Лекция 9. Сравнительно-юридическая педагогика

Методология сравнительно-юридической работы

9.1. методология сравнительно-юридической

РАБОТЫ

Значение сравнительно-юридической работы. Одним из важных, а в современных условиях и обязательных, направлений творческого поиска и совершенствования работы по укреплению законности и правопорядка выступает изучение мирового опыта, его анализ, оценка и обоснованное использование.

Во-первых, наша страна более 70 лет шла «своим путем», ма­ло считаясь с мировым опытом правоохранительной деятельности и образования. В этом можно усмотреть и положительные сторо­ны, но и отрицательные очевидны. Опыт многих десятков стран всегда в чем-то поучительнее, чем опыт одной страны, и неразум­но его не знать и не учитывать. Сравнить то, что мы создали, с мировым опытом не просто интересно, но и многообещающе.

Во-вторых, российское общество предпринимает усилия, что­бы стать полноправным членом мирового сообщества, культуры. Нельзя успешно жить и работать, не зная, что происходит за ру­бежом, не утверждая себя на международной арене. Страна, обла­дающая, в частности достижениями науки, юриспруденции, педа­гогики, психологии и др., получает немалые доходы и новые им­пульсы для саморазвития. Чтобы преуспеть в этом, надо хорошо знать международный опыт, сравнивать его со своим.

В-третьих, пути развития стран, борьбы с преступностью, решения задач образования имеют выраженную тенденцию к сближению, к нарастанию общего, международного, что объектив­но обусловлено характером происходящей перманентно и уско­ряющейся научно-технической революции, глобальными пробле­мами выживания человечества (угроза войны с применением всех средств массового поражения, угроза экологической катастрофы, развития международной преступности, нехватки продуктов пита­ния, истощения энергетических ресурсов) и овладения космосом, требующими решения одинаковых научных, образовательных, политических, моральных подготовки молодого поколения.

В-четвертых, в нашей стране нарастают общие с остальным человечеством и наиболее развитыми странами задачи развития рыночной экономики, демократии, законности, соблюдения прав и свобод граждан, которые давно уже решаются за рубежом. Значе­ние этого опыта для нас трудно переоценить.

Сравнительная работа резко активизировалась у нас в по­следние 10—15 лет, в том числе и в правоохранительных органах. Все же мы пока находимся лишь на начальном этапе ее. Пока по организации, содержанию, качеству и конструктивности она еще несовершенна. Необходимо:

- повысить научный уровень (в том числе и педагогический)
сравнительно-юридической работы, обеспечивающий компетентное
изучение, анализ, оценку и использование опыта;

- охватить изучением опыт организации всей правовой сфе­ры общества, деятельности правоохранительных органов, отдель­ных специалистов и должностных лиц, юридического образования и работы с персоналом не разрозненно, а в системных связях и взаимозависимостях;

- обеспечить строго научное использование уроков изучения
зарубежного опыта, исключив крайности консерватизма и слепого
подражания.

Немалую роль в этом может сыграть сравнительно-юридическая педагогика. Ее задачами выступают:

1. исследования опыта решения педагогических проблем на
мировом уровне при создании и укреплении правового общества, в
деятельности правоохранительных органов и их сотрудников, в
юридическом образовании, в работе с персоналом правоохрани­тельных органов;

2. изучение истории развития и состояния юридической и
сравнительно-юридической педагогики в мире, организации уча­стия в международных сравнительно-педагогических проектах;

3. сравнительно-педагогическая экспертиза зарубежного опы­та;

4. определение возможностей, путей и условий использования
зарубежного педагогического опыта в решении правовых проблем
и педагогическое сопровождение процесса использования в Рос­сии.

Общая характеристика зарубежного педагогического опыта и роль научного подхода в его изучении, Первое впечатление от знакомства с зарубежным опытом - много нового, не совпадаю­щего с нашим опытом, что вызывает интерес, заслуживает изуче­ния и оценки. Второе - огромное разнообразие, причем по узло­вым вопросам, причины чего вызывают удивление и мнение, что вопросы решаются по принципу «кто во что горазд». Такие впе­чатления усиливаются, когда обнаруживается что существенное разнообразие есть не только в опыте разных стран, но и в одной и той же стране. Становится понятным, что произнести сакрамен­тальное - «зарубежный опыт показывает..., учит....» — значит покривить истиной. Чтобы сделать правильный вывод, дать оцен­ку, нужны не экскурсии и «сбор цветочков опыта», а серьезная, большая аналитическая и обобщающая работа, научная по глав­ным показателям. Это основной вывод, побуждающий к осуществ­лению сравнительно-педагогической работы как разновидности научной, юридико-педагогической работы.

Специальные методологические принципы сравнительно-педагогической работы. При сравнительно-педагогической работе обнаруживается своеобразие связей отечественного и зарубежного опыта. Их понимание и учет при использовании зарубежного пе­дагогического опыта в недавнем прошлом нашей страны было за­шорено классово-идеологическими догмами: изначальной преду­бежденностью в неприемлемости его для нас; тенденциозном отборе материала с целью критики и умалчиванием того, что не согласовывалось с критической позицией; необъективностью в оценках зарубежного опыта и самолюбованием в оценках социа­листического образования. То, что делалось за рубежом, оценива­лось преимущественно как проявления «упадкам, «загнивания», «антинародности». Очевидно, что теперь нужны иные, подлинно научные, обеспечивающие беспристрастность и научную коррект­ность подходы. Этому и служат специальные методологические принципы, обеспечивающие научные ориентиры сравнительно-педагогической работы.

Принцип объективности обязывает строго стремиться к поис­ку истины, правды и только их, освобождаясь от всяких предубе­ждений, штампов, крайностей, субъективизма, волюнтаризма, симпатий и антипатий. Работа принесет успех, если будет строить­ся не на догадках, внешних впечатлениях, интуиции и голом здравом смысле, а на научном знании, научном методе, зрелой теории, доказательном истолковании и всесторонне обоснованных оценках. Недопустимо клеить ярлыки, как золотые, так и черные. Надо стоять на почве фактов и их научном объяснении. Внимания заслуживают не только новизна и красивость решений, форм и методов работы за рубежом, но, главное — научная корректность и практический результат, который они обеспечивают.

Принцип комплексности отражает объективную зависимость особенностей правовых систем и образования в каждой стране от социальных, политических, экономических, культурных, нацио­нально-этнических, социально-психологических и иных особенно­стей общества и его граждан. Осуществляя сравнительно-педагоги­ческий анализ опыта конкретной страны, органа нельзя игнориро­вать обусловленность опыта этими обстоятельствами, его адекватности именно им. То, что хорошо в одной стране, может быть плохо в другой. Поэтому перенос многих элементов зарубежного педагогического опыта, как бы они не нравились, в наши условия без каких-либо изменений, может быть некорректен, авантюрен бесполезен и даже вреден. Каждая страна по-своему уникальна и то, что делается в ней, всегда должно отвечать этой уникальности

Принцип конкретно-исторического (генетического) подхода имеет в виду, что опыт всегда находится в развитии, связан с оп­ределенными временными рамками, обусловлен историческими общественными факторами в стране. Развитие разных стран в од­но и то же время, например, сейчас, не одинаково. Поэтому один зарубежный опыт может быть для нас устаревшим, а для другого время у нас еще не пришло.

Принцип системности исходит из того, что цели, задачи, со­держание, формы обучения, методы, способы контроля и оценки обеспечение педагогического процесса и др. - всегда элементы какой-то целостной педагогической системы, которые функционируют как отдельные инструменты в слаженном оркестре и хорошо «звучат» только в гармонии, в согласии друг с другом. Нельзя оценить достоинства и слабости отдельного элемента, рассматри­вая его в отрыве от педагогической системы, в которую он вклю­чен. Поэтому же, как правило, его нельзя механически вставить в другую педагогическую систему, например, типичную для нашей страны, не меняя как-то всю систему или не меняя тот или иной элемент в соответствии с особенностями нашей. Как при транс­плантации органов человека, элементы («педагогические наход­ки»), почерпнутые поверхностно из зарубежного опыта, могут не прижиться у нас, быть отторгнутыми как орган чужеродного тела. Надо обоснованно решать: в какой степени тот или иной элемент педагогической работы подходит к отечественной педагогической системе, к той конкретно, в которую мы намерены его включить, как он согласуется с другими ее элементами, как надо видоизме­нить его и взаимодействующие элементы, чтобы он дал эффект.

Принцип противоречивости педагогического опыта отражает факт внутренней диалектической неоднозначности его. Можно сказать, что в любом серьезном педагогическом опыте есть плюсы и минусы, «за» и «против». В педагогическом опыте каждой стра­ны сочетается общее и особенное (говоря философским языком), интернациональное и национальное, типичное и единичное. На­циональное, особенное, единичное в опыте служит предостереже­нием от бездумного копирования. Но в педагогическом опыте есть и общее для разных стран, интернациональное, что делает воз­можным его использование и в наших условиях. Поскольку, как отмечалось, исторически происходит нарастание общего, интернационального, возможности использования зарубежного опыта воз­растают и это дает повод для оптимизма.

Рассмотренные специальные принципы сравнительной педаго­гики свидетельствуют о том, что использование зарубежного педа­гогического опыта — «трудное искусство». Надо научиться ис­пользовать зарубежный опыт, но не менее важно научиться и не злоупотреблять им. Кто-то из мудрых сказал: «заимствуй мысль, выведенную из опыта, а не сам опыт». Недопустимо недооценивать зарубежный опыт, но плохо и просто копировать его, пытаясь за рубежом найти легкие решения сложных и своеобразных российских проблем. Сколько бы мы не использовали мировой опыт, наше общество и его жизнь никогда не станут «американскими» или «японскими». Они всегда останутся российскими по своей сути и главным особенностям. Нужно бережливое отношение к отечественному опыту и внимательное, вдумчивое - к зарубежному. В новых федеральных законах прямо и справедливо отмечается, что интеграция нашего образования в мировое образо­вание должно осуществляться с полным использованием наших достижений и традиций российской школы, которые далеко не плохи и положительно оцениваются за рубежом. Специалисты, получившие образование у нас, как правило, ценятся за рубежом. Поэтому не нужно шарахаться в крайности, не отрицать и не уничтожать свое, использовать уроки зарубежного опыта, но не превращать это в бездумное копирование. Тут без творчества, своей головы и достоинства можно натворить немало.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: