В качестве теоретической модели работы с педагогами удобно опираться на труды А. Маслоу. Тогда идеальный образ учителя, к которому следует стремиться, можно обрисовать, опираясь на характеристики, с помощью которых Маслоу описывал психологически здоровых людей.
1. Умение принимать себя, других, природу. Такие люди при
нимают себя такими, какие они есть, осознавая собственную
ценность и уникальность. Они не сверхкритичны к своим
недостаткам, не отягощены чрезмерным чувством вины, сты
да, тревоги. Они принимают свою физиологическую приро
ду, ощущая радость от еды, сна, сексуальной жизни. В людях
они умеют видеть достоинства и прощать им недостатки, по
этому могут терпимо относиться к слабостям других.
2. Непосредственность, простота, естественность. Они не
стремятся произвести впечатление. Позволяют себе быть со
бой и открыто выражают свое мнение, общаясь с людьми
различных социальных слоев и статусов. Они не прячутся за
социальную роль, разрешают себе выходить из нее. Не имеют
запретов на проявление чувств, то есть умеют открыто заяв
лять о своем гневе, обиде, страхе, не ущемляя при этом инте
ресы других людей.
|
|
ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога
3. Свежесть восприятия. Это умение видеть новое и пре
красное в обычных событиях жизни (прогулка по лесу, обще
ние с людьми). Поэтому жизнь представляется таким людям
радостной и интересной.
4. Глубокие межличностные отношения. Они умеют уста
навливать близкие взаимоотношения с родными и друзьями.
Легко общаются с детьми.
5. Наличие чувства юмора. Предпочитают философский
доброжелательный юмор. Любят посмеяться. Часто улыбаются.
6. Креативность. Такие люди умеют подходить к жизни
творчески. Имеется в виду творчество в широком смысле этого
слова. Оно может выражаться в выпечке пирогов или выра
щивании цветов, вышивании или посещении театров и т.п.
7. Самодостаточность. Это возможность полагаться на свой
собственный потенциал и не зависеть от оценок окружаю
щих, что проявляется в отсутствии обязательного стремления
к высокому статусу, престижу, популярности.
8. Центрированность на проблеме. Это наличие привержен
ности какой-то задаче, долгу, призванию или любимой рабо
те. Имеется в виду, что такие люди центрированы не на себе,
а на проблеме, которую они считают своей жизненной мис
сией.
Помимо выделенных характеристик, на наш взгляд, необходимо отметить еще одну, вытекающую из специфики современной социокультурной ситуации. Попробуем обосновать свое мнение.
Сегодня многие руководители школ жалуются на то, что люди почему-то перестают «гореть» на работе, вроде бы все делают, но без особого усердия, часто жалуются по разным причинам и заявляют об усталости: от работы, от домашних обязанностей, а нередко и от собственных детей. По этим описаниям можно заключить, что все чаще и чаще педагоги впадают в такое состояние, как депрессия. Сейчас депрессия становится не болезненным исключением, а привычным яв-
|
|
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога
лением. Во многом это следствие преобладания в обществе так называемого негативного программирования, которым пронизаны сегодня СМИ, в особенности некоторые рекламные ролики, вспомним, к примеру, такой кадр — мчится машина «скорой помощи», и звучат слова диктора: «Завтра эта машина приедет за вами».
Но подобному воздействию в первую очередь подвержены те взрослые, которые испытали его еще в детстве. А современные методы воспитания детей просто пронизаны явлением негативного программирования. В особенности ярко можно заметить это, сравнив специфику социализации ребенка в современном и традиционном обществах. В традиционном обществе во всех обрядах, сопровождавших ребенка на его жизненном пути, начиная с младенчества — перерезания пуповины, первого купания, первого пеленания, укладывания в колыбель и т.п., — присутствовали благопожела-ния, которые выполняли функцию позитивного программирования. Они оказывали внушающее воздействие сначала на родителей, а позже и на самого ребенка. Формировали веру в то, что малыш будет расти здоровым и успешным. Можно сказать, способствовали развитию у маленького человечка такого качества, как оптимизм. Современный ребенок, напротив, чаще включен в процесс негативного программирования, поскольку родители и другие взрослые скорее склонны отмечать его недостатки, чем достоинства. Нередко ребенок вообще не имеет представления о своих хороших качествах.
Поэтому сегодня среди взрослых, вышедших из современного детства, так распространен пессимизм, который является важнейшей предпосылкой депрессии. Более того, М. Зелиг-ман — американский психолог — считает, что само пребывание в пессимистическом настроении уже является слабой формой проявления депрессии. М. Зелигман проводил многочисленные исследования оптимизма и пессимизма как атрибу-
тивного стиля человека, то есть способа его объяснения своих неудач и успехов. На основании их он сделал вывод, что пессимизм не только предрасполагает к депрессии и психосоматическим заболеваниям, но и существенно снижает эффективность труда, приводит к ощущению беспомощности, отказу от стратегии преодоления в случае появления трудностей, то есть к пассивности.
Поэтому мы полагаем, что современные условия вынуждают добавить к «портрету» идеального педагога такое качество, как оптимистическая жизненная позиция.
Понятно, что данный «портрет» психологически здорового учителя является «красивой картинкой», но все же его полезно видеть как образ, к которому стоит стремиться. Мы полагаем, что с достаточной мерой деликатности его можно обсуждать с педагогами и с администрацией.
Как структурировать психологу работу по оказанию поддержки педагогам, ориентируясь на данный образ? Мы полагаем, что для этого также удобно воспользоваться классификацией потребностей А. Маслоу. Хотя из дальнейшего рассмотрения станет видно, что не все необходимые действия посильны психологу и не все входят в сферу его профессиональной компетенции.
Физиологические потребности
Именно они часто не удовлетворяются в современной школе. Низкий уровень зарплаты приводит к тому, что педагоги берут учебную нагрузку, превышающую их физиологические возможности. Казалось бы, этот вопрос не входит в компетенцию психолога, решением его занимается школьная администрация. Однако именно физическая усталость педагогов нередко является причиной несдержанности, эмоциональных срывов, негативно влияет на учащихся. Поэто-
|
|
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога
му, как нам кажется, стоит искать способы влияния на физическое состояние педагогов. Это может быть организация комнаты отдыха для учителей (при наличии возможностей для этого в школе и при согласии администрации). Или же проведение дней здоровья совместно с преподавателями физкультуры. Нам известны случаи, когда психологи предлагали администрации не давать первые уроки педагогам, далеко живущим от школы. Возможно многое, но главное — это ставить вопрос о физиологических ресурсах педагогов и необходимости их рационального использования и восполнения как перед администрацией школы, так и перед самими сотрудниками: на педсоветах, производственных собраниях, в личных беседах. И тогда учителя сами расскажут, чего им не хватает, чем можно помочь в условиях конкретной школы. Иногда это бывают легко выполнимые задачи, например, предоставить возможность в удобное время выпить чая. Или расставить в учительской мебель так, чтобы образовались полузакрытые уголки — педагоги устают от вынужденной публичности, когда целый день находятся в школе.
Все это кажется очень далеким от общепринятых представлений о работе психолога. Но мы абсолютно согласны с М. Эриксоном, что ограничительных рамок здесь не существует. Психолог понимает реальные потребности клиента и делает для него то, что может.