Потребность в безопасности и защите

Эта потребность сегодня не реализуется многими педаго­гами. В камерных беседах с психологом достаточно часто они говорят именно о чувстве незащищенности, не о страхе перед определенным лицом или какими-то действиями, а именно о диффузном чувстве незащищенности. Можно предположить, что основная причина этого кроется в современных соци-


альных условиях в России. Они определяют наличие у значи­тельного количества даже молодых людей страха изменений, страха перед будущим и стремления защитить себя при по­мощи различных материальных благ. Поскольку для педаго­гов такой способ защиты практически неприемлем, а другие малоизвестны, то чувство незащищенности у них имеет ярко выраженный характер.

Как может проявляться тяга к удовлетворению потребно­сти в безопасности?

Прежде всего в стремлении человека к постоянству, к упо­рядочению повседневной жизни. В этом случае ему боль­ше нравится, когда окружающий мир предсказуем, размерен, организован. Всякая несправедливость или проявление не­последовательности, непостоянства со стороны коллег, в осо­бенности администрации, вызывают у него тревогу и беспо­койство. В данном случае главную роль играет не столько несправедливость как таковая и даже не эмоциональная боль, связанная с ней, а то, что она воспринимается как опасность, убеждает — этому миру нельзя доверять.

Поимо чувства незащищенности, потребность в безопас­ности и стабильности обнаруживает себя в стремлении к кон­сервативному поведению. Действительно, большинство пе­дагогов склонно отдавать предпочтение знакомым и привыч­ным вещам.

Как писал А. Маслоу, среднестатистический взрослый представитель нашей культуры стремится к тому, чтобы жить в безопасном, стабильном, организованном, предсказуемом мире, в мире, где действуют раз и навсегда установленные правила и порядки, где исключены опасные неожиданности, беспорядок и хаос, где у него есть сильные защитники, обе­регающие его от опасности. Неизбывное стремление к безо­пасности заставляет его искать себе защитника, сильную лич­ность, на которую он мог бы положиться, которой он мог бы полностью довериться или даже подчиниться, как мессии.





ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога



       
 
   
 

Легко убедиться, что все вышесказанное часто проявляет­ся и у педагогов. Не зря психологи иногда сетуют на консер­ватизм учителей и нежелание использовать новые формы, знания, методы даже в ущерб собственной пользе. Поэтому педагогам столь необходимы некоторые твердые правила, ус­тои, которые будут упорядочивать и структурировать их про­фессиональный мир.

Что может помочь в этой ситуации? Наличие в школе силь­ного руководителя. Стремление к безопасности заставляет учителя искать себе защитника, ту самую сильную личность, на которую он мог бы положиться. Если же такой руководи­тель в школе отсутствует, то психологу ничего не остается, как частично принять его роль. В этом случае он организует свое взаимодействие с теми педагогами, которым это необхо­димо, давая им возможность почувствовать свою заботу и готовность прийти на помощь, защитить от неадекватных претензий родителей.

Кроме того, таким педагогам стоит обеспечить ощущение надежности окружения. Как уже говорилось, символом надеж­ности является предсказуемость, стабильность. Одним из силь­но беспокоящих факторов, которые нарушают стабильность, является посещение уроков администрацией и другими сотруд­никами школы. Поэтому необходимо порекомендовать адми­нистрации придать таким мероприятиям плановый характер. К примеру, во многих школах существуют стенды, на которых вывешиваются графики посещения уроков. Не стоит беспоко­иться, что, подготовившись к проверке в соответствии с графи­ком, учитель будет «халтурить» в другое время. Опытный ад­министратор даже на самом «подготовленном» занятии сразу увидит, к каким формам работы дети не приучены.

Тем более не имеет права нарушать эмоциональное спо­койствие педагога психолог. Поэтому о своем посещении стоит предупреждать заранее в деликатной форме, например: «Я бы хотела прийти... как вы к этому относитесь?» или «Вы не воз-


ражаете, если я приду к вам на урок?». Мы полагаем, что психологу нужно быть стойким и уметь принять «нет» учите­ля, понимая, что это его право. В любом случае можно по­просить его назначить другое время для посещения. При этом нужно объяснять четко цель визита, используя лексику учи­теля. Когда преподаватель знает, зачем пришел психолог, ему не так тревожно. Минимальное недопонимание вызывает страх, дезорганизует. Именно поэтому нередко возникает не­доверие педагогов к психологу, а иногда и открытая к нему неприязнь, что вызывает обиду у психолога и ведет к нарас­танию «барьера» между ним и учителем.

Возвращаясь к посещению уроков, нужно отметить, как важна обратная связь с учителем после урока, даже если на­блюдение за методами преподавания не входило в цель визи­та. Это утверждение может показаться парадоксальным. Пси­холог до урока подробно объяснил, к примеру, что он придет наблюдать за протеканием адаптации к школе нового учени­ка, а мы говорим, что после урока ему хорошо бы сказать несколько слов учителю. Но если задуматься, то психолог-то знает, как проявляется адаптированность или дезадаптиро-ванность ребенка на уроке, а педагог — нет. И молчаливый уход психолога, даже сопровождаемый «спасибо», — это си­туация неопределенности, которая вызывает у многих педа­гогов тревогу. Поэтому психологу необходимо поделиться с учителем своими наблюдениями. Можно сообщить, что осо­бенно понравилось, или же выдвинуть предложения, как сде­лать урок более эффективным, например: «Мне кажется, мож­но сделать так...», «Было бы интереснее, если...» и т.п. Важ­но, чтобы слова психолога не означали отрицание работы учи­теля, чтобы они не звучали как приговор: «У вас это плохо!»

Чувство незащищенности может особенно остро актуали­зироваться у учителей при встречах с родителями: на собра­ниях или в процессе индивидуальной беседы, особенно если они имеют претензии к школе. Поэтому полезно перед со-



ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога



браниями проводить мини-семинары с педагогами, акценти­руя внимание на индивидуальном разговоре с родителями и сопровождая свой рассказ памятками, которые педагог мо­жет оставить у себя. В качестве примеров приведем памятки, первая из которых может лечь в основу мини-семинара с учи­телями перед собранием, а вторая — в основу отдельной встре­чи, где будет обсуждаться взаимодействие с родителями, име­ющими претензии к школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: