Понятие и предмет бюджетного права

В настоящее время в финансово-правовой науке доминирует точка зрения о бюджетном праве как подотрасли финансового права.

Бюджетное право — основной раздел финансового права, регулирующий систему отношений Республики Беларусь, административно-территориальных единиц и органов представительной и исполнительной власти, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием государственных денежных фондов.

Бюджетное право, являясь подотраслью финансового права, имеет соответствующий предмет правового регулирования.

Предметом бюджетного права являются отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при:

· составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· составлении, рассмотрении и утверждении отчетовоб их исполнении;

· определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса;

· осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях;

· осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Отношения, составляющие предмет бюджетного права, подразделяются на материальные (имущественные) и процессуальные, которые в совокупности являются бюджетными правоотношениями, под которыми следует понимать урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения по образованию, распределению и использованию денежных средств государственного и местных бюджетов. Бюджетные отношения, являясь производными от финансовых правоотношений, отличаются от последних более узкой сферой применения.

Бюджетные правоотношения, являясь одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению. В то же время им присущи и некоторые особенности, свойственные только этому виду финансовых правоотношений, касающиеся их содержания и субъектного состава:

1) возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного фонда денежных средств;

2) в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государство и соответствующие органы местного управления и самоуправления;

3) не могут длиться более одного года и прекращаются в конце соответствующего года, что обусловлено ежегодностью принятия такого основополагающего акта в бюджетной сфере, как закон о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Однако в рамках наличия такого правового института бюджетного права как бюджетный процесс, опосредованного понятием бюджетного цикла, который, как правило, длится около двух лет, можно вести в некоторых случаях и о более длительном временном аспекте бюджетных правоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: