Понятие бюджета, и их виды
Посредством бюджетирования планы фирмы наполняются конкретными финансовыми и хозяйственными показателями, выраженными количественно.
Бюджет – это план деятельности, представленный в денежном выражении. На основе этого можно выделить следующие функции бюджета:
1. Бюджет как экономический прогноз.
2. Бюджет как основа для контроля.
3. Бюджет как средство координации.
4. Бюджет как основа для постановки задачи.
5. Бюджет как средство делегирования полномочий.
В основе бюджета (Табл. 35) лежит анализ движения денежных потоков, при этом этот план разрабатывается в режиме реального времени – после выполнения финансовых операций и имеет три основных раздела: операционная (производственная) деятельность, инвестиционная деятельность, финансовая деятельность.
Таблица 35
Финансовый план туристского предприятия
Наименование статей, тыс. руб. | Периоды | |
2001 г. | 2002 г. | |
1. Объем реализации услуг | ||
2. Переменные издержки | ||
3. Операционные издержки | ||
4. Проценты по кредитам | ||
5. Налоги и прочие выплаты | ||
6. Текущий результат (1-(2+3+4+5)) | ||
7. Выплаты на приобретение активов | ||
8. Поступления от продажи активов | ||
9. Инвестиционная деятельность (8-7) | ||
10. Акционерный капитал | ||
11. Заемный капитал | ||
12. Выплаты и погашения займа | ||
13. Выплаты дивидендов | ||
14. Финансовый результат (10+11±12) | ||
15. Остаток на начало периода | ||
16. Остаток на конец периода (6+9+14+15) |
Амортизационные отчисления относятся к разряду калькуляционных затрат и рассчитываются в соответствии с установленными нормативами. Они играют стимулирующую роль в инвестиционной деятельности, т.е. чем выше стоимость активов и выше нормы амортизации, тем меньше налогооблагаемая прибыль и, соответственно, больше чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, которая может быть направлена на реализацию инвестиционных проектов.
|
|
Часто выделяют два типа бюджетов: капитальные и операционные (доходные) бюджеты. Операционные бюджеты отражают ежедневные операции в бизнесе. Они включают в себя все прогнозируемые расходы и доходы, которые фирма ожидает в бюджетном периоде. Капитальные бюджеты включают приобретение активов, необходимых для выполнения оперативных планов. Оба вида бюджетов комбинируются для формирования главного бюджета.
Основной бюджет является обобщением функциональных ресурсов, с помощью которого можно определить потенциальные прибыли и убытки предприятия на плановый период.
|
|
Так выделяют следующие типы бюджетов (смет):
План (бюджет) продаж.
Бюджет продаж отражает ожидаемый уровень продаж в течение года. Фирмы подготавливают информацию о продажах различными способами – некоторые могут учитывать региональные особенности продаж, другие – сегмент рынка в зависимости от выпускаемого товара или целевой клиентуры. При подготовке данного бюджета необходимо учитывать общую емкость рынка и политическую обстановку. Для индустрии гостеприимства необходимо принять во внимание особые события, такие, как Олимпийские игры или международные выставки-ярмарки. Опыт предприятия и имеющаяся информация о продажах, клиентах и сезонности за прошедшие периоды также должны быть проанализированы и введены в бюджет продаж.
Бюджет продаж обычно содержит информацию о предполагаемых объемах реализации по каждому туристскому продукту и ожидаемую цену единицы каждого продукта. Смета продаж отражена в Табл. 36.
Таблица 36
Смета продаж туристской продукции
Турпродукт и агентства | Объем продаж в натуральном выражении, единицы продукции | Цена единицы, $ | Всего продажи, $ |
Турпродукт Х: | |||
Агентство А | |||
Агентство Б | |||
Агентство В | |||
Турпродукт У: | |||
Агентство А | |||
Агентство Б | |||
Агентство В | |||
Всего выручка от реализации | - | - |
В таблице представлены три агентства А, Б и В, которые распространяют турпродукты Х и У. С помощью данной сметы туроператор легко может проанализировать как объемы продаж каждого продукта каждым агентством, так и выручку, получаемую от реализации каждого продукта каждым взятым в отдельности посредником.
2. Производственный план.
Объем производства, соответствующий сметному объему продаж и необходимой величине материальных запасов определяется в смете производства. Сметный объем производства в натуральном выражении складывается из ожидаемого объема продаж плюс необходимая величина материальных запасов на конец года минус материальные запасы на начало года.
Туризм это специфическая отрасль, в которой не может быть запасов, как на начало, так и на конец периода. Туристский продукт является неосязаемым и поэтому не может быть складирован, потери от непроданных турпакетов – невосполнимые потери.