Бюджетирование: типы бюджетов и их содержание

Понятие бюджета, и их виды

Посредством бюджетирования планы фирмы наполняются конкретными финансовыми и хозяйственными показателями, выраженными количественно.

Бюджет – это план деятельности, представленный в денежном выражении. На основе этого можно выделить следующие функции бюджета:

1. Бюджет как экономический прогноз.

2. Бюджет как основа для контроля.

3. Бюджет как средство координации.

4. Бюджет как основа для постановки задачи.

5. Бюджет как средство делегирования полномочий.

В основе бюджета (Табл. 35) лежит анализ движения денежных потоков, при этом этот план разрабатывается в режиме реального времени – после выполнения финансовых операций и имеет три основных раздела: операционная (производственная) деятельность, инвестиционная деятельность, финансовая деятельность.

Таблица 35

Финансовый план туристского предприятия

Наименование статей, тыс. руб. Периоды
2001 г. 2002 г.
     
1. Объем реализации услуг    
2. Переменные издержки    
3. Операционные издержки    
4. Проценты по кредитам    
5. Налоги и прочие выплаты    
6. Текущий результат (1-(2+3+4+5))    
7. Выплаты на приобретение активов    
8. Поступления от продажи активов    
9. Инвестиционная деятельность (8-7)    
10. Акционерный капитал    
11. Заемный капитал    
12. Выплаты и погашения займа    
13. Выплаты дивидендов    
14. Финансовый результат (10+11±12)    
15. Остаток на начало периода    
16. Остаток на конец периода (6+9+14+15)    

Амортизационные отчисления относятся к разряду калькуляционных затрат и рассчитываются в соответствии с установленными нормативами. Они играют стимулирующую роль в инвестиционной деятельности, т.е. чем выше стоимость активов и выше нормы амортизации, тем меньше налогооблагаемая прибыль и, соответственно, больше чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, которая может быть направлена на реализацию инвестиционных проектов.

Часто выделяют два типа бюджетов: капитальные и операционные (доходные) бюджеты. Операционные бюджеты отражают ежедневные операции в бизнесе. Они включают в себя все прогнозируемые расходы и доходы, которые фирма ожидает в бюджетном периоде. Капитальные бюджеты включают приобретение активов, необходимых для выполнения оперативных планов. Оба вида бюджетов комбинируются для формирования главного бюджета.

Основной бюджет является обобщением функциональных ресурсов, с помощью которого можно определить потенциальные прибыли и убытки предприятия на плановый период.

Так выделяют следующие типы бюджетов (смет):

План (бюджет) продаж.

Бюджет продаж отражает ожидаемый уровень продаж в течение года. Фирмы подготавливают информацию о продажах различными способами – некоторые могут учитывать региональные особенности продаж, другие – сегмент рынка в зависимости от выпускаемого товара или целевой клиентуры. При подготовке данного бюджета необходимо учитывать общую емкость рынка и политическую обстановку. Для индустрии гостеприимства необходимо принять во внимание особые события, такие, как Олимпийские игры или международные выставки-ярмарки. Опыт предприятия и имеющаяся информация о продажах, клиентах и сезонности за прошедшие периоды также должны быть проанализированы и введены в бюджет продаж.

Бюджет продаж обычно содержит информацию о предполагаемых объемах реализации по каждому туристскому продукту и ожидаемую цену единицы каждого продукта. Смета продаж отражена в Табл. 36.

Таблица 36

Смета продаж туристской продукции

Турпродукт и агентства Объем продаж в натуральном выражении, единицы продукции Цена единицы, $ Всего продажи, $
       
Турпродукт Х:      
Агентство А      
Агентство Б      
Агентство В      
Турпродукт У:      
Агентство А      
Агентство Б      
Агентство В      
Всего выручка от реализации - -  

В таблице представлены три агентства А, Б и В, которые распространяют турпродукты Х и У. С помощью данной сметы туроператор легко может проанализировать как объемы продаж каждого продукта каждым агентством, так и выручку, получаемую от реализации каждого продукта каждым взятым в отдельности посредником.

2. Производственный план.

Объем производства, соответствующий сметному объему продаж и необходимой величине материальных запасов определяется в смете производства. Сметный объем производства в натуральном выражении складывается из ожидаемого объема продаж плюс необходимая величина материальных запасов на конец года минус материальные запасы на начало года.

Туризм это специфическая отрасль, в которой не может быть запасов, как на начало, так и на конец периода. Туристский продукт является неосязаемым и поэтому не может быть складирован, потери от непроданных турпакетов – невосполнимые потери.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: