О подготовке к родительскому собранию

К родительским собраниям каждому учителю-предметнику необ­ходимо подготовить тезисы беседы с родителями, которые должны отражать:

1. Достижения ученика за прошедший период (в учебном и лич­
ностном плане, с яркими примерами, показывающими, что вы це­
ните и принимаете индивидуальность ребенка).

2. Информацию об учебной деятельности:

• изучаемые темы (за отчетный период);

• чему должен был научиться ребенок (конкретно);

• чему научился ребенок;

• характеристика работы ученика на уроке;

• характеристика качества выполнения учеником домашних за­
даний;

• трудности, возникающие у ребенка в учебной деятельности;

• принципы оценивания работы (в том числе из чего склады­
вается четвертная оценка).

3. Вашу работу по преодолению названных трудностей:

• проделанная работа (описание форм и методов работы на
уроке и на консультациях);

• перспективная работа.

4. Рекомендации родителям — чем они могут помочь своему ребен­
ку, поддерживая усилия педагогов (конкретно). Их лучше готовить в
косвенной форме, например: «Для Вани было бы оптимальным...»,
«Саше было бы полезно...», «Чтобы ситуация улучшилась...», «Эф­
фективность учебы повысится, если...», «Ваше участие поможет...»


Памятка 2 О взаимодействии с родителями, имеющими претензии

Виды претензий:

— обоснованные — опирающиеся на реальные факты;

— необоснованные — опирающиеся на субъективную интер­
претацию фактов, домысливание родителями, то есть не со­
ответствующие действительности.

Если родитель обращается с обоснованной претензией, то педа­гог работает с реальной ситуацией — выясняет причины, определя­ет пути ее исправления.

Если родитель обращается с необоснованной претензией, то воз­можны два варианта действий — неконструктивный и конструк­тивный.

Типичные неконструктивные способы реагирования на необос­нованные претензии:

— стремление оправдаться;

— обвинение себя;

— обещание исправить ситуацию;

— поиски виновного (взрослого или ребенка);

— стремление переложить ответственность (жалоба в админи­
страцию).

Конструктивный, способ реагирования на необоснованные пре­тензии опирается на понимание действительных потребностей ро­дителя:

— выплеснуть агрессию, раздражение;

— почувствовать собственную силу, значимость;

— избежать одиночества;

— скрыть родительскую некомпетентность;

— снизить свои страхи за ребенка.

Этапы конструктивной беседы с родителем:

1. Необходимо «побывать» в предъявляемой ситуации:

— выслушать родителя, дать ему выговориться;

— выразить понимание («Я понимаю, что вы обеспокоены...»,
«Конечно, вас огорчает...», «Я с вами абсолютно согласна»
и т.д.).


ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога



2. Перейти от конкретной ситуации к общим проблемам ребенка («А
вот меня беспокоит...», «Я часто замечаю...», «Саше трудно...» и т.д.).

3. Описать свои действия в отношении проблемы ребенка.

4. Запросить помощь родителя в разрешении проблемы ребенка.

5. В случае необходимости рекомендовать обратиться к психологу.

Как правило, после проведения таких мини-семинаров тревога педагогов в отношении встреч с родителями, особен­но предъявляющими неадекватные претензии, существенно снижается.

Следующий шаг, который необходимо сделать для сниже­ния чувства незащищенности, — это дать учителю право на ошибку. Среди педагогов обычно бывает довольно много пер-фекционистов, то есть людей, стремящихся выполнить лю- бую работу очень хорошо. Малейший недочет, ошибка вызы­вают у них сильную тревогу, нередко сопровождающуюся чув­ством вины. Поэтому на педсоветах, производственных со­браниях важно ставить вопрос о закономерности ошибок в любом труде. Но это будет бесполезным, если идею не под­держит администрация. Учитель должен знать, что имеет право на ошибку даже на открытом уроке. А недостаточно верные действия на обычном уроке, даже зафиксированные сотруд­никами администрации, не являются свидетельством его про­фессиональной некомпетентности.

Потребность в принадлежности и любви

Как отмечал А. Маслоу, после того как потребности фи­зиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек жаждет теплых, дру­жеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая при-


няла бы его как своего. Возможно, столь важное место по­требности в принадлежности и любви вызвано современны­ми особенностями общественных отношений — уходом от классической семьи, состоящей из нескольких поколений, разрыхлением родственных связей, углублением пропасти между поколениями, стремительной урбанизацией, разруше­нием традиционного уклада жизни.

У педагогов эта потребность выражена особенно остро, поскольку их профессиональная деятельность требует посто­янного проявления любви к детям. Вероятность эмоциональ­ного истощения в такой ситуации достаточно высока. Кроме того, учителя находятся в ситуации оценивания результатов своей деятельности. Их оценивают родители, администрация, коллеги. Причем результаты учительского труда не всегда определяются степенью вложения сил: преподаватель не мо­жет научить всех детей так хорошо, как хочет. Поэтому для него очень важно ощутить безоценочное принятие со сторо­ны окружающих, в том числе и психолога. Как нам представ­ляется, важнейшей формой такого безоценочного общения является установление личного контакта психолога с педаго­гом. И первым шагом на этом пути может стать обсуждение интересующих педагогов бытовых тем: цветов на дачном уча­стке, используемой косметики, любимых блюд и т.п. Для эмоционально закрытых людей стоит инициировать контакт через разговор об их учениках. Хорошо, когда за этим после­дует обсуждение более важных глубоких тем, например, свя­занных с семьей, детьми, мужем. Эти действия можно срав­нить с работой психолога в русле недирективной игровой психотерапии, когда взрослый предоставляет ребенку возмож­ность заниматься тем, что он любит. И через принятие его игр демонстрирует принятие самого ребенка.

Может возникнуть вопрос о реальных временных возмож­ности психолога: сколько педагогов он может охватить кон­тактом? Нам представляется, что многих.


ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога



Когда оказывается такая поддержка? Во время переме­ны. Психолог может пройтись по классам и просто переки­нуться с педагогами несколькими фразами. Стоит уяснить, что само присутствие психолога в пространстве класса уже воспринимается педагогами как интерес к ним, а значит, является поддержкой. А несколько слов, к примеру, о пого­де, сопровожденных улыбкой, тем более важны для учителя. Когда установятся доверительные отношения, педагоги сами будут инициировать контакты и делиться значимой инфор­мацией.

Также имеет смысл продумать введение в практику шко­лы различных форм публичной благодарности — на педсове­тах, совещаниях, на стендах. Важно, чтобы выразить бла­годарность имели возможность все сотрудники школы, а не только администрация. Для этого можно создать стенд «Я хочу сказать спасибо». На нем любой из педагогов по же­ланию может написать слова благодарности коллеге в сво­бодной форме, например: «Я хочу сказать спасибо Анне Сер­геевне за помощь в проведении родительских клубов. Лариса Анатольевна».

 

Полезно включать в тренинги или тематические семина­ры задания, с помощью которых педагоги могут получить так называемые «поглаживания», поддерживающие высказывания и выражение теплых чувств от коллег. Понятно, что цель та­ких заданий прямо не указывается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: