Перевозки туристов осуществляются различными видами транспорта среди которых велика роль автомобильного транспорта. ГОСТ Р 51825–2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования» [49]принят и введён в действие Постановлением Госстандарта России от 14 ноября 2001 г. Устанавливает классификацию, общие требования к услугам пассажирского автомобильного транспорта, включая требования качества и безопасности, а также методы их контроля.
Данный документ определяет классификацию по следующим признакам:
1) в зависимости от перемещения/неперемещения пассажиров и багажа:
– услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств;
– услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющим непосредственное отношение к перевозке, а именно:
▪ услуги по продаже проездных документов (продажа, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и др.);
|
|
▪ информационные услуги (предоставление зрительной и звуковой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписании движения, правилах перевозок и др.);
▪ оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребёнка, помещениях отдыха пассажиров;
▪ предоставление санитарно-гигиенических услуг;
▪ услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камер хранения, услуги носильщиков и т. п.);
2) по регулярности осуществления:
– услуги регулярные;
– услуги нерегулярные;
3) в зависимости от вида сообщения:
– городские;
– пригородные;
– междугородные;
– международные;
4) по назначению:
– перевозки общего пользования;
– специальные перевозки для организованных групп людей;
5) в зависимости от вида используемых транспортных средств:
– перевозки автобусами;
– перевозки легковыми автомобилями;
– перевозки грузовыми автомобилями, специально оборудованными для перевозки пассажиров.
Согласно данному стандарту технологический процесс оказания услуг автомобильного транспорта включает в себя три этапа:
1) предрейсовое (послерейсовое) обслуживание;
2) посадка (высадка) пассажиров и погрузка (выгрузка) багажа;
3) перевозка пассажиров и багажа.
Что касается первого этапа, то оно призвано обеспечить следующее:
– своевременное информационное обслуживание пассажиров (потребителей), включая информацию о времени и местах отправления (прибытия автотранспортных средств, маршрутах следования и т. д.);
– возможность и удобство заключения договора перевозки, резервирования мест, приобретения проездных документов;
|
|
– удобство нахождения пассажиров на автовокзалах и пассажирских автостанциях, включая возможность пользования залом ожидания, комнатами отдыха, камерой хранения багажа, комнатой матери и ребёнка, пунктом медицинского обслуживания, пунктами общественного питания и т. д.
Посадка (высадка) пассажиров и погрузка (выгрузка) багажа производится в неподвижно стоящее автотранспортное средство при соблюдении правил дорожного движения, а если говорить о перевозке пассажиров, то по ГОСТ Р 51825 она осуществляется при соблюдении следующих условий:
а) автотранспортные средства подлежат регистрации в органах государственной инспекции безопасности дорожного движения и должны соответствовать правилам технической эксплуатации;
б) назначение и вид исполнения автотранспортных средств должны соответствовать виду перевозок с учётом дорожных и природно-климатических условий;
в) количество перевозимых пассажиров не должно превышать норм вместимости, предусмотренных технической характеристикой автотранспортного средства или правилами осуществления конкретного вида перевозки;
г) в процессе эксплуатации автотранспортных средств необходимо обеспечивать работоспособность систем, поддерживающих необходимую температуру, состав воздуха и уровень шума в кабине водителя и пассажирском салоне;
д) в случае стихийных бедствий, изменений дорожно-климатических условий, аварий, при которых движение сопряжено с реальной угрозой жизни и здоровью пассажиров исполнитель услуги обязан прекратить движение автотранспортного средства. Возобновление движения возможно при восстановлении безопасных для движения условий;
е) в процессе перевозки пассажирам должна быть предоставлена необходимая и своевременная звуковая и визуальная информация по вопросам, связанным с оказанием услуг по перевозке. Визуальную информацию наносят на доступных для пассажирах указателях, схемах и информационных табличках;
ж) водители, осуществляющие перевозки пассажиров, должны иметь соответствующее водительское удостоверение, документ о прохождении медицинского освидетельствования и другие документы, необходимые для отдельных видов перевозок;
з) квалификация, стаж работы, возраст и другие профессиональные характеристики водителей должны соответствовать установленным требованиям для данного вида перевозок;
и) технологический процесс выполняют с обязательным соблюдением режимов труда и отдыха, установленных в действующих нормативных документах;
к) путь следования автотранспортного средства (маршрут) и параметры его движения (расписание, скорость, места остановок и др.) должны соответствовать условиям договора перевозки с соблюдением правил дорожного движения.
Качество услуг автомобильного транспорта по ГОСТ Р 51825 оценивается по нескольким критериям:
– безопасность (для жизни здоровья пассажиров, охрана окружающей среды);
– своевременность и скорость;
– комфортность, этика и эстетика;
– комплексность (оказание сопутствующих услуг);
– информативность, достоверность
– доступность (отсутствие какой-либо дискриминации различных групп потребителей);
– сохранность багажа.
В национальных стандартах по перевозкам туристов автомобильным транспортом, в частности, автобусами установлены положения, учитывающие интересы отдельных категорий пассажиров, а именно, детей и инвалидов.
ГОСТ Р 51160–98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» [44], принятый и введённый в действие Постановлением Госстандарта России от 1 апреля 1998 г. № 101, устанавливает требования по перевозке детей в возрасте от 6 до 16 лет по автомобильным дорогам общей транспортной сети Российской Федерации в следующих аспектах:
|
|
– показатели массы (конструктивная масса автобуса);
– планировка пассажирского помещения (варианты размещения сидений в автобусе, расположение отсека для багажа и др.);
– сиденья (требования наличия подлокотника или поручня на той стороне сиденья, которая обращена к проходу, наличия не менее одного сиденья для взрослого пассажира, сопровождающего детей и т. д.);
– вход и выход (расположение одной из дверей в непосредственной близости от рабочего места водителя и др.).
Кроме того, выделяются дополнительные требования в части оснащения автобуса, а именно:
▪ оборудование рабочего места водителя внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой;
▪ оборудование автобуса устройством ограничения скорости автобуса (при превышении максимальной конструктивной скорости автобуса 60 км/ч);
▪ установка спереди и сзади автобуса специальных опознавательных знаков «Перевозка детей» в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации;
▪ жёлтый цвет окраски кузова автобуса;
▪ оснащение автобуса средствами двусторонней связи (по специальному заказу потребителя);
▪ оснащение автобуса устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом;
▪ наличие контрастных надписей «Дети» на наружных боковых сторонах кузова;
▪ укомплектование автобуса двумя медицинскими аптечками;
▪ наличие в автобусе мест для установки не менее двух огнетушителей, при расположении одного из мест вблизи сиденья водителя;
▪ более частая периодичность осмотра, регулировок и технического обслуживания механизмов, узлов и деталей, определяющих безопасность эксплуатации автобуса.
Национальный стандарт ГОСТ Р 50844–95 «Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требования» [50]принят и введён в действие Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1995 г. № 634. Данный стандарт регулирует вопросы автобусных перевозок инвалидов с нарушением опорно-двигательных функций и предъявляет следующие группы технических требований к автобусам:
|
|
1) планировка пассажирского помещения (наличие в салоне автобуса вдоль боковых стенок горизонтальных поручней на высоте 100–110 см от уровня пола и др.);
2) пассажирские сиденья (наличие у сидений опор для голени и стоп, обозначений в виде надписей или пиктограмм и др.);
3) пассажирские двери (наличие не менее двух дверей, ширина дверного проёма не менее 90 см);
4) наличие устройств для доступа инвалидов в автобус (рампы);
5) требования безопасности (наличие фиксирующих приспособлений для кресла-коляски).