требованиями экстремальности при подготовке расплата следует обязательно. Нередко цепа расплаты — жизнь самого сотрудника;
2. специфичности - необходима особая целенаправленная подготовка, ориентированная на своеобразие экстремальных условий правоохранительной деятельности вообще и деятельности
дельных служб, специалистов, должностных лиц, задач;
3. широты и педагогической целостности. Нужно формирование не одного-двух навыков, не только обучения, но всесторонней подготовки сотрудника, юриста к встрече и преодолению экстремальных трудностей;
4. конкретности: воспитанность, обученность и развитость
сотрудников и их групп по структурным и содержательным характеристикам должны отвечать требованиям преодоления трудностей, создаваемых каждым из экстремальных факторов и всеми
вместе, что должно и может обеспечиваться только строгим и точным построением педагогической системы экстремальной подготовки и ее элементов;
5. непрерывности и быстроты подготовки. Экстремальные
условия - особая школа, в которой надо учиться добросовестно
непрерывно, быстро и успешно. Они не только требуют, но и создают условия, представляя для совершенствования подготовки богатый поучающий материал.