Франчайзинг как форма координации

Одно из значений слова «франчайзинг» – право, привилегия; «франшизы» (франц-franchise) – место, где разрешена торговля.

Франчайзинг – это тип организации бизнеса, предполагающий создание широкой сети однородных предприятий, предусматривающая долгосрочные договорные отношения, создающаяся, как правило, для сбыта.

Фирма-франшизер (франчайзер):

1) предоставляет другой фирме (франчайзи) право (лицензию, франшизу) на ведение определенного бизнеса:

а) на ограниченной территории;

б) при соблюдении установленных правил (контроля за качеством ведения бизнеса и т.д.);

в) под определенной маркой (принадлежащей или ассоциирующейся с франчайзером).

3) является собственником нематериальных активов предприятия, принадлежащего франчайзи.

Покупатель франшизы (франчайзи):

1) уплачивает франшизеру некоторую начальную сумму и отчисления от валовой выручки (gross receipts) или прибыли (gross profit) или обязуется выкупать товары на сумму, не менее определенной за период;

2) остается юридически самостоятельным и несет ответственность за свои действия;

3) получает право на:

а) использование коммерческой марки;

б) постоянную поддержку;

в) использование опыта организации бизнеса.

Способы возникновения франчайзинга: создание на основе нового товара;адаптация существующего товара для франчайзинга (из другой страны);преобразование фирменной сети во франчайзинговую;импорт.

Условия применения франчайзинга: благоприятная экономическая и политическая ситуация;географические факторы;бизнес-фактор;товарный фактор.

Преимущества франчайзинга как системы сбыта:

Для франчайзера:

1. Создание нового источника дохода, основанного на коммерческом ноу-хау.

2. Увеличение торговой сети без дополнительных инвестиций.

3. Быстрое расширение продаж с использованием начального успеха для создания эффекта «снежного кома».

4. Реализация принципа «экономии на масштабе», отсутствие накладных расходов по содержанию собственных магазинов, оплату персонала и др.

5. Независимые посредники мотивированы на успех дела.

6. Сотрудничество с посредниками, интегрированными в местную среду, воспринимаемыми населением как местные.

7. Долголетняя привязанность франчайзи к франчайзеру.

Для франчайзи:

1. Использование опыта, известности, гарантий имиджа (марки) франчайзера.

2. Возможность начать дело с малым капиталом.

3. Снижение риска и неопределенности, успех проекта уже доказан.

4. Создание собственного дела с одновременным вхождением в крупную организацию.

5. Повышение рыночной силы в связи с созданием сети.

6. Удешевление и проверка на качество поставки.

7. Возможность идти в ногу со спросом, возможность использовать научные технологические разработки.

8. При обширном территориальном рынке возможность управлять дополнительной торговой точкой, не ограничивая первое предприятие.

Для потребителя:

1. Как правило, одно из условий контракта – продленные часы работы, высокий уровень обслуживания.

2. Общая торговая марка позволяет рассчитывать на определенные стандарты качества.

3. Франчайзинг гарантирует от бесследного исчезновения какой-либо точки, дает возможность обращения в головную организацию.

4. Поддерживает разнообразие выбора благодаря поддержке малого бизнеса в период растущей концентрации бизнеса.

Недостатки франчайзинга как системы:

Для франчайзера:

1. репутация одного франчайзи сильно влияет на всю систему при отсутствии полного контроля (управления)

2. нет уверенности в правдивости отчета о деятельности франчайзи

3. в случае противоречий в целях (франчайзера и франчайзи) невозможность воздействия на деятельность франчайзи, пока не нарушен договор

4. отсутствие гибкости в перемещении точек, изменении стратегий и т.п.

5. проблемы информационной связи

6. проблемы с набором франчайзи

7. торговые точки франчайзи приносят меньше прибыли, чем если бы они были собственностью франчайзера

8. противоречие: собственность предполагает личную заинтересованность и участие, но товар должен быть стандартизован для создания у потребителя чувства надежности

Для франчайзи:

1. Мало возможностей для самовыражения, самостоятельности.

2. Возможность пострадать из-за ошибок франчайзера или других франчайзи.

3. Привязанность к франчайзеру чревата невыгодной структурой затрат.

4. Продажа франчайзером всей франшизы как уже работающего предприятия может вызвать радикальное изменение в политике предприятия и неуверенность франчайзи.

5. Базирование на узкоспециализированном товаре, отсутствие диверсификации.

Для потребителя: 1. Ограничивает конкуренцию между франчайзи

2. Административная неэффективность франчайзи разрушает потребительские ожидания, основанные на отношениях с другими франчайзи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: