К родительским собраниям каждому учителю-предметнику необходимо подготовить тезисы беседы с родителями, которые должны отражать:
1. Достижения ученика за прошедший период (в учебном и лич
ностном плане, с яркими примерами, показывающими, что вы це
ните и принимаете индивидуальность ребенка).
2. Информацию об учебной деятельности:
• изучаемые темы (за отчетный период);
• чему должен был научиться ребенок (конкретно);
• чему научился ребенок;
• характеристика работы ученика на уроке;
• характеристика качества выполнения учеником домашних за
даний;
• трудности, возникающие у ребенка в учебной деятельности;
• принципы оценивания работы (в том числе из чего склады
вается четвертная оценка).
3. Вашу работу по преодолению названных трудностей:
• проделанная работа (описание форм и методов работы на
уроке и на консультациях);
• перспективная работа.
4. Рекомендации родителям — чем они могут помочь своему ребен
ку, поддерживая усилия педагогов (конкретно). Их лучше готовить в
косвенной форме, например: «Для Вани было бы оптимальным...»,
«Саше было бы полезно...», «Чтобы ситуация улучшилась...», «Эф
фективность учебы повысится, если...», «Ваше участие поможет...»
|
|
Памятка 2 О взаимодействии с родителями, имеющими претензии
Виды претензий:
— обоснованные — опирающиеся на реальные факты;
— необоснованные — опирающиеся на субъективную интер
претацию фактов, домысливание родителями, то есть не со
ответствующие действительности.
Если родитель обращается с обоснованной претензией, то педагог работает с реальной ситуацией — выясняет причины, определяет пути ее исправления.
Если родитель обращается с необоснованной претензией, то возможны два варианта действий — неконструктивный и конструктивный.
Типичные неконструктивные способы реагирования на необоснованные претензии:
— стремление оправдаться;
— обвинение себя;
— обещание исправить ситуацию;
— поиски виновного (взрослого или ребенка);
— стремление переложить ответственность (жалоба в админи
страцию).
Конструктивный, способ реагирования на необоснованные претензии опирается на понимание действительных потребностей родителя:
— выплеснуть агрессию, раздражение;
— почувствовать собственную силу, значимость;
— избежать одиночества;
— скрыть родительскую некомпетентность;
— снизить свои страхи за ребенка.
Этапы конструктивной беседы с родителем:
1. Необходимо «побывать» в предъявляемой ситуации:
— выслушать родителя, дать ему выговориться;
— выразить понимание («Я понимаю, что вы обеспокоены...»,
«Конечно, вас огорчает...», «Я с вами абсолютно согласна»
и т.д.).
|
|
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога
2. Перейти от конкретной ситуации к общим проблемам ребенка («А
вот меня беспокоит...», «Я часто замечаю...», «Саше трудно...» и т.д.).
3. Описать свои действия в отношении проблемы ребенка.
4. Запросить помощь родителя в разрешении проблемы ребенка.
5. В случае необходимости рекомендовать обратиться к психологу.
Как правило, после проведения таких мини-семинаров тревога педагогов в отношении встреч с родителями, особенно предъявляющими неадекватные претензии, существенно снижается.
Следующий шаг, который необходимо сделать для снижения чувства незащищенности, — это дать учителю право на ошибку. Среди педагогов обычно бывает довольно много пер-фекционистов, то есть людей, стремящихся выполнить лю- бую работу очень хорошо. Малейший недочет, ошибка вызывают у них сильную тревогу, нередко сопровождающуюся чувством вины. Поэтому на педсоветах, производственных собраниях важно ставить вопрос о закономерности ошибок в любом труде. Но это будет бесполезным, если идею не поддержит администрация. Учитель должен знать, что имеет право на ошибку даже на открытом уроке. А недостаточно верные действия на обычном уроке, даже зафиксированные сотрудниками администрации, не являются свидетельством его профессиональной некомпетентности.
Потребность в принадлежности и любви
Как отмечал А. Маслоу, после того как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая при-
няла бы его как своего. Возможно, столь важное место потребности в принадлежности и любви вызвано современными особенностями общественных отношений — уходом от классической семьи, состоящей из нескольких поколений, разрыхлением родственных связей, углублением пропасти между поколениями, стремительной урбанизацией, разрушением традиционного уклада жизни.
У педагогов эта потребность выражена особенно остро, поскольку их профессиональная деятельность требует постоянного проявления любви к детям. Вероятность эмоционального истощения в такой ситуации достаточно высока. Кроме того, учителя находятся в ситуации оценивания результатов своей деятельности. Их оценивают родители, администрация, коллеги. Причем результаты учительского труда не всегда определяются степенью вложения сил: преподаватель не может научить всех детей так хорошо, как хочет. Поэтому для него очень важно ощутить безоценочное принятие со стороны окружающих, в том числе и психолога. Как нам представляется, важнейшей формой такого безоценочного общения является установление личного контакта психолога с педагогом. И первым шагом на этом пути может стать обсуждение интересующих педагогов бытовых тем: цветов на дачном участке, используемой косметики, любимых блюд и т.п. Для эмоционально закрытых людей стоит инициировать контакт через разговор об их учениках. Хорошо, когда за этим последует обсуждение более важных глубоких тем, например, связанных с семьей, детьми, мужем. Эти действия можно сравнить с работой психолога в русле недирективной игровой психотерапии, когда взрослый предоставляет ребенку возможность заниматься тем, что он любит. И через принятие его игр демонстрирует принятие самого ребенка.
Может возникнуть вопрос о реальных временных возможности психолога: сколько педагогов он может охватить контактом? Нам представляется, что многих.
|
|
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога
Когда оказывается такая поддержка? Во время перемены. Психолог может пройтись по классам и просто перекинуться с педагогами несколькими фразами. Стоит уяснить, что само присутствие психолога в пространстве класса уже воспринимается педагогами как интерес к ним, а значит, является поддержкой. А несколько слов, к примеру, о погоде, сопровожденных улыбкой, тем более важны для учителя. Когда установятся доверительные отношения, педагоги сами будут инициировать контакты и делиться значимой информацией.
Также имеет смысл продумать введение в практику школы различных форм публичной благодарности — на педсоветах, совещаниях, на стендах. Важно, чтобы выразить благодарность имели возможность все сотрудники школы, а не только администрация. Для этого можно создать стенд «Я хочу сказать спасибо». На нем любой из педагогов по желанию может написать слова благодарности коллеге в свободной форме, например: «Я хочу сказать спасибо Анне Сергеевне за помощь в проведении родительских клубов. Лариса Анатольевна».
Полезно включать в тренинги или тематические семинары задания, с помощью которых педагоги могут получить так называемые «поглаживания», поддерживающие высказывания и выражение теплых чувств от коллег. Понятно, что цель таких заданий прямо не указывается.