Квадрат 6: «Материнское общество»

Предприятие становится материнской компанией и обеспечивает финансирование дочерних обществ за счет увеличения заемных средств.

• Если соотношение заемные средства/собственные средства поднимается слишком высоко, то возникает тенденция к перемещению в квадрат 4.

• Либо же, если рынок сбыта материнского общества «стареет», исчерпывается – возникает тенденция к перемещению в квадрат 5.

В квадрат 6 не удается войти ни из одного из соседних квадратов. Чтобы попасть в этот квадрат, нужно заняться учредительством. Однако, не стоит создавать «пустые холдинги»: из 6-го квадрата так легко соскользнуть вниз. Бывает, правда, редко, что по сумме РФД и РХД предприятие оказывается в квадрате 6, даже и не будучи материнским обществом.

Рассмотрим финансовое прогнозирование на основе денежного потока с составлением прогнозных финансовых документов.

Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (т. е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т. е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих ему расходов; конечной точкой и целью – расчет потребностей во внешнем финансировании.

Существует два главных метода финансового прогнозирования. Один из них – так называемый бюджетный – основан на концепции денежных потоков и сводится, по существу, к расчету финансовой части бизнес-плана. Второй метод, «методе процента от продаж» (первая модификация) и «методе формулы» (вторая модификация).

Бюджет — это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей.

Роль и место бюджетирования в общей системе финансового планирования достаточно полно характеризуются функциями бюджета:

1. Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации. Составление бюджета основано на уточнении и детализации стратегических планов на заданный бюджетом период.

2. Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности, подразумевающие согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей. Бюджет способствует выявлению слабых звеньев в организационной структуре, решению проблем коммуникации и распределения ответственности между исполнителями.

3. Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности.

4. Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. В качестве основы для оценки выполнения плана центрами ответственности лучше использовать именно бюджетные данные, а не отчетные данные прошлых лет. Это связано с тем, что текущая деятельность может отличаться от прошлой изменениями в технологии, составе персонала, ассортименте продукции или новыми общеэкономическими условиями.

5. Повышение профессионализма менеджеров. Составление бюджетов способствует детальному изучению деятельности своих подразделений и взаимоотношений между центрами ответственности на предприятии.

Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:

1. Подготовка прогноза и бюджета продаж.

2. Определение ожидаемого объема производства.

3. Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.

4. Расчет и анализ денежных потоков.

5. Составление плановых финансовых отчетов.

Практическое задание:

Требуется разработать прогноз денежных потоков, прогнозный отчет о прибылях и убытках и составить прогнозный бухгалтерский баланс.

Условия для разработки прогнозных отчетов:

Единовременные расходы на маркетинговые исследования составляют 10000 ден. ед.

Средние затраты на материалы составляют 70% от оборота за месяц;

Стоимость оборудования 30000 ден. ед. Следует оплатить сразу, срок службы 5 лет;

Арендная плата 6800 ден. ед. в год, оплата ежеквартально авансом;

Заработная плата 14400 ден. ед. в год, выплата ежемесячно;

Затраты на рекламу 18000 в год, оплата расходов ежемесячно равными долями;

Личные расходы по 2000 ден. ед. ежеквартально в конце квартала;

Местные налоги 6000 ден. ед. в год, оплата ежеквартально в конце квартала;

Решено создать первоначальный запас материалов 8000 ден. ед., который потом необходимо поддерживать;

Заключен контракт на поставку продукции с крупной фирмой, она согласна закупать любой объем производимой продукции, но при условии отсрочки платежа в 3 месяца;

Поставщики материалов согласны предоставлять отсрочку платежа в 1 месяц;

Есть собственный капитал 20000 ден. ед.;

Банк согласился кредитовать данный бизнес на условиях 2% в месяц (на условиях овердрафта);

Первоначальное производства и отгрузка планируется на 40000 ден. ед. в месяц, ежеквартально планируется увеличивать объем производства на 5%.


Приток / отток январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь Итого за год    
Маркетинг                              
Оборудование                              
Аренд. плата                              
З / плата                              
Реклама                              
Личные расходы                              
Местные налоги                              
Запасы материалов                              
Собствен. капитал                              
Выручка                              
Оплата материалов                              
ЧДП                              
% за кредит                              
Общ ЧДП                              
Отгрузка продукции                              
                             
                                 

Прогнозный баланс      
       
АКТИВ Конец периода ПАССИВ Конец периода
Основные средства   Собственный капитал  
Материалы   Нераспределенная прибыль  
Дебиторская задолженность   Кредиторская задолжен.  
Денежные средства   Кредит  
    Налог на прибыль  
ИТОГО   ИТОГО  
       
Отчет о прибылях и убытках    
       
Выручка (TR)    
Общие расходы (TC)    
Материалы    
З / плата    
Маркетинг    
Аренда    
Реклама    
Амортизация    
Местные налоги    
Прибыль от продаж    
Проценты к уплате    
Прибыль до налогообложения    
Налог на прибыль    
Чистая прибыль    
Нераспределенная прибыль    

Практическое задание:

Недавно созданное предприятие планирует начать деятельность с 1 декабря 2006 г. Будут производиться продукт А и продукт Б. Имеется следующая информация.

Политика в отношении запасов

Запасы готовой продукции на конец месяца должны равняться прогнозируемому на следующий месяц объему продаж.

На конец месяца не должно быть остатков незавершённого производства.

Запасы материалов на конец месяца должны равняться производственной потребности материалов следующего

Ожидаемые издержки на ед. продукции

Наименование статей затрат   затраты на 1 шт. цена
материалы   продукт А продукт Б за кг.(час)
  Х 60 кг. 115 кг. 1,7р./кг
  У 10 кг. 30 кг. 5,0р./кг
труд        
  квалифиц. 28 час. 56 час. 28р./час
  неквалифиц. 16 час. 28 час. 8р./час
Накладные расходы   30р. 70р.  

Ценовая политика компании:

цены устанавливаются с 25% наценкой на полную производственную себестоимость с округлением до 1 руб.

В соответствии с маркетинговым исследованием прогнозируются следующие объемы продаж:

А: 2000 ед. в декабре, с последующим увеличением на 200 ед. в месяц, до максимального объема продаж 2800 ед. в месяц;

Б: 1000 ед. в декабре, с увеличением на 10 % в последующие 3 месяца и неизменным объемом продаж в дальнейшем.

Требуется:

1. Составить на декабрь, январь, февраль следующие операционные бюджеты:

- производства;

- закупки материалов;

- трудовых затрат;

- продаж.

2. Составить планируемый Отчет о прибылях и убытках за три месяца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: