Задачи и содержание физической подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях. Существуют разные концепции построения физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: концепция общефизической подготовки, спортивно-игровой и боевой. В сущности, все они признают необходимость подготовки к решению профессиональных задач, только отдают предпочтение одному из трех ее компонентов: общефизическим качествам, спортивно-игровым или профессионально-боевым. Непосредственно интересам подготовки к экстремальным условиям больше отвечает последний компонент[165].
Профессионально-боевая физическая подготовка, которой чаще всего отдается предпочтение сейчас, предполагает формирование у сотрудников профессионально важных физических качеств (абсолютной и взрывной силы мышц, скоростно-силовых качеств их, выносливости), отработку приемов самозащиты без оружия, боевых приемов борьбы и рукопашного боя, развитие волевых качеств, внимания и психологической устойчивости.
|
|
В практике физической подготовки выделяют (В.Г. Колюхов):
- скоростные упражнения, характеризующиеся быстротой движений и перемещений в пространстве (спринтерский бег, уклоны от ударов, двигательная реакция и т.п.);
- силовые упражнения, отличающиеся перемещением массы в
пространстве или оказание сопротивления внешнему воздействию
(перенос тяжестей, сдерживание толпы, подъем штанги, подтягивания в висе и т.п.);
- скоростно-силовые упражнения, которым свойственна максимальная интенсивность или мощность усилий (прыжки, метания, удары, броски и т.п.);
- упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости в циклических движениях (бег на средние и длинные дистанции, плавание, бег на лыжах и т.п.);
- упражнения, требующие проявления координационных способностей (акробатика, гимнастика и т.п.);
- упражнения, требующие единовременного комплексного проявления различных физических качеств в условиях переменного режима деятельности (борьба, рукопашный бой, бокс, игры и т.п.);
- служебно-прикладные упражнения (упражнения, соответствующие профессиональным действиям сотрудников правоохранительных органов). К ним относятся приемы единоборства и задержании правонарушителей, способы преодоления различных естественных и искусственных препятствий и т.д.
Занятия все больше насыщаются служебно-прикладными упражнениями, а общеразвивающие сокращаются. В ходе занятий отрабатываются действия по силовому пресечению различных противоправных действий и задержанию правонарушителей. Приоритет отдается освоению наиболее надежными и эффективными приемами, хорошо зарекомендовавшими себя на практике: действиями со спецсредствами (щитом, резиновой палкой), защитами от ударов уходами, бросками «боковая подсечка» и «задняя подножка», загибами руки задерживаемого «рывком», приемом «рычаг руки через предплечье», дожимом кисти[166]. Считается, что число осваиваемых приемов силовой борьбы лучше предельно сузить до универсальных, выполняющих одновременно функции защиты и нападения, обезоруживания и задержания, тщательно осваивать основные удары руками и ногами, болевые приемы и броски в 'усложненных условиях. Такое соображение базируется на действующем во всех видах «законе воронки*, проявляющемся в том, что с ростом мастерства единоборца число приемов, с помощью которых он добивается успеха в поединке (при максимальном сопротивлении противника, предельном физическом и психологическом напряжении), сокращается до 3 —5[167]. Бывает, что даже в схватках на первенство мира, побеждает боец, в совершенстве овладевший 1 — 2 приемами и всю схватку ловящий противника на него (даже когда последнему известна эта сильная сторона будущего чемпиона).
|
|
Способы приближения условий к экстремальным на занятиях по физической подготовке. Для этого специалисты по физической подготовке считают необходимым: направлять учебно-тренировочный процесс на достижение готовности к решению реальных задач профессиональной деятельности, усложнять условия выполнения упражнений, повышать физические нагрузки до предельных, проводить занятий при любой погоде, использовать полосы препятствий, сложный рельеф местности, доводить все навыки и умения по выполнению приемов до полной уверенности в условиях и при трудностях, приближенных к реальным, выбирать и создавать условия для занятий (время, место, окружающую обстановку, звуки, действия других лиц м др.) типичные для экстремальных.
В.В. Миленин[168] считает необходимым шире вводить в физическую подготовку учебно-тренировочные бои по упрощенным правилам самбо, дзюдо, бокса, и рукопашного боя в защитном снаряжении. В силовых противоборствах, при прочих равных условиях, успеха достигает не тот, кто овладел арсеналом приемов, но умеет импровизировать в постоянно меняющихся и трудно предсказуемых условиях. Если обучение ограничивается последовательной отработкой отдельных боевых приемов на не оказывающем сопротивления партнере, то, даже доведенные до прочного навыка они будут мало способствовать достижению успеха в реальном силовом противоборстве. Только спарринги, учебные Индивидуальные единоборства (в том числе и спортивные) создают внешнюю и внутреннюю (психофизическую и психологическую Модель профессионально-боевых действий, а поэтому они должны стать непременной формой подготовки сотрудников.
В последовательности отработки профессионально-боевых силовых действий и приемов, доведения их до прочно освоенных навыков и умений), применяется блочное планирование (каждый блок длится 6 — 8 недель): первый - отработка приемов на проявляющемся партнере, второй — отработка приемов при серийном выполнении ив комбинациях при дозированном сопротивлении партнера, третий - отработка реализации приемов условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям противоборства и силового задержания правонарушителя. При этом используются различные спарринги, выполнение боевых приемов борьбы в процессе преодоления полосы препятствий, моделирование ситуаций пресечения различных правонарушений. Итоговая оценка подготовленности обучающихся проводится путем проведения спарринга («вольного боя») при полной свободе выбора средств нападения и защиты партнерами и мобилизации психофизических возможностей.
|
|
Для развития и укрепления волевых качеств на занятиях по физической подготовке последовательно, с нарастающим усложнением (Н.А. Минжанов)[169]:
- создаются ситуации, требующие проявления напряжения
воли (спарринги схватки с «правонарушителем», повторное преодоление препятствий, увеличение продолжительности физических нагрузок),
- вводятся сбивающие факторы и помехи (шум толпы, звуки
стрельбы, внезапное нападение «правонарушителя», увеличение
числа нападающих, внезапное усложнение задания, создание разнообразных ситуаций, требующих быстрого выбора между двумя
или несколькими способами действий),
- усложняются условия выполнения упражнений, связанные
с нарастанием риска и опасности (повышается высота снарядов,
ширина преодолеваемых рвов, организуются трудно проходимые
завалы, создается необходимость прыгать с большой высоты, перебираться по канату над водной поверхностью, подниматься по
пожарным лестницам на большую высоту и др.),
- используются упражнения с перемещением тела в пространстве (кувырки с трамплина, прыжки с высоты, сальто),
- упражнения выполняются в максимальном темпе, в состоянии сильной усталости под коней занятия.
Для повышения эмоционально-волевой устойчивости:
- упражнения выполняются на высоте, на качающихся узких
поверхностях, над водой и огнем, во время дождя, мороза, ветра, жары, в сумерках, темноте, с завязанными плотной или полупрозрачной тканью глазами,
- используются психогенные факторы (оружие в руках
«правонарушителя» - нож, палка, разбитая бутылка, бритва,
пистолет, агрессивность «правонарушителя*, дефицит времени,
отсутствие необходимой передышки),
- занятия проводятся в квартире, подъезде, автобусе, лифте,
да лестничной площадке, в подвале, чердачном помещении,
- проводятся единоборства с несколькими противниками подряд,
- упражнения выполняются в различной одежде и экипировке (форма летняя и зимняя, бронежилет, каска),
- приемы самозащиты без оружия применяются в опасных
условиях (лестничная площадка, балкон, край моста, крыша и пр.),
|
|
- упражнения выполняются в обстановке состязания.
Распространены в правоохранительных органах полосы препятствий, позволяющие моделировать физические и психологические трудности, аналогичные встречающимся в реальных условиях. Стационарными учебными позициями па них обычно бывают:
двухметровые заборы, ямы, качающийся мост, лабиринт, подземный ход, подвал, домик, водная преграда, стена с окном, бревно,
огневая полоса. Динамичность и неожиданность трудностей создается переносными препятствиями: завал из старых шин, забор,
груда металлических бочек, куча веток. Можно менять место их
на полосе препятствий, образуя для обучающихся ранее проходивших полосу неожиданные сгущения на разных участках. Полезны вращающиеся во вертикали и горизонтали барабаны, позволяющие менять размеры окна, через которое надо пролезть (перепрыгнуть кувырком), или бума, бревна (по ширине).
Усложнение условий достигается задымлением, имитацией пожара, трансляцией громких звуков, внезапным нападением «преступника», укрывшегося за одним из препятствий, постановкой дополнительных заданий — следить за обстановкой и запоминать (на полосе специально разбрасываются два-три предмета - головного убора, платка и пр., либо на стойках или щитах, расположенных по краям полосы, помещаются объявления, фотографии, названия улиц, номера автомашин и др.), повышением скорости передвижения (хорошо, когда имеется две полосы, расположенные параллельно, и по ним, соревнуясь в скорости, двигаются два обучающихся), созданием ситуации погони (один из сотрудников уходит на полосу на 5—10 секунд раньше второго, которому ставится задача «догнать!»), многократным преодолением полосы в прямом и обратном направлении, упражнением «перенос раненого» (два обучающихся переносят третьего, преодолевая вместе с ним препятствия), выполнением стрельб в рядом расположенном тире сразу после преодоления полосы препятствия.
И.А. Минжановым разработан комплекс профессионализированных психотехнических игр для занятии по физической подготовке с сотрудниками [170]. Общие правила их: обучаемые учебной группы разбиваются на нары; каждый в паре выполняет определенную роль; в следующих друг за другом упражнениях, выполняемых по командам руководителя занятий, обучаемые в парах меняются ролями; после каждого упражнения проводится разбор и оценка правильности действий самими участниками пар; игры длятся 5-7 минут, в течение которых выполняется 4 — 8 упражнений. Ниже описывается часть их.
1. Игра «Догони». Развивается внимание, наблюдательность
скорость реакций и умение быстро передвигаться в толпе. Проводится в спортивном зале или на площадке 10x10 метров, В парах
одни «сотрудник», другой - «преступник». Задача первого догнать второго.
2. Игра «3ри в оба». Развивается внимание, наблюдательность при быстрых перемещениях. Обучающиеся группы встраиваются в две шеренги на расстоянии 7—8 метров друг от друга лицом в одну сторону. Назначаются пары. Одни – «наблюдатели», вторые, стоящие за спиной их, - «натурщики». По команде преподавателя «натурщики» занимают по своему выбору любые позы. По второй команде «наблюдатели» совершают прыжок с поворотом на 360 градусов или кувырок вперед, назад, а «натурщики» возвращаются в исходное положение. По третьей команде «наблюдатели» подходят к своим «натурщикам» и воспроизводят позу.
3. Игра «Вижу и слышу». Развивается внимание, наблюдательность, память. Пары по команде руководителя занятий вступают в единоборство (бокс, борьба) без особого напряжения, но непрерывно двигаясь. Задача — замечать все, что происходит вокруг. По команде «стоп», подаваемой преподавателем через 10—30 секунд, схватка прекращается и слушатели обмениваются впечатлениями: кто был рядом и что делал, что произошло нового на месте занятий, какие звуки раздавались, какие слова произносились и пр. Все изменения вносит преподаватель.
4. Игра «Лабиринт». Развитие внимания, памяти, пространственной ориентировки. В парах один «заводящий», второй «ведомый». Первый использует три команды: «прямо», «направо», «налево», выполняемые «ведомым». Каждое упражнение состоит из 5—10 команд (трудность наращивается последовательно). После подачи команд «ведомый» разворачивается на 180 градусов и в обратном порядке воспроизводит маршрут.
5. Игра «Робот». Развитие чувства партнера, умения точно
выражать свои намерения в словах. «Оператор» и «робота (с закрытыми глазами). На игровом поле разбрасываются спички или предметы. «Оператор» подает односложные команды, направляя движения тела, ног и рук «робота» для того, чтобы тот собрал спички или предметы. «Робот» обязан точно выполнять команды, не проявляя никакой инициативы.
6. Игра «Защита». Пары — «нападающий» и «защищающийся» в боевой стойке на расстоянии одного метра. Первый готовится нанести определенный удар, второй, наблюдая за первым пытается угадать его намерение и заранее решает, какой защитный прием использовать. По команде руководителя «Хоп!» оба, строго одновременно, выполняют свои заготовки - удар (не прикасаясь к другому) и защиту. Оценивается правильность угадывания защитника. Так повторяется 20 — 30 раз, задача защитника в серии - распознать стратегию нанесения ударов и повысить успешность угадывания. После этого роли меняются.
7. Игра «Психологическое наблюдение». Пары вступают в игровое противоборство, имитируя действия боксеров, сотрудника и
задерживаемого, нападающего с ножом (кастетом, палкой, цепью
и пр.) и защищающегося сотрудника. По команде оба застывают в
той позе, в которой застала его команда, сохраняя и выражение
лиц. В течение 4 — 5 сек. они изучают друг друга, а затем дают
аргументированные ответы: «Что собирался сделать противник в
следующий момент?» и «Чего он опасался?». Ответы оцениваются
другим. После чего игра продолжается.
8. Игра «Боевая готовность». Пары «нападающий» и
«защищающийся». Оба в исходном положении на расстоянии одного шага друг от друга. Руководитель занятий ведет медленно
громкий счет до 20 — 30. «Нападающий» до начала счета решает,
при каком счете нанесет удар. «Защищающийся», наблюдая за
выражением лица партнера, его позой, состоянием мышц, мелкими подготовительными движениями, решает, при каком счете будет нанесен удар. Когда эта цифра произносится, «защищающийся» применяет защитный прием. Если он не угадал и удар нападающего не последовал, задание продолжает выполняться.
Ценность психотехнических игр в том, что они могут и должны проводиться если не на всех, то на многих практических занятиях по разным вопросам, что не нарушит плана, ибо для игры нужно минут 5 — 7. Напротив, помимо непосредственной пользы, они дают разрядку, некоторый отдых, повышают активность обучающихся.