Физическая подготовка к действиям в экстремальных условиях

Задачи и содержание физической подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях. Существуют разные кон­цепции построения физической подготовки сотрудников правоох­ранительных органов: концепция общефизической подготовки, спортивно-игровой и боевой. В сущности, все они признают необ­ходимость подготовки к решению профессиональных задач, толь­ко отдают предпочтение одному из трех ее компонентов: общефи­зическим качествам, спортивно-игровым или профессионально-боевым. Непосредственно интересам подготовки к экстремальным условиям больше отвечает последний компонент[165].

Профессионально-боевая физическая подготовка, которой чаще всего отдается предпочтение сейчас, предполагает формиро­вание у сотрудников профессионально важных физических качеств (абсолютной и взрывной силы мышц, скоростно-силовых качеств их, выносливости), отработку приемов самозащиты без оружия, боевых приемов борьбы и рукопашного боя, развитие волевых качеств, внимания и психологической устойчивости.

В практике физической подготовки выделяют (В.Г. Колюхов):

- скоростные упражнения, характеризующиеся быстротой движений и перемещений в пространстве (спринтерский бег, уклоны от ударов, двигательная реакция и т.п.);

- силовые упражнения, отличающиеся перемещением массы в
пространстве или оказание сопротивления внешнему воздействию
(перенос тяжестей, сдерживание толпы, подъем штанги, подтяги­вания в висе и т.п.);

- скоростно-силовые упражнения, которым свойственна мак­симальная интенсивность или мощность усилий (прыжки, мета­ния, удары, броски и т.п.);

- упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости в циклических движениях (бег на средние и длин­ные дистанции, плавание, бег на лыжах и т.п.);

- упражнения, требующие проявления координационных способностей (акробатика, гимнастика и т.п.);

- упражнения, требующие единовременного комплексного проявления различных физических качеств в условиях переменно­го режима деятельности (борьба, рукопашный бой, бокс, игры и т.п.);

- служебно-прикладные упражнения (упражнения, соответ­ствующие профессиональным действиям сотрудников правоохра­нительных органов). К ним относятся приемы единоборства и за­держании правонарушителей, способы преодоления различных естественных и искусственных препятствий и т.д.

Занятия все больше насыщаются служебно-прикладными уп­ражнениями, а общеразвивающие сокращаются. В ходе занятий отрабатываются действия по силовому пресечению различных противоправных действий и задержанию правонарушителей. При­оритет отдается освоению наиболее надежными и эффективными приемами, хорошо зарекомендовавшими себя на практике: дейст­виями со спецсредствами (щитом, резиновой палкой), защитами от ударов уходами, бросками «боковая подсечка» и «задняя поднож­ка», загибами руки задерживаемого «рывком», приемом «рычаг руки через предплечье», дожимом кисти[166]. Считается, что число осваиваемых приемов силовой борьбы лучше предельно сузить до универсальных, выполняющих одновременно функции защиты и нападения, обезоруживания и задержания, тщательно осваивать основные удары руками и ногами, болевые приемы и броски в 'усложненных условиях. Такое соображение базируется на дейст­вующем во всех видах «законе воронки*, проявляющемся в том, что с ростом мастерства единоборца число приемов, с помощью которых он добивается успеха в поединке (при максимальном со­противлении противника, предельном физическом и психологиче­ском напряжении), сокращается до 3 —5[167]. Бывает, что даже в схватках на первенство мира, побеждает боец, в совершенстве ов­ладевший 1 — 2 приемами и всю схватку ловящий противника на него (даже когда последнему известна эта сильная сторона буду­щего чемпиона).

Способы приближения условий к экстремальным на заняти­ях по физической подготовке. Для этого специалисты по физиче­ской подготовке считают необходимым: направлять учебно-тренировочный процесс на достижение готовности к решению ре­альных задач профессиональной деятельности, усложнять условия выполнения упражнений, повышать физические нагрузки до пре­дельных, проводить занятий при любой погоде, использовать по­лосы препятствий, сложный рельеф местности, доводить все на­выки и умения по выполнению приемов до полной уверенности в условиях и при трудностях, приближенных к реальным, выбирать и создавать условия для занятий (время, место, окружающую об­становку, звуки, действия других лиц м др.) типичные для экс­тремальных.

В.В. Миленин[168] считает необходимым шире вводить в физи­ческую подготовку учебно-тренировочные бои по упрощенным правилам самбо, дзюдо, бокса, и рукопашного боя в защитном снаряжении. В силовых противоборствах, при прочих равных ус­ловиях, успеха достигает не тот, кто овладел арсеналом приемов, но умеет импровизировать в постоянно меняющихся и трудно предсказуемых условиях. Если обучение ограничивается последо­вательной отработкой отдельных боевых приемов на не оказы­вающем сопротивления партнере, то, даже доведенные до прочно­го навыка они будут мало способствовать достижению успеха в реальном силовом противоборстве. Только спарринги, учебные Индивидуальные единоборства (в том числе и спортивные) созда­ют внешнюю и внутреннюю (психофизическую и психологическую Модель профессионально-боевых действий, а поэтому они должны стать непременной формой подготовки сотрудников.

В последовательности отработки профессионально-боевых силовых действий и приемов, доведения их до прочно освоенных навыков и умений), применяется блочное планирование (каждый блок длится 6 — 8 недель): первый - отработка приемов на проявляющемся партнере, второй — отработка приемов при серийном выполнении ив комбинациях при дозированном сопротивлении партнера, третий - отработка реализации приемов условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям противоборства и силового задержания правонарушителя. При этом используются различные спарринги, выполнение боевых приемов борьбы в процессе преодоления полосы препятствий, мо­делирование ситуаций пресечения различных правонарушений. Итоговая оценка подготовленности обучающихся проводится пу­тем проведения спарринга («вольного боя») при полной свободе выбора средств нападения и защиты партнерами и мобилизации психофизических возможностей.

Для развития и укрепления волевых качеств на занятиях по физической подготовке последовательно, с нарастающим усложне­нием (Н.А. Минжанов)[169]:

- создаются ситуации, требующие проявления напряжения
воли (спарринги схватки с «правонарушителем», повторное преодоление препятствий, увеличение продолжительности физиче­ских нагрузок),

- вводятся сбивающие факторы и помехи (шум толпы, звуки
стрельбы, внезапное нападение «правонарушителя», увеличение
числа нападающих, внезапное усложнение задания, создание раз­нообразных ситуаций, требующих быстрого выбора между двумя
или несколькими способами действий),

- усложняются условия выполнения упражнений, связанные
с нарастанием риска и опасности (повышается высота снарядов,
ширина преодолеваемых рвов, организуются трудно проходимые
завалы, создается необходимость прыгать с большой высоты, пе­ребираться по канату над водной поверхностью, подниматься по
пожарным лестницам на большую высоту и др.),

- используются упражнения с перемещением тела в про­странстве (кувырки с трамплина, прыжки с высоты, сальто),

- упражнения выполняются в максимальном темпе, в состоя­нии сильной усталости под коней занятия.

Для повышения эмоционально-волевой устойчивости:

- упражнения выполняются на высоте, на качающихся узких
поверхностях, над водой и огнем, во время дождя, мороза, ветра, жары, в сумерках, темноте, с завязанными плотной или полупро­зрачной тканью глазами,

- используются психогенные факторы (оружие в руках
«правонарушителя» - нож, палка, разбитая бутылка, бритва,
пистолет, агрессивность «правонарушителя*, дефицит времени,
отсутствие необходимой передышки),

- занятия проводятся в квартире, подъезде, автобусе, лифте,
да лестничной площадке, в подвале, чердачном помещении,

- проводятся единоборства с несколькими противниками подряд,

- упражнения выполняются в различной одежде и экипиров­ке (форма летняя и зимняя, бронежилет, каска),

- приемы самозащиты без оружия применяются в опасных
условиях (лестничная площадка, балкон, край моста, крыша и пр.),

- упражнения выполняются в обстановке состязания.

Распространены в правоохранительных органах полосы пре­пятствий, позволяющие моделировать физические и психологиче­ские трудности, аналогичные встречающимся в реальных услови­ях. Стационарными учебными позициями па них обычно бывают:
двухметровые заборы, ямы, качающийся мост, лабиринт, подзем­ный ход, подвал, домик, водная преграда, стена с окном, бревно,
огневая полоса. Динамичность и неожиданность трудностей созда­ется переносными препятствиями: завал из старых шин, забор,
груда металлических бочек, куча веток. Можно менять место их
на полосе препятствий, образуя для обучающихся ранее прохо­дивших полосу неожиданные сгущения на разных участках. По­лезны вращающиеся во вертикали и горизонтали барабаны, по­зволяющие менять размеры окна, через которое надо пролезть (перепрыгнуть кувырком), или бума, бревна (по ширине).

Усложнение условий достигается задымлением, имитацией пожара, трансляцией громких звуков, внезапным нападением «преступника», укрывшегося за одним из препятствий, постанов­кой дополнительных заданий — следить за обстановкой и запоми­нать (на полосе специально разбрасываются два-три предмета - головного убора, платка и пр., либо на стойках или щитах, рас­положенных по краям полосы, помещаются объявления, фотогра­фии, названия улиц, номера автомашин и др.), повышением скорости передвижения (хорошо, когда имеется две полосы, распо­ложенные параллельно, и по ним, соревнуясь в скорости, двигаются два обучающихся), созданием ситуации погони (один из сотрудников уходит на полосу на 5—10 секунд раньше второго, которому ставится задача «догнать!»), многократным преодолени­ем полосы в прямом и обратном направлении, упражнением «перенос раненого» (два обучающихся переносят третьего, пре­одолевая вместе с ним препятствия), выполнением стрельб в рядом расположенном тире сразу после преодоления полосы препятствия.

И.А. Минжановым разработан комплекс профессионализированных психотехнических игр для занятии по физической подготовке с сотрудниками [170]. Общие правила их: обучаемые учебной группы разбиваются на нары; каждый в паре выполняет определенную роль; в следующих друг за другом упражнениях, выпол­няемых по командам руководителя занятий, обучаемые в парах меняются ролями; после каждого упражнения проводится разбор и оценка правильности действий самими участниками пар; игры длятся 5-7 минут, в течение которых выполняется 4 — 8 упражне­ний. Ниже описывается часть их.

1. Игра «Догони». Развивается внимание, наблюдательность
скорость реакций и умение быстро передвигаться в толпе. Прово­дится в спортивном зале или на площадке 10x10 метров, В парах
одни «сотрудник», другой - «преступник». Задача первого дог­нать второго.

2. Игра «3ри в оба». Развивается внимание, наблюдатель­ность при быстрых перемещениях. Обучающиеся группы встраи­ваются в две шеренги на расстоянии 7—8 метров друг от друга лицом в одну сторону. Назначаются пары. Одни – «наблюдатели», вторые, стоящие за спиной их, - «натурщики». По команде преподавателя «натурщики» занимают по своему вы­бору любые позы. По второй команде «наблюдатели» совершают прыжок с поворотом на 360 градусов или кувырок вперед, назад, а «натурщики» возвращаются в исходное положение. По третьей команде «наблюдатели» подходят к своим «натурщикам» и вос­производят позу.

3. Игра «Вижу и слышу». Развивается внимание, наблюда­тельность, память. Пары по команде руководителя занятий всту­пают в единоборство (бокс, борьба) без особого напряжения, но непрерывно двигаясь. Задача — замечать все, что происходит во­круг. По команде «стоп», подаваемой преподавателем через 10—30 секунд, схватка прекращается и слушатели обмениваются впе­чатлениями: кто был рядом и что делал, что произошло нового на месте занятий, какие звуки раздавались, какие слова произноси­лись и пр. Все изменения вносит преподаватель.

4. Игра «Лабиринт». Развитие внимания, памяти, простран­ственной ориентировки. В парах один «заводящий», второй «ведомый». Первый использует три команды: «прямо», «направо», «налево», выполняемые «ведомым». Каждое упражнение состоит из 5—10 команд (трудность наращивается последовательно). После подачи команд «ведомый» разворачивается на 180 градусов и в обратном порядке воспроизводит маршрут.

5. Игра «Робот». Развитие чувства партнера, умения точно
выражать свои намерения в словах. «Оператор» и «робота (с за­крытыми глазами). На игровом поле разбрасываются спички или предметы. «Оператор» подает односложные команды, направляя движения тела, ног и рук «робота» для того, чтобы тот собрал спички или предметы. «Робот» обязан точно выполнять команды, не проявляя никакой инициативы.

6. Игра «Защита». Пары — «нападающий» и «защищаю­щийся» в боевой стойке на расстоянии одного метра. Первый го­товится нанести определенный удар, второй, наблюдая за первым пытается угадать его намерение и заранее решает, какой защит­ный прием использовать. По команде руководителя «Хоп!» оба, строго одновременно, выполняют свои заготовки - удар (не при­касаясь к другому) и защиту. Оценивается правильность угадыва­ния защитника. Так повторяется 20 — 30 раз, задача защитника в серии - распознать стратегию нанесения ударов и повысить ус­пешность угадывания. После этого роли меняются.

7. Игра «Психологическое наблюдение». Пары вступают в иг­ровое противоборство, имитируя действия боксеров, сотрудника и
задерживаемого, нападающего с ножом (кастетом, палкой, цепью
и пр.) и защищающегося сотрудника. По команде оба застывают в
той позе, в которой застала его команда, сохраняя и выражение
лиц. В течение 4 — 5 сек. они изучают друг друга, а затем дают
аргументированные ответы: «Что собирался сделать противник в
следующий момент?» и «Чего он опасался?». Ответы оцениваются
другим. После чего игра продолжается.

8. Игра «Боевая готовность». Пары «нападающий» и
«защищающийся». Оба в исходном положении на расстоянии од­ного шага друг от друга. Руководитель занятий ведет медленно
громкий счет до 20 — 30. «Нападающий» до начала счета решает,
при каком счете нанесет удар. «Защищающийся», наблюдая за
выражением лица партнера, его позой, состоянием мышц, мелкими подготовительными движениями, решает, при каком счете будет нанесен удар. Когда эта цифра произносится, «защищаю­щийся» применяет защитный прием. Если он не угадал и удар нападающего не последовал, задание продолжает выполняться.

Ценность психотехнических игр в том, что они могут и долж­ны проводиться если не на всех, то на многих практических занятиях по разным вопросам, что не нарушит плана, ибо для игры нужно минут 5 — 7. Напротив, помимо непосредственной пользы, они дают разрядку, некоторый отдых, повышают активность обу­чающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: