Состав доходов и расходов бюджета

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Основным назначением доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами государственной власти возложенных своих задач. Доходы бюджета формируют не только материальную основу существования самого государства, базу покрытия потребностей в средствах для выполнения возложенных на государство функций.

В Республике Беларусь доходы бюджета на законодательном уровне определены как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд.

Доходы бюджета классифицируют по следующим группам:

1) налоговые доходы;

2) взносы на государственное социальное страхование;

3) неналоговые доходы;

4) безвозмездные поступления.

В рамках данной агрегированной группировки доходов проводится их детализация.

К налоговым доходам относятся: республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами, пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин), проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом.

Неналоговые доходы составляют доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, штрафы, другие неналоговые доходы.

Безвозмездные поступления состоят из необязательных текущих и капитальных платежей, которые включают в себя поступления от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

По методам взимания доходы бюджета классифицируются на налоговые и неналоговые. Также доходы бюджета классифицируются и по другим признакам.

Бюджетное законодательство Республики Беларусь предусматривает деление доходов бюджетов на собственные и регулирующие.

Собственные доходы — доходы бюджета, зачисление которых полностью или частично в соответствующий бюджет предусмотрено законодательством на постоянной основе.

Собственные доходы республиканского бюджета и местных бюджетов включают в себя налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе, взносы на государственное социальное страхование, зачисляемые на постоянной основе, неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе, безвозмездные поступления, за исключением межбюджетных трансфертов.

Нормативы отчислений собственных доходов бюджетов разных уровней предусмотрены Бюджетным кодексом Республики Беларусь (при этом допускается установление иных нормативов Президентом Республики Беларусь и (или) законами).

Регулирующие доходы — доходы бюджета, ежегодно распределяемые между вышестоящими и нижестоящими в целях бюджетного регулирования.

К регулирующим доходам республиканского бюджета и местных бюджетов относятся: доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты, и по которым установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов.

С точки зрения функционального назначения к отдельной группе доходов бюджета отнесены доходы государственных целевых бюджетных фондов, формирование которых осуществляется в особом порядке (как правило, за счет уплаты налоговых платежей, взимание которых регламентируется как бюджетным, так и налоговым законодательством). Количественный состав государственных целевых бюджетных фондов ежегодно определяется законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Государственными целевыми бюджетными фондами в 2010 году являются:

1) Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

2) Республиканский фонд охраны природы.

Расходы бюджета являются важной составной частью государственных расходов в целом и возникают в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, адми­нистративно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т. д. Сочетание данных факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития страны.

С правовой точки зрения расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности.

Направления расходов определены в зависимости от уровня бюджета, из которого они финансируются, но конкретные размеры устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капитальные и текущие. Данная классификация получила свое закрепление в бюджетном законодательстве Республики Беларусь.

Текущие расходы являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.

Капитальные расходы являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности.

Можно выделить кассовые и фактическиерасходы. Кассовыми расходами бюджета считаются все суммы, выданные с банковских счетов, как путем безналичных расчетов, так и наличными деньгами. Фактическими расходами считаются действительные затраты организаций, подтверждаемые документами в соответствии с законодательством.

Предоставление средств из бюджета может осуществляться в формах:

· расходов на функционирование бюджетных организаций;

· бюджетных трансфертов населению;

· субсидий организациям и физическим лицам;

· бюджетных трансфертов за границу;

· межбюджетных трансфертов;

· расходов на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;

· бюджетных ссуд, бюджетные займов;

· бюджетных кредитов;

· расходов на обслуживание долговых обязательств;

· других форм расходов в соответствии с бюджетным законодательством.

В рамках вышеуказанных форм определены функциональные виды расходов, финансируемых из республиканского бюджета, из областных бюджетов, из бюджетов базового и первичного уровней и из бюджета г. Минска.

В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, а в расходной части местных бюджетов — создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не может превышать двух процентов доходов республиканского бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: