Соответствие качества продукции организаций перерабатывающей промышленности

Пищевая продукция, поступая в организм человека, оказывает непосредственное влияние на состояние его здоровья. Именно поэтому, качество продуктов питания, их безопасность для конечного потребителя всегда были в центре общественного и государственного внимания.

Всплеск интереса научного и делового сообществ, общественных организаций, бурные обсуждения в периодической литературе, посвященной пищевой и агропромышленной отрасли, вызвала реформа технического регулирования, начало которой положило введение в действие Федерального закона «О техническом регулировании». Реализация положений данного закона привела к отмене норм, обязывающих производителей пищевой продукции оформлять удостоверения качества и безопасности пищевой продукции, закрепленных ранее в федеральном законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов». На отмену обязательного оформления удостоверения качества и безопасности пищевой продукции в соответствии с действующим законодательством прямо указывают разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, вызванные поступающими обращениями по вопросу оформления удостоверений качества и безопасности.

1 июля 2013 года в силу вступил один из важнейших технических регламентов Таможенного союза (далее – ТР ТС) – ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Поскольку согласно Соглашению «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» с момента вступления в силу ТР ТС на продукцию «соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами Сторон, не применяются» (ст. 5), то соответствующая продукция исключается из области распространения действующих национальных требований системы ГОСТ Р и ТР РФ.

Данный технический регламент устанавливает обязательные требования к безопасности пищевой продукции, а также определяет необходимость подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. Само определение подтверждения соответствия законодательно закреплено в Федеральном законе «О техническом регулировании». Подтверждение соответствия представляет собой «документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров». ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» между понятиями «подтверждение соответствия» и «оценка соответствия» ставит знак равенства.

Рассматриваемый технический регламент определяет не только обязанность производителя пищевой продукции самостоятельно подтверждать соответствие выпускаемой продукции требованиям технического регламента, но и формы оценки (подтверждения) соответствия продукции.

В редакции статьи 21 регламента оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции проводится в формах:

1) подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции;

2) государственной регистрации специализированной пищевой продукции;

3) государственной регистрации пищевой продукции нового вида;

4) ветеринарно-санитарной экспертизы.

При этом, к специализированной пищевой продукции относится пищевая продукция для детского питания, диетического лечебного, диетического профилактического и спортивного питания; минеральная природная, лечебно-столовая, лечебная минеральная вода (с минерализацией свыше 1 мг/д3 или при меньшей минерализации, содержащая биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм); а также биологически активные добавки к пище. К новой продукции относится продукция нового вида, которая производится по неизвестным ранее технологиям. При этом, продукция имеющая в своем составе компоненты, в том числе пищевые добавки, уже использующиеся для употребления человеком в пищу, даже в том случае, если такая продукция и компонент произведены по новой рецептуре, к новой не относится.

Таким образом, можно говорить о введении ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» новых механизмов регулирования обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов [ Ошибка! Источник ссылки не найден. ]. Сюда, помимо указанных выше форм оценки соответствия продукции и обязанности экономических субъектов проводить такую оценку относятся государственная регистрация производителей пищевой продукции и применение системы производственного контроля, основанного на принципах ХАССП (от англ. Hazard Analysis and Critical Control Points (HACCP) — анализ рисков и критические контрольные точки). Однако, несмотря на проведенную реформу технического регулирования, действующее нормативно-правовое регулирование не привело к преодолению проблем в области оценки соответствия пищевой продукции.

Основной проблемой для экономических субъектов является постоянный рост расходов на оценку соответствия продукции. Данные расходы складываются из стоимости договора на проведение подтверждения соответствия, заключенного со специальным органом по его проведению, а также себестоимости образцов продукции, которые переданы на испытания и в дальнейшем не подлежат реализации. Если же принятие декларации о соответствии осуществляется на основании собственных доказательств, то в качестве расходов на сертификацию принимаются собственные затраты не ее проведение.

По экспертным оценкам, отраженным в Концепции комплексного перевода документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в электронную форму, расходы на оценку соответствия достигают 0,2% оборота организации и составляют несколько миллионов рублей в год. Так, ежегодные расходы, связанные с движением документов по оценке соответствия, при обороте продукции мукомольной промышленности составляют около 200 млн. рублей, овощей и овощной продукции - 470 млн. рублей, продукции молочной промышленности - 946 млн. рублей, продукции мясной отрасли - 1800 млн. рублей.

Как видно из приведенных данных мясная отрасль несет самые высокие издержки, что обусловлено и дублированием требований к продукции отрасли, содержащихся в различных правовых актах (безопасность мясопродукции как продукции животного происхождения подлежит подтверждению и в форме декларирования соответствия и в форме ветеринарно-санитарной экспертизы).

Кроме того, расходы на оценку соответствия увеличиваются при обращении экономического субъекта - производителя пищевой продукции за помощью в ускорении оформления документов о подтверждении соответствия требованиям регламентов, услуги по которой предлагаются на рынке многими центрами сертификации. Реализуя скоропортящуюся продукцию и сталкиваясь с завышенными сроками оформления документов об оценке соответствия продукции, предприятия пищевой отрасли часто вынуждены либо оплачивать услуги ускоренного оформления, либо реализовывать продукцию вообще без подтверждения, что влечет риск наложения и уплаты штрафов.

Таким образом, пристальное внимание к расходам по оценке соответствия в учетно-аналитической системе пищевой перерабатывающей организации, в сложившихся условиях становится объективной необходимостью. Отметим, что в составе таких расходов могут быть учтены, прежде всего, стоимость услуг органа по сертификации, расходы на доставку образцов продукции в лабораторию и их хранение, стоимость образцов готовой продукции, которые использовались для испытаний, если они утратили свои потребительские свойства и не могут быть реализованы в дальнейшем.

Нам представляется, что совершенствование учетно-аналитической системы в части учета расходов на оценку соответствия продукции должно, прежде всего, решать следующие задачи: автоматизация процессов взаимодействия контрагентов при обороте документов о подтверждении соответствия, детализация информации, формируемой в учете, отражение порядка учета расходов на оценку соответствия продукции в учетной политике организации. Кратко рассмотрим каждую из предложенных задач.

Автоматизация процедур взаимодействия экономических субъектов и органов государственного контроля за безопасностью пищевой продукции по предварительным оценкам должна привести к снижению расходов на оборот документов по оценке соответствия на 20-25%. Такая автоматизация позволяет снизить риск ошибок, дублирования информации и должна основываться на внедрении электронного документооборота по оценке соответствия продукции. В настоящее время многие организации уже внедрили или планируют внедрить системы электронного документооборота. По результатам исследования российского рынка СЭД, обнародованном Docflow, треть обследованных предприятий стремится перейти к электронному документообороту в максимальном количестве процессов. В конце 2013 г. 64% организаций различных отраслей начали переход к безбумажному документообороту.

Детальное отражении информации о расходах обусловлено ростом указанных затрат в их общей структуре, позволяет оценить влияние тех или иных составляющих на изменение полной себестоимости продукции, контролировать затраты, повышает прозрачность учетного обеспечения управленческих решений. В этих целях считаем целесообразным выделить отдельную калькуляционную статью «Расходы на оценку соответствия продукции». Указанная статья должна найти отражение не только в учете фактических затрат, но и стать одной из статей соответствующего бюджета организации.

Актуальным является и вопрос о моменте признания расходов на декларирование в учете организации. Существуют разные точки зрения на порядок признания расходов по подтверждению соответствия. Первая точка зрения основана на том, что расходы на оценку соответствия пищевой продукции являются расходами по обычным видам деятельности (в соответствии с классификацией затрат, определенной ПБУ 10/99). Такие расходы должны быть признаны в том отчетном периоде, в котором имели место. В случае, если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, они признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами. Таким образом, расходы на оценку соответствия следует отражать в составе расходов будущих периодов и списывать на затраты по мере их признания расходом периода. Эта же точка зрения поддерживается письмами Минфина, в которых отмечается, что расходы на сертификацию включаются в состав расходов для целей налогообложения прибыли равномерно в течение всего срока действия сертификата. Другая точка зрения отражена в Письме Минфина от 28 марта 2014 г. Там отмечается, что затраты на сертификацию продукции могут быть единовременно включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату предъявления организации документов, служащих основанием для произведения расчетов.

Учитывая вышеизложенное, в целях уменьшения налогооблагаемой базы считаем целесообразным включать расходы на оценку соответствия пищевой продукции единовременно, что должно быть закреплено в учетной политике организации для целей налогового учета. А вот в целях получения достоверной информации о величине расходов хозяйствующего субъекта, достоверного расчета полной себестоимости выпускаемой пищевой продукции расходы по оценке соответствия следует включать в затраты периода равномерно. Этот факт должен найти отражение в учетной политике организации для целей бухгалтерского (управленческого) учета.

Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предусмотрено использование счета 97 «расходы будущих периодов». Поэтому расходы на сертификацию вначале следует отразить на упомянутом счете. В течение же срока действия сертификата они будут ежемесячно списываться на расходы по обычным видам деятельности в соответствии с установленным порядком их списания: равномерно, пропорционально объему продукции и др. в бухгалтерском учете при этом производятся следующие записи:

дебет 97 «Расходы будущих периодов» кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - учтены расходы на получение сертификата соответствия;

дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - выделен НДС, уплаченный организации, проводившей оценку соответствия;

дебет 97 «Расходы будущих периодов» кредит 43 «Готовая продукция» - списана себестоимость образцов готовой продукции, переданных для проведения оценки соответствия;

дебет 20 кредит 97 «Расходы будущих периодов» - отнесены на затраты производства расходы на оценку соответствия продукции в части, приходящейся на текущий месяц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: