Психологической поддержки педагогов

В качестве теоретической модели работы с педагогами удобно опираться на труды А. Маслоу. Тогда идеальный об­раз учителя, к которому следует стремиться, можно обрисо­вать, опираясь на характеристики, с помощью которых Мас­лоу описывал психологически здоровых людей.

1. Умение принимать себя, других, природу. Такие люди при­
нимают себя такими, какие они есть, осознавая собственную
ценность и уникальность. Они не сверхкритичны к своим
недостаткам, не отягощены чрезмерным чувством вины, сты­
да, тревоги. Они принимают свою физиологическую приро­
ду, ощущая радость от еды, сна, сексуальной жизни. В людях
они умеют видеть достоинства и прощать им недостатки, по­
этому могут терпимо относиться к слабостям других.

2. Непосредственность, простота, естественность. Они не
стремятся произвести впечатление. Позволяют себе быть со­
бой и открыто выражают свое мнение, общаясь с людьми
различных социальных слоев и статусов. Они не прячутся за
социальную роль, разрешают себе выходить из нее. Не имеют
запретов на проявление чувств, то есть умеют открыто заяв­
лять о своем гневе, обиде, страхе, не ущемляя при этом инте­
ресы других людей.


ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога

3. Свежесть восприятия. Это умение видеть новое и пре­
красное в обычных событиях жизни (прогулка по лесу, обще­
ние с людьми). Поэтому жизнь представляется таким людям
радостной и интересной.

4. Глубокие межличностные отношения. Они умеют уста­
навливать близкие взаимоотношения с родными и друзьями.
Легко общаются с детьми.

5. Наличие чувства юмора. Предпочитают философский
доброжелательный юмор. Любят посмеяться. Часто улыбаются.

6. Креативность. Такие люди умеют подходить к жизни
творчески. Имеется в виду творчество в широком смысле этого
слова. Оно может выражаться в выпечке пирогов или выра­
щивании цветов, вышивании или посещении театров и т.п.

7. Самодостаточность. Это возможность полагаться на свой
собственный потенциал и не зависеть от оценок окружаю­
щих, что проявляется в отсутствии обязательного стремления
к высокому статусу, престижу, популярности.

8. Центрированность на проблеме. Это наличие привержен­
ности какой-то задаче, долгу, призванию или любимой рабо­
те. Имеется в виду, что такие люди центрированы не на себе,
а на проблеме, которую они считают своей жизненной мис­
сией.

Помимо выделенных характеристик, на наш взгляд, необ­ходимо отметить еще одну, вытекающую из специфики со­временной социокультурной ситуации. Попробуем обосно­вать свое мнение.

Сегодня многие руководители школ жалуются на то, что люди почему-то перестают «гореть» на работе, вроде бы все делают, но без особого усердия, часто жалуются по разным причинам и заявляют об усталости: от работы, от домашних обязанностей, а нередко и от собственных детей. По этим описаниям можно заключить, что все чаще и чаще педагоги впадают в такое состояние, как депрессия. Сейчас депрессия становится не болезненным исключением, а привычным яв-


ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога



лением. Во многом это следствие преобладания в обществе так называемого негативного программирования, которым пронизаны сегодня СМИ, в особенности некоторые реклам­ные ролики, вспомним, к примеру, такой кадр — мчится ма­шина «скорой помощи», и звучат слова диктора: «Завтра эта машина приедет за вами».

Но подобному воздействию в первую очередь подверже­ны те взрослые, которые испытали его еще в детстве. А со­временные методы воспитания детей просто пронизаны яв­лением негативного программирования. В особенности ярко можно заметить это, сравнив специфику социализации ре­бенка в современном и традиционном обществах. В традици­онном обществе во всех обрядах, сопровождавших ребенка на его жизненном пути, начиная с младенчества — перереза­ния пуповины, первого купания, первого пеленания, укла­дывания в колыбель и т.п., — присутствовали благопожела-ния, которые выполняли функцию позитивного программи­рования. Они оказывали внушающее воздействие сначала на родителей, а позже и на самого ребенка. Формировали веру в то, что малыш будет расти здоровым и успешным. Можно сказать, способствовали развитию у маленького человечка такого качества, как оптимизм. Современный ребенок, на­против, чаще включен в процесс негативного программиро­вания, поскольку родители и другие взрослые скорее склон­ны отмечать его недостатки, чем достоинства. Нередко ребе­нок вообще не имеет представления о своих хороших каче­ствах.

Поэтому сегодня среди взрослых, вышедших из современ­ного детства, так распространен пессимизм, который является важнейшей предпосылкой депрессии. Более того, М. Зелиг-ман — американский психолог — считает, что само пребыва­ние в пессимистическом настроении уже является слабой фор­мой проявления депрессии. М. Зелигман проводил многочис­ленные исследования оптимизма и пессимизма как атрибу-


тивного стиля человека, то есть способа его объяснения своих неудач и успехов. На основании их он сделал вывод, что пес­симизм не только предрасполагает к депрессии и психосома­тическим заболеваниям, но и существенно снижает эффек­тивность труда, приводит к ощущению беспомощности, отка­зу от стратегии преодоления в случае появления трудностей, то есть к пассивности.

Поэтому мы полагаем, что современные условия вынуж­дают добавить к «портрету» идеального педагога такое каче­ство, как оптимистическая жизненная позиция.

Понятно, что данный «портрет» психологически здорово­го учителя является «красивой картинкой», но все же его по­лезно видеть как образ, к которому стоит стремиться. Мы полагаем, что с достаточной мерой деликатности его можно обсуждать с педагогами и с администрацией.

Как структурировать психологу работу по оказанию под­держки педагогам, ориентируясь на данный образ? Мы пола­гаем, что для этого также удобно воспользоваться классифи­кацией потребностей А. Маслоу. Хотя из дальнейшего рас­смотрения станет видно, что не все необходимые действия посильны психологу и не все входят в сферу его профессио­нальной компетенции.

Физиологические потребности

Именно они часто не удовлетворяются в современной школе. Низкий уровень зарплаты приводит к тому, что педа­гоги берут учебную нагрузку, превышающую их физиологи­ческие возможности. Казалось бы, этот вопрос не входит в компетенцию психолога, решением его занимается школь­ная администрация. Однако именно физическая усталость педагогов нередко является причиной несдержанности, эмо­циональных срывов, негативно влияет на учащихся. Поэто-





ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога



му, как нам кажется, стоит искать способы влияния на физи­ческое состояние педагогов. Это может быть организация комнаты отдыха для учителей (при наличии возможностей для этого в школе и при согласии администрации). Или же проведение дней здоровья совместно с преподавателями физ­культуры. Нам известны случаи, когда психологи предлагали администрации не давать первые уроки педагогам, далеко живущим от школы. Возможно многое, но главное — это ста­вить вопрос о физиологических ресурсах педагогов и необхо­димости их рационального использования и восполнения как перед администрацией школы, так и перед самими сотрудни­ками: на педсоветах, производственных собраниях, в личных беседах. И тогда учителя сами расскажут, чего им не хватает, чем можно помочь в условиях конкретной школы. Иногда это бывают легко выполнимые задачи, например, предоста­вить возможность в удобное время выпить чая. Или расста­вить в учительской мебель так, чтобы образовались полузак­рытые уголки — педагоги устают от вынужденной публично­сти, когда целый день находятся в школе.

Все это кажется очень далеким от общепринятых пред­ставлений о работе психолога. Но мы абсолютно согласны с М. Эриксоном, что ограничительных рамок здесь не суще­ствует. Психолог понимает реальные потребности клиента и делает для него то, что может.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: