Основные черты и тенденции развития мирового педагогического опыта на рубеже XXI века. Юридическое образование занимает одно из приоритетных мест в образовательных системах практически всех стран. Оно несет на себе черты, характерные для них:
1. разнообразие, которое, несмотря на некоторые недостатки,
имеет плюсом постоянное, не скованное ничем, желание готовить
людей лучше. В мире преобладает признание разнообразия (а не
единообразия) как вида общественной ценности, как условия оптимальных темпов прогресса в любом, в том числе и педагогическом, деле;
2. интеграционные тенденции, стремление к сближению, согласованию разных подходов, выработке международных стандартов образования, обеспечивающих взаимное признание дипломов и присуждение даже международных дипломов;
3. выраженная национальная традиционность, существующая
наряду с тенденциями разных стран к интеграции образования. От
традиционности образования в каждой стране не спешат отказываться, считая ее не признаком отставания, а сильной стороной, соответствующей специфике страны, ее истории, менталитету на
рода и опыту;
|
|
4. неравномерность развития педагогики образования как
науки. Есть страны, где она рассматривается как практика, как
искусство преподавателя, его методическое мастерство, а не как
наука, в единстве с практикой;
5. изменчивость и реформаторский характер. Рубеж третьего тысячелетия словно подстегнул работников образования большинства стран, побудил критически оценить достигнутое и предпринять смелые шаги (реформы образования) по его усовершенствованию в предвидении кардинальных перемен в мире в первые 10 — 20 лет нового, XXI века.
Для реформ, проводимых в разных странах, характерно:
— повышение престижа образования в обществе, его приоритетности и обеспечение общественной и государственной поддержки;
—увеличение расходов на образование (в среднем на 4% в
год). Причем в развитых странах расходы на одного обучаемого
более чем в 10 раз превышают расходы в развивающихся, что сказывается на качестве специалистов и, в свою очередь, увеличивает разрыв между этими странами в прогрессе;
—расширение научных психолого-педагогических исследований образовательного процесса и путей его интенсификации;
—развитие системы непрерывного образования;
- представление больших возможностей для получения образования и повышения его уровня с учетом возможностей и желаний граждан;
- развитие «параллельного образования», стимулирование получения двух образований;
- подготовка к переходу к обязательном высшему образованию населения;
|
|
- повышение уровня образованности и культуры с помощью
средств массовой информации, «дистанционного образования»,
новых информационных технологий и др.;
- индивидуализация и дифференциация образования, предоставление более широких возможностей для реализации своих интересов, индивидуальных планов, темпов обучения и способностей каждой личности;
- сближение общего и профессионального образования;
- повышение качества образования, достижение более высоких результатов в подготовленности выпускников; совершенствование содержания, условий, форм и методов учебно-воспитательного процесса, обеспечение партнерства преподавателя и обучаемых;
- внедрение новых информационных технологий, обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
- развитие телекоммуникационных систем (образование с помощью телевидения и единых компьютерных систем) не только в масштабе образовательного учреждения, но и региона, страны и даже международном;
- борьба со скукой в процессе учебы, достижение высокого
уровня эмоциональной партитуры занятий, всемерная мотивация
интереса, увлеченности, добросовестности, самоотдачи обучаемых
в учебе;
- сосредоточение внимания на вопросах формирования личности, усиление гуманитарного, демократического, экологического воспитания, воспитания в духе мира, сотрудничества, и здорового образа жизни, повышение значимости и объема гуманитарного содержания образования;
- внимание к вопросам развития коммуникативных способностей, навыков и умений, обучения иностранным языкам;
- повышение активности обучаемых, их ответственности за
результаты учебы, придание решающего значения самостоятельной работе, создание системы предупреждения неуспеваемости;
- улучшение подготовки педагогических кадров, повышение
общественного престижа педагогического труда и его материально
го поощрения;
- совершенствование управления образованием, преодоление
крайностей централизованного и децентрализованного управления,
- создание международных образовательных учреждений
и др.
Юридическое образование ведется на дипломном и последипломном уровнях с присуждение степеней бакалавр, магистр и доктор права (или юриспруденции). В первые два года обучения обычно ведется общеобразовательная подготовка. В последующем преобладают юридические дисциплины. Среди них почти 50 % - по выбору и этот процент возрастает по ступеням. При подготовке доктора имеется множество продвинутых курсов. Среди форм обучения обращает на себя внимание повышенная роль профессиональных игр и самостоятельной работы. В США и ориентированных на ее систему образования других странах приоритет отдается практической подготовке[199].
Если отдельные факты зарубежного педагогического опыта могут восприниматься с большим или меньшим скептицизмом, то тенденции развития образования требуют, бесспорно, уважительного отношения и примеривания к нашим условиям.
Основные типы педагогических систем образования (педагогические школы). При всем разнообразии постановки дела в образовательных учреждениях характерной основой выступает их педагогическая система, т.е. совокупность взаимосвязанных, согласованно функционирующих, как единое целое, педагогических факторов (элементов), определяющих специфику и результаты педагогического процесса, а также его динамику. При анализе конкретного опыте следует определить, к какой из педагогических школ и направлений эта система относится, т.е. осуществить типологизацию.
По особенностям своих педагогических систем выделяются пять основных мировых (распространенных в разных странах) школ: «школа знания (учебы)», «школа труда», «школа жизни», конфессиональная (религиозная, церковная) школа, альтернативная школа. В системе профессионального образования взрослых, в том числе юридического, за рубежом распространены три первых.
|
|
Мировая педагогическая «школа знания». Распространена в(-Германии, Австрии, Чехии, Дании, Польше, Болгарии и ряде дру-* гих стран. Российское образование также построено на основах этой педагогической школы.
Провозглашаемые цели современной «школы знаниям: гармоничное развитие личности, всестороннее образование обучаемых на основе обогащения их знаниями. Достижение богатства, разносторонности, прочности знаний обучающихся - основа построения всей педагогической системы. Другие характерные черты: четкость регламентации всего педагогического процесса, стремление к порядку, организованности, дисциплине, централизация управления, единство подходов и требований, постоянный контроль и требовательность. Не случайно эта педагогическая система прижилась и развивалась в обществах и государствах, ценящих такие же ориентиры во всех сферах, там, где она отвечала привычкам, традициям и психологии народа. Таков, например, в общественном сознании образ Германии.
Педагогическая система «школы знания» имеет немалые достоинства, которые нельзя отрицать:
- традиционность н опора на богатый опыт, привычность;
- выраженное стремление к фундаментальности образования;
- ясность в вопросах организации и методики, управляемость, довольно высокий уровень порядка (что повышает ее привлекательность);
- достаточно высокое богатство (в сравнении с другими педагогическими школами) знаний, навыков и умений, которыми овладевают обучаемые;
- определенные успехи в развитии личности обучаемых (их кругозора, миропонимания, трудолюбия, привычки к упорной, систематической и добросовестной учебе);
- заметное упрощение педагогического труда в обстановке его значительной регламентированности и требований к исполнительности; экономия педагогического труда, снижение требований к педагогической культуре, мастерству и творчеству преподавателей, превращение педагогического труда, практически легко доступный каждому.
|
|
Однако долгая практика выявила и немалое число недостатков «школы знания». Они особенно знакомы нам по истории отечественного образования последних 50 — 60 лет. Педагогическая система «школы знания»:
- сводит практически образовательный процесс (особенно а
высших учебных заведениях) к учебному процессу, в котором задачи воспитания и обучения отступают на задний план и решаются по «остаточному принципу», а образование превращается в наполнение обучаемых знаниями, в «передачу им информации преподавателем»;
- создает предпосылки для впадения в крайности и переходу
к «школе зубрежки и муштры»;
- допускает расхождения между высокими претензиями на
эффективность и реально невысокими и ограниченными результатами, особенно в формировании личности обучающихся;
- утверждает и оправдывает господство в образовательном учреждении авторитарного стиля, централизма, контроля, требовательности, принуждения, недостаточного внимания и уважения к обучаемым;
- создает условия для живучести педагогического администрирования, игнорирования проблем мотивации увлеченной и добросовестной учебы, обеспечения интереса к учебе, проявления схоластики, отрыва от жизни и практики и др.;
- своими жесткими требованиями, контролем, оценками, санкциями (не сбалансированными с должным обеспечением и возможностями) нередко подталкивает преподавателей и обучающихся к формализму, подмене подлинного преподавания и учебы их суррогатами и имитациями;
- слабо готовит обучающихся к жизни в условиях современного общества и формирует личности, мало способствующие прогрессу общества, не умеющие пользоваться достоинствами гуманизма и демократичности общества (что мы и наблюдаем в массе сейчас у нас);
- усредняет подготовку обучающихся, не дифференцирует ее, мало реализует индивидуальный подход, ориентирует весь процесс подготовки на слабых и отстающих; сдерживает развитие талантливых личностей и их, в конце концов, становится все меньше и меньше.
В современных образовательных учреждениях с педагогической системой «школы знания» вводятся новации, нацеленные на преодоление этих недостатков. Значительная часть их нашла также отражение в новых Федеральных Законах об образовании, а поэтому их пунктуальное исполнение приобретает особое значение. Над уменьшением и преодолением недостатков «школы знания» необходимо работать каждому образовательному учреждению, каждому преподавателю, используя и сильные стороны других мировых школ.
Мировая педагогическая «школа труда». Предыстория этой школы лежит в средневековье — в цеховых школах, школах подмастерьев, имевших практическую направленность и удовлетворявших торгово-ремесленные слои населения. Классическая и трудовая системы образования конкурировали между собой, а в ряде стран последняя стала доминирующей (Франция, Голландия, Бельгия, Алжир и др.). Можно сказать, что профессиональное образование в нашей стране в целом находится на стыке «школы знания» и «школы труда».
Основной признак педагогической системы современной «школы труда» — направленность на непосредственную подготовку обучающихся к труду наряду с достижением общей образованности их. Ее задачи: трудовое воспитание, воспитание положительного отношения к труду, к труду в составе коллектива; ориентированности на результат, отвечающий конечному продукту общего труда персонала производственной организации; уважения к результатам труда, благосостоянию, достигнутому личным трудом; профориентация; представление о научно-технической революции, современных технологиях, компьютерное обучение; подготовка по конкретной профессии, специальности и решению профессиональных задач на уровне современных достижений и высоких технологий. Повышенное внимание уделяется практической подготовке. В учебных заведениях оборудуются лаборатории, мастерские и даже цеха, работа в которых носит производительный характер, а продукция идет на продажу или поставки по заказу. Дело ставится так, чтобы образовательные учреждения пополнялись новейшими образцами техники и прогрессивными технологиями, а выпускаемая продукция была качественной. Предусматривается и максимальное использование возможностей региональных производств, на базе которых проводятся экскурсии, встречи с опытными специалистами, стажировки и даже работа в цехах пр.
Однако готовятся не «узколобые профессионалы». Имеется понимание того, что подлинный профессионализм всегда социален, общественно ориентирован, связан с чувством гражданской ответственности, уважением социальных ценностных ориентации и этических норм. Признается, что односторонняя профессионализация противоречит интересам общества и приносит ему, природе людям больше вреда, чем пользы.
Критика «школы труда» в мировой педагогической литературе встречаются нечасто. Ее элементы активно используются профессиональном, в том числе и юридическом образовании многих стран, но нередко в деформированном виде. Так, четко выраженной особенностью начальной подготовки полицейских за рубежом обычно выступает почти полное сведение ее к отработке профессиональных действий без должного внимания кобразовательной составляющей, к обогащению знаниями.
Многое из того, что делается в системе нашего юридического образования, согласуется с положениями «школы труда». Однако в нем уделяется меньшее внимание гуманитарной составляющей подготовки, трудовому воспитанию, воспитанию престижа профессионализма, стремления к благосостоянию, достигнутое честным профессиональным трудом, ослаблены практическая подготовка и участие в производительном труде, отсутствует внимание к созданию производств в образовательном учреждении, не обеспечивается должная оснащенность образовательных учреждений последними, наиболее совершенными образцами техники и устройств и др.
Мировая педагогическая «школа жизни». Философские начала школы связаны с трудами Г. Спенсера (1820 — 1903), а практическим основателем ее стал Джон Дьюи (1859—1956) - идеолог «американского образа жизни». Квинтэссенция его идей в афоризме: «унция опыта значит больше, чем тонна теории».
Суть задач современной «школы жизни» - свободное развитие индивидуальности, личности, сознающей свои права и ответственность; способной к самовыражению и самоутверждению в наполненной трудностями жизни; умеющей реализовать свое право на выбор и нести ответственность за него; обладающей способностью добиваться своих целей и успеха в условиях правового, гуманного, демократического общества, рыночной экономики, конкуренции, умеющей полно использовать предоставляющиеся возможности для успеха, рассчитывающей только на себя; мыслящей, активной, инициативной, самостоятельной, стойкой к временным неудачам; обладающей привычкой считать людей с достатком, преуспевших в жизни как людей удачно и умело воспользовавшихся предоставившимися возможностями, заслуживающих уважения, подражания, а не зависти; воспитанной в духе мира и терпимости к культуре, менталитету, образу жизни других обществ, народов, людей, их собственному выбору; ведущей здоровый образ жизни, понимающей необходимость любви к природе, заботы о ней ради сохранения жизни на Земле и человечества; обладающей потребностью к непрерывному самообразованию в течение всей жизни, стремлением к «сверхзнанию» (высшему образованию, получению нескольких образований, послевузовскому образованию).
Для достижения этой цели в методике обучения преобладают развивающие педагогические технологии, не словесные, назидательные, авторитарные методы, а педагогика сотрудничества, идеи патерналистских взаимоотношений между преподавателем и обучающимися, решение проблем жизни и работы, обучение ситуативному поведению, дискуссии, обсуждения, игры, разработка проектов, учебно-творческие конкурсы, информационные технологии, самостоятельная работа, консультирование, индивидуальные собеседования, написание рефератов, проведение учебно-научных исследований, лабораторные работы и др.
Организация занятий, глядя с наших позиций, носит порой характер полной дезорганизации и распущенности: бывает, что обучающиеся, сами разбившись на группы, делают буквально что хотят. Преподаватель лишь знакомится с тем, кто что делает, и консультирует обращающихся к нему. В этих крайностях есть свой педагогический расчет — учить выбору поведения в условиях свободы, рассчитывать свои силы и отвечать за выбор; достигнутые индивидуально результаты оцениваются преподавателем при рубежном и итоговом педагогическом контроле, а не на каждом занятии (важно чего добился, а не как двигался к результату).
«Школа жизни» в ортодоксальном виде преобладает в учебных заведениях США, Канады, Великобритании и нечто подобное имеется в Японии и других странах. В Японии преобладает система отбора кадров по формуле; «неважно какое у него образование, важно, какой он человек».
Сравнивая педагогическую систему «школы жизни» с нашей «школой знания», нельзя не отметить определенные слабости первой: невысокий уровень общей образованности выпускников, недооценка научи о-корректной обоснованности решений (людей, склонных к ним, именуют насмешливо «яйцеголовыми»), склонность к авантюризму и действиям по методу проб и ошибок, массовое появление прагматически ориентированных личностей, индивидуалистов (быстрое получение материально ощутимого результата умелым поведением в жизненных ситуациях, отношение к материальному благополучию как к главной жизненной цели, мерилу успеха и достоинств личности), распространенность среди обучаемых таких издержек неудачного педагогического воздействия (зачастую - невмешательства), как пьянство, наркомания, преступность, половая распущенность, заболевания СПИДом и др.
Вместе с тем стоит обратить внимание на целесообразность обогащения нашей работы такими достоинствами «школы жизни»: постановку в качестве приоритетной задачи формирование личности студента; ориентацию на развитие индивидуальных сильных сторон личности («ментальная педагогика») каждого студента (а не «выравнивание» их); специальную поддержку одаренных людей (рассмотрение их как общественного достояния и ценности); использование интересного опыта специальной гуманитарной, демократической подготовки, подготовки к жизни и деятельности в условиях рыночной экономики, обучении здоровому образу жизни; широкое использование тестов для контроля хода и оценки результатов развития различных качеств личности обучаемых и их умений; гибкие системы образования, допускающие изменение сроков, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, дифференциацию подготовки.
В заключение следует сделать ряд замечаний: хотя все мировые педагогические школы сейчас продолжают существовать, наблюдается их определенное сближение, взаимное обогащение, попытки преодолеть имеющиеся слабости и недостатки, заимствуя позитивные идеи и решения других школ. Поэтому о принадлежности педагогической системы в том или ином образовательном учреждении к одной из мировых педагогических школ можно говорить лишь по преобладающим признакам. Демократизм образования приводит к существованию в каждой стране образовательных учреждений, относящихся кразным мировым педагогическим школам. Поэтому отзывы об образовании в той или иной стране, публикуемые в печати и имеющие обобщающий характер, отнюдь не означают однозначности того, что есть в реальности. Это всегда надо иметь в виду нашим специалистам, выезжающим за рубеж и знакомящихся с образованием в какой-то стране или отдельном учреждении.