double arrow

Понятие и принципы построения бюджетной системы

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь бюджетная система — регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 1 Конституции Республики Беларусь Республика Беларусь является унитарным государством. Следовательно, бюджетная система Республики Беларусь, являясь частью финансовой системы Беларуси, состоит из двух уровней: первый уровень — республиканский бюджет, второй уровень — местные бюджеты. Структура бюджетной системы Республики Беларусь закрепляется Конституцией Республики Беларусь (ст. 133).

Местные бюджеты подразделяются на:

· бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

· бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

· бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Общая совокупность республиканского и местных бюджетов имеет строго-иерархическую систему построения в контексте выделения вышестоящих и нижестоящих бюджетов.

Вышестоящий бюджет — республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы.

Нижестоящий бюджет — бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету.

С понятием бюджетной системы тесно связано весьма специфическое, но важное понятие «консолидированный бюджет». Консолидированный бюджет — свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Выделяют следующие виды консолидированных бюджетов:

· консолидированный бюджет района (бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет);

· консолидированный бюджет области (бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет);

· консолидированный бюджет Республики Беларусь (республиканский бюджет, бюджеты областей и г. Минска);

· консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь (консолидированный бюджет Республики Беларусь, бюджеты государственных внебюджетных фондов, средства от приносящей доходы деятельности (внебюджетные средства) бюджетных организации).

Консолидированные бюджеты не подлежат утверждению в законодательном порядке, а являются лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующей местной территории.

Принципами бюджетной системы являются:

1) принцип единства, означающий, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;

2) принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, означающий, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме;

3) принцип сбалансированности бюджетов, означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;

4) принцип гласности, означающий открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам);

5) принцип самостоятельности бюджетов, обеспечивающий наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет;

6) принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

7) принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, означающий, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением расходов государственных целевых бюджетных фондов, целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь, государственных займов, добровольных взносов, средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий, средств бюджета в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь, иных случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

8) принцип достоверности бюджетов, означающий, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь;

9) принцип адресности и целевого назначениябюджетных средств, означающий, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей;

10) принцип ответственности участников бюджетного процесса, заключающий в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: