Каждый человек (за редким исключением, связанным с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Как говорил
А. Маслоу, потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс включаются потребность в репутации или престиже (уважение окружающих), желание завоевать статус, внимание, признание, славу.
Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у человека чувство уверенности в себе, собственной значимости, силы, адекватности, ощущение, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенность этой потребности, напротив, вызывает чувство униженности, слабости, беспомощности, что, в свою очередь, служит почвой для уныния, запускает компенсаторные и невротические механизмы.
|
|
Как это ни парадоксально, но у многих педагогов потребность в самоуважении если не снижена, то имеет риск снижения. Возможно, это является следствием того, что престижность профессии в современном мире определяется уровнем зарплаты, соответственно педагогический труд часто считается малопрестижным.
Поэтому психологу стоит обратить внимание на форму подачи рекомендаций: они не должны восприниматься учителем как критика, угрожающая его самоуважению, из-за чего так трудно бывает убедить его изменить стиль взаимодействия с ребенком или методику ведения урока. Из этого следует, что любые рекомендации должна предварять беседа с прого-вариванием сильных сторон педагога, его ресурсов. И только после этого в очень корректной форме можно излагать психологические советы.
Полезно завести дневник «Психологические находки учителя» и заполнять его при посещении уроков. С согласия учителя эти «находки» можно размещать на стенде для педагогов.
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога
Потребность в самоактуализации
Как считал А. Маслоу, даже если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность от сознания того, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Человеку хочется стать тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Это потребность в самоактуализации. Имеется в виду стремление человека к актуализации заложенных в нем потенциальных ресурсов, возможностей.
|
|
Может ли психолог содействовать самоактуализации педагогов? Да, и прежде всего тем ее аспектам, которые касаются их профессиональной деятельности. Поскольку условно в работе педагогов можно выделить два уровня — обучение и воспитание учащихся, в соответствии с ними можно структурировать и работу психолога по содействию их самоактуализации в профессии.
Первый уровень — работа психолога по повышению качества обучения. Казалось бы, этот вид работы широко представлен в школьной психологии. Ее обычно называют «работа по запросу». Имеется в виду, что педагог формулирует вопросы или затруднения, связанные с обучением ученика или класса, а психолог ищет на них ответы или вступает во взаимодействие с учащимися. Однако реально «работа по запросу» либо не осуществляется вообще, либо сводится к отдельным хаотичным действиям психолога и взаимному недовольству администрации, педагогов и психологов. Причина заключается в том, что понятийные «поля» учителей и психологов различны. Кроме того, педагоги не знают возможностей психолога и либо недооценивают их, либо воспринимают действия психолога как «таблетку», которую можно принять и тут же исправить любую ситуацию. Поэтому важно представить учителям возможный спектр запросов с указанием пред-
почтительного времени их подачи, реальных возможностей выполнения. А также научить задавать вопросы, на которые может и должен ответить психолог. Но для этого сначала сам психолог должен их сформулировать, оценив свою профессиональную подготовку.
Примерный спектр запросов приведен ниже. Имеет смысл разъяснить их педагогам и поместить на стенде.