Потребность в самоуважении

Каждый человек (за редким исключением, связанным с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Как говорил


А. Маслоу, потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс включаются потребность в репутации или пре­стиже (уважение окружающих), желание завоевать статус, внимание, признание, славу.

Удовлетворение потребности в оценке, уважении порож­дает у человека чувство уверенности в себе, собственной зна­чимости, силы, адекватности, ощущение, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенность этой потреб­ности, напротив, вызывает чувство униженности, слабости, беспомощности, что, в свою очередь, служит почвой для уны­ния, запускает компенсаторные и невротические механизмы.

Как это ни парадоксально, но у многих педагогов потреб­ность в самоуважении если не снижена, то имеет риск сни­жения. Возможно, это является следствием того, что престиж­ность профессии в современном мире определяется уровнем зарплаты, соответственно педагогический труд часто счита­ется малопрестижным.

Поэтому психологу стоит обратить внимание на форму подачи рекомендаций: они не должны восприниматься учи­телем как критика, угрожающая его самоуважению, из-за чего так трудно бывает убедить его изменить стиль взаимодействия с ребенком или методику ведения урока. Из этого следует, что любые рекомендации должна предварять беседа с прого-вариванием сильных сторон педагога, его ресурсов. И только после этого в очень корректной форме можно излагать пси­хологические советы.

Полезно завести дневник «Психологические находки учи­теля» и заполнять его при посещении уроков. С согласия учи­теля эти «находки» можно размещать на стенде для педа­гогов.







ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога



Потребность в самоактуализации

Как считал А. Маслоу, даже если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность от созна­ния того, что он занимается совсем не тем, к чему предраспо­ложен. Человеку хочется стать тем, кем он может быть. Чело­век чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Это потребность в самоактуализации. Имеется в виду стремление человека к актуализации заложенных в нем по­тенциальных ресурсов, возможностей.

Может ли психолог содействовать самоактуализации пе­дагогов? Да, и прежде всего тем ее аспектам, которые каса­ются их профессиональной деятельности. Поскольку услов­но в работе педагогов можно выделить два уровняобучение и воспитание учащихся, в соответствии с ними можно струк­турировать и работу психолога по содействию их самоактуа­лизации в профессии.

Первый уровень — работа психолога по повышению каче­ства обучения. Казалось бы, этот вид работы широко пред­ставлен в школьной психологии. Ее обычно называют «рабо­та по запросу». Имеется в виду, что педагог формулирует воп­росы или затруднения, связанные с обучением ученика или класса, а психолог ищет на них ответы или вступает во взаи­модействие с учащимися. Однако реально «работа по запро­су» либо не осуществляется вообще, либо сводится к отдель­ным хаотичным действиям психолога и взаимному недоволь­ству администрации, педагогов и психологов. Причина за­ключается в том, что понятийные «поля» учителей и психо­логов различны. Кроме того, педагоги не знают возможнос­тей психолога и либо недооценивают их, либо воспринимают действия психолога как «таблетку», которую можно принять и тут же исправить любую ситуацию. Поэтому важно предста­вить учителям возможный спектр запросов с указанием пред-



почтительного времени их подачи, реальных возможностей выполнения. А также научить задавать вопросы, на которые может и должен ответить психолог. Но для этого сначала сам психолог должен их сформулировать, оценив свою профес­сиональную подготовку.

Примерный спектр запросов приведен ниже. Имеет смысл разъяснить их педагогам и поместить на стенде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: