Эта потребность сегодня не реализуется многими педагогами. В камерных беседах с психологом достаточно часто они говорят именно о чувстве незащищенности, не о страхе перед определенным лицом или какими-то действиями, а именно о диффузном чувстве незащищенности. Можно предположить, что основная причина этого кроется в современных соци-
альных условиях в России. Они определяют наличие у значительного количества даже молодых людей страха изменений, страха перед будущим и стремления защитить себя при помощи различных материальных благ. Поскольку для педагогов такой способ защиты практически неприемлем, а другие малоизвестны, то чувство незащищенности у них имеет ярко выраженный характер.
Как может проявляться тяга к удовлетворению потребности в безопасности?
Прежде всего в стремлении человека к постоянству, к упорядочению повседневной жизни. В этом случае ему больше нравится, когда окружающий мир предсказуем, размерен, организован. Всякая несправедливость или проявление непоследовательности, непостоянства со стороны коллег, в особенности администрации, вызывают у него тревогу и беспокойство. В данном случае главную роль играет не столько несправедливость как таковая и даже не эмоциональная боль, связанная с ней, а то, что она воспринимается как опасность, убеждает — этому миру нельзя доверять.
Поимо чувства незащищенности, потребность в безопасности и стабильности обнаруживает себя в стремлении к консервативному поведению. Действительно, большинство педагогов склонно отдавать предпочтение знакомым и привычным вещам.
Как писал А. Маслоу, среднестатистический взрослый представитель нашей культуры стремится к тому, чтобы жить в безопасном, стабильном, организованном, предсказуемом мире, в мире, где действуют раз и навсегда установленные правила и порядки, где исключены опасные неожиданности, беспорядок и хаос, где у него есть сильные защитники, оберегающие его от опасности. Неизбывное стремление к безопасности заставляет его искать себе защитника, сильную личность, на которую он мог бы положиться, которой он мог бы полностью довериться или даже подчиниться, как мессии.
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога
Легко убедиться, что все вышесказанное часто проявляется и у педагогов. Не зря психологи иногда сетуют на консерватизм учителей и нежелание использовать новые формы, знания, методы даже в ущерб собственной пользе. Поэтому педагогам столь необходимы некоторые твердые правила, устои, которые будут упорядочивать и структурировать их профессиональный мир.
Что может помочь в этой ситуации? Наличие в школе сильного руководителя. Стремление к безопасности заставляет учителя искать себе защитника, ту самую сильную личность, на которую он мог бы положиться. Если же такой руководитель в школе отсутствует, то психологу ничего не остается, как частично принять его роль. В этом случае он организует свое взаимодействие с теми педагогами, которым это необходимо, давая им возможность почувствовать свою заботу и готовность прийти на помощь, защитить от неадекватных претензий родителей.
Кроме того, таким педагогам стоит обеспечить ощущение надежности окружения. Как уже говорилось, символом надежности является предсказуемость, стабильность. Одним из сильно беспокоящих факторов, которые нарушают стабильность, является посещение уроков администрацией и другими сотрудниками школы. Поэтому необходимо порекомендовать администрации придать таким мероприятиям плановый характер. К примеру, во многих школах существуют стенды, на которых вывешиваются графики посещения уроков. Не стоит беспокоиться, что, подготовившись к проверке в соответствии с графиком, учитель будет «халтурить» в другое время. Опытный администратор даже на самом «подготовленном» занятии сразу увидит, к каким формам работы дети не приучены.
Тем более не имеет права нарушать эмоциональное спокойствие педагога психолог. Поэтому о своем посещении стоит предупреждать заранее в деликатной форме, например: «Я бы хотела прийти... как вы к этому относитесь?» или «Вы не воз-
ражаете, если я приду к вам на урок?». Мы полагаем, что психологу нужно быть стойким и уметь принять «нет» учителя, понимая, что это его право. В любом случае можно попросить его назначить другое время для посещения. При этом нужно объяснять четко цель визита, используя лексику учителя. Когда преподаватель знает, зачем пришел психолог, ему не так тревожно. Минимальное недопонимание вызывает страх, дезорганизует. Именно поэтому нередко возникает недоверие педагогов к психологу, а иногда и открытая к нему неприязнь, что вызывает обиду у психолога и ведет к нарастанию «барьера» между ним и учителем.
Возвращаясь к посещению уроков, нужно отметить, как важна обратная связь с учителем после урока, даже если наблюдение за методами преподавания не входило в цель визита. Это утверждение может показаться парадоксальным. Психолог до урока подробно объяснил, к примеру, что он придет наблюдать за протеканием адаптации к школе нового ученика, а мы говорим, что после урока ему хорошо бы сказать несколько слов учителю. Но если задуматься, то психолог-то знает, как проявляется адаптированность или дезадаптиро-ванность ребенка на уроке, а педагог — нет. И молчаливый уход психолога, даже сопровождаемый «спасибо», — это ситуация неопределенности, которая вызывает у многих педагогов тревогу. Поэтому психологу необходимо поделиться с учителем своими наблюдениями. Можно сообщить, что особенно понравилось, или же выдвинуть предложения, как сделать урок более эффективным, например: «Мне кажется, можно сделать так...», «Было бы интереснее, если...» и т.п. Важно, чтобы слова психолога не означали отрицание работы учителя, чтобы они не звучали как приговор: «У вас это плохо!»
Чувство незащищенности может особенно остро актуализироваться у учителей при встречах с родителями: на собраниях или в процессе индивидуальной беседы, особенно если они имеют претензии к школе. Поэтому полезно перед со-
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога
браниями проводить мини-семинары с педагогами, акцентируя внимание на индивидуальном разговоре с родителями и сопровождая свой рассказ памятками, которые педагог может оставить у себя. В качестве примеров приведем памятки, первая из которых может лечь в основу мини-семинара с учителями перед собранием, а вторая — в основу отдельной встречи, где будет обсуждаться взаимодействие с родителями, имеющими претензии к школе.