Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета

Ведение бухгалтерского учета регламентируется нормативно-правовыми актами различных уровней. Основным документом, который регулирует вопросы бухгалтерского учета в нашей стране является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402 – ФЗ от 6.12.2011. В этом законе целая глава посвящена регулированию бухгалтерского учета.

В этом законе части нормативного регулирования предлагается выделение четырех уровней. При этом повышен статус нормативных актов, разрабатываемых на уровне министерств и ведомств (отраслевые стандарты), а в состав рекомендаций в области бухгалтерского учета, скорее всего, войдут и документы, которые ранее разрабатывались как методические рекомендации и методические указания, и разъяснения, не носящие нормативного характера (письма Минфина России и иных органов государственной власти).

Таким образом, в перспективе система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета будет пятиуровневой:

- новый закон о бухгалтерском учете и иные федеральные законы;

- федеральные стандарты;

- отраслевые стандарты;

- рекомендации в области бухгалтерского учета;

- стандарты экономического субъекта.

Отдельными нормами ст. 21 нового закона о бухгалтерском учете установлены отличительные признаки каждой группы стандартов, относящихся к области нормативного регулирования бухгалтерского учета, которые для наглядности представлены в виде таблицы (таблица 1).

Таким образом, к документам, регулирующим ведение бухгалтерского учета затрат в сельскохозяйственных организациях относятся:

· Гражданский кодекс РФ

· Налоговый кодекс РФ

· Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402 – ФЗ от 6.12.2011

· Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина от 29 июля 1998 года № 34н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г., 18 сентября 2006 г., 26 марта 2007 г., 24 декабря 2010г.)

Таблица 1 - Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Вид документа Кем утверждается Отличительные признаки
Федеральные стандарты Уполномоченным органом (Минфином России) Обязательны к применению всеми экономическими субъектами, если иное не установлено этими стандартами
Могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету
Могут устанавливать требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности
Учитываются экономическими субъектами при формировании учетной политики
Отраслевые стандарты органами отраслевого и ведомственного управления или Минфином России устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности
Рекомендации в области бухгалтерского учета органами отраслевого и ведомственного управления или Минфином России Принимаются в целях: - правильного применения федеральных и отраслевых стандартов; - уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета; - распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета
Не могут приниматься в отношении: - организационных форм ведения бухгалтерского учета; - организации бухгалтерских служб экономических субъектов; - технологии ведения бухгалтерского учета; - порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета; - порядка разработки этими лицами стандартов
Стандарты экономического субъекта Руководителем экономического субъекта Предназначены для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета на уровне экономического субъекта (организации)
Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов устанавливаются самостоятельно экономическим субъектом
Применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения

· Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (приказ Минфина РФ № 43н от 8 февраля 1999 года с изменениями от 18 сентября 2006,08 ноября 2010 г.)

· Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (приказ Минфина РФ № 44н от 9 июня 2001 года с изменениями от 25 октября 2010г.)

· Положение по бухгалтерскому учету «расходы организации» (приказ Минфина РФ № 33н от 6 мая 1999 года с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г., 18 сентября, 27 ноября 2006 г., 27 ноября 2006, 25 октября 2010 г., 08 ноября 2010гю, 27 апреля 2012 г.)

· Положение по бухгалтерскому учету «учетная политика организации» ПБУ 1/2008. утверждено приказом Минфина Рф от 6 октября 2008 г. № 106н (с изменениями и дополнениями от 11 марта 2009 г., 25 октября, 8 ноября 2010 г., 27 апреля 2012 г.).

· План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и методические рекомендации по его применению (приказ Минсельхоза России от 13 июня 2001 г. № 654).

· Методические рекомендации по бухгалтерскому учету займов и кредитов в организациях агропромышленного комплекса (приказ Минсельхоза России от 2 февраля 2004 г. № 74).

· Методические рекомендации по бухгалтерскому учету доходов, расходов и финансовых результатов сельскохозяйственных и других организаций АПК (приказ Минсельхоза России от 31.01.2003 № 28)

Что касается самого нижнего уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета - он представлен документами, которые разрабатываются организациями при формировании учетной политики. К ним, прежде всего, относится учетная политика, рабочий план счетов, график документооборота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: