1. Определение наилучшей комбинации работы с потребителем при продвижении инновационного продукта.
2. Множественность связей участников рыночных отношений в каналах товародвижения. Инструменты продвижения, применяемые в инновационном маркетинге.
1. Стратегия продаж инновационных продуктов должна определить наилучшую комбинацию работы с конечными потребителями: розничной торговлей, торговыми агентами и оптовиками. Поэтому одним из ключевых вопросов продажи является выбор оптимального пути, по которому инновационный продукт движется от производителя к потребителю т.е. канала сбыта (распределения).
В зависимости от того, является ли инновационный продукт потребительским (рис. 12) или промышленным (рис 13), существуют следующие варианты организации сбыта:
Рис. 12. Каналы сбыта потребительских продуктов
Рис.13. Каналы сбыта промышленных продуктов
Цель продвижения новой продукции заключается в том, чтобы представить как предприятие, так и продукцию потенциальному клиенту.
|
|
Поэтому на этапе продвижения «новинки» должны быть решены следующие задачи:
· продвижение должно помогать формировать у клиентов представления о новой продукции предприятия. Очень часто покупки обусловлены в значительной мере элементом убеждения;
· предприятие должно позаботиться о том, чтобы донести до соответствующей группы клиентов верную информацию о новой продукции.
Должно быть создано положительное впечатление о предприятии и его продукции. Если потребитель никогда не слышал о предприятии или продукции, то вероятность того, что он купит продукцию такого предприятия, очень низка. То же самое происходит и тогда, когда у клиента сложилось плохое впечатление о предприятии или его продукции.
2. Имеются разнообразные каналы связи с потенциальными клиентами — от связей с общественностью, призванных формировать имидж предприятия или продукции, до персональной продажи с целью осуществления прямого сбыта (рис. 14).
|
При этом наиболее часто применяемыми инструментами продвижения в инновационном маркетинге являются реклама, стимулирование сбыта, связь с общественностью, персональные продажи (табл. 3).
Таблица 3
Наиболее часто применяемые инструменты продвижения
в инновационном маркетинге
Реклама | Стимулирование сбыта | Связи с общественностью | Персональная продажа |
Объявления в прессе и на радио | Ярмарки и торговые выставки | Подборки для прессы | Коммерческие презентации |
Отправления по почте | Экспозиции | Доклады | Коммерческие встречи |
Каталоги | Демонстрации | Семинары | Программы поощрения |
Видеофильмы | Развлекательные мероприятия | Ежегодные отчеты | Образцы |
Брошюры | Соревнования и игры | Благотворительные пожертвования | Ярмарки и торговые выставки |
Плакаты | Премии и подарки | Стипендии | |
Справочники | Скидки | Публикации | |
Демонстрации | Финансирование под низкий процент | Связи с местными органами власти | |
Интернет | Скидки при встречной продаже | Лоббирование |
Оперативный маркетинг — заключительный этап системы маркетинга, здесь разрабатываются конкретные формы реализации концепций стратегического инновационного маркетинга. Оперативный маркетинг тесно связан со стадиями жизненного цикла новшества на рынке. На первой стадии жизненного цикла — присутствия инноваций на рынке — необходимо сформировать каналы продаж, в т.ч. создать новые каналы и приспособить имеющиеся старые. Маркетинг в этих условиях должен обеспечить позиционирование новшества на рынке.
|
|
На стадии зрелости товара не удается избежать конкуренции с другими участниками рынка. Здесь цена новшества падает. Именно на этой стадии предприятие-новатор уже готовит к выходу на рынок новую модификацию либо принципиально новый продукт.
В инновационном бизнесе вопросы организации маркетинговой деятельности имеют принципиальное значение. Тем не менее, в небольших компаниях именно эти вопросы часто остаются вне зоны внимания руководителя, который бросает все силы на разработку нового продукта. В результате многие проекты терпят неудачу.
Приступая к подготовке нового проекта, необходимо уделить особое внимание организации специального подразделения (или хотя бы 2-3 сотрудников!), которое будет решать вопросы маркетинга Ваших новых разработок.
Маркетинговые службы занимаются формированием сети продаж, организацией рекламной кампании, выставок, презентаций, пробных, льготных и прямых продаж, созданием сервисного и гарантийного обслуживания. Особое внимание маркетинговые службы сосредоточивают на оценке издержек и доходов маркетинга. Для расчета издержек необходим анализ постоянных и переменных затрат производства и продаж, определение ценовой эластичности по доходам, изучение ценовой политики конкурентов. Оценка доходов от маркетинга должна проводиться с учетом оптимальной загрузки мощностей и целесообразной производственной программы, с учетом прогноза объема продаж в зависимости от колебаний спроса, характеристик и типа продукции.
7. Управление сбытом новых товаров
1. Управление этапом выведения товара на рынок
Этап выведения нового товара на рынок начинается с первого появления товара на рынке. Поскольку завоевание рынка требует времени, объем продаж при этом растет, как правило, с невысокой скоростью. Такие популярные сегодня товары, как растворимый кофе, персональные компьютеры и мобильные телефоны, многие годы оставались в тени, прежде чем достигли этапа быстрого роста. Прибыли на этом этапе отрицательные или невысокие вследствие незначительных продаж и высоких расходов на распространение и стимулирование сбыта. Много средств необходимо для привлечения дистрибьюторов и создания складских запасов. Расходы на стимулирование относительно высоки, так как необходимо информировать покупателей о новом товаре и дать им опробовать его. Поскольку рынок на данном этапе обычно не готов к усовершенствованию товара, предприятие и немногие из его конкурентов выпускают только базовые модели товара. Эти компании сосредоточивают свои продажи на тех покупателях, которые наиболее готовы к покупке.
При выведении на рынок нового товара предприятие может принять одну из нескольких маркетинговых стратегий. Оно может установить верхний или нижний уровень для каждой из маркетинговых переменных — цены, продвижения, распространения и качества товара. Принимая во внимание только цену и стимулирование, например, руководство предприятия может решить выпускать новый товар с высокой ценой и низкими расходами на стимулирование сбыта (тактика медленного "снятия сливок"). Высокая цена способствует извлечению из каждой единицы товара максимально возможной валовой прибыли, а низкие расходы на стимулирование сбыта снижают общие расходы на маркетинг. Применять эту тактику имеет смысл в тех случаях, когда размер рынка невелик, большинство потенциальных покупателей осведомлены о товаре и готовы платить за него высокую цену (так называемые "покупатели-новаторы"), а потенциальных конкурентов немного. Если основная масса покупателей небольшого рынка имеет слабое представление о товаре, требуются меры по оповещению и убеждению покупателей. Высокая цена в сочетании с интенсивным стимулированием обеспечивают быстрое "снятие сливок" с состоятельной части посетителей рынка.
|
|
Новому товару можно назначить низкую стартовую цену и интенсивно стимулировать сбыт (тактика быстрого проникновения). Эта тактика обеспечивает наиболее быстрое и полное завоевание рынка и захват самой высокой его доли. Применять ее имеет смысл в тех случаях, когда рынок велик, потенциальные покупатели чувствительны к цене и не осведомлены о товаре, есть опасность жестких встречных мер со стороны конкурентов, а производственные издержки в расчете на единицу товара тем ниже, чем больший масштаб производства и богаче опыт компании в производстве данного товара. Слабое стимулирование при низкой цене (тактика медленного проникновения) целесообразно тогда, когда ограниченные финансы не позволяют расходовать большие суммы на выведение продукции на рынок.
Фирме, особенно пионеру рынка, следует выбирать стратегию продвижения товара на рынок в соответствии с предполагаемым позиционированием товара. Она должна сознавать, что начальная стратегия — это лишь первый шаг на пути осуществления грандиозного маркетингового плана всего жизненного цикла товара. Если фирма-пионер выбирает в качестве стратегии выведения продукции на рынок извлечение максимальной прибыли, то долгосрочные доходы будут принесены в жертву кратковременной выгоде. При перемещении такой фирмы на следующие этапы жизненного цикла товара необходимо будет постоянно устанавливать и новые цены, и новые меры по стимулированию сбыта, и другие маркетинговые стратегии. Если эта фирма с самого начала примет правильное решение, у нее будет лучший шанс захвата и сохранения лидерства на рынке.
|
|
8.2. Анализ ситуации при выведении нового продукта на рынок
Выведение нового продукта на рынок всегда связано с большим риском как для фирм с нестабильным инновационным имиджем, так и для фирм, имеющих сильный научно-исследовательский потенциал. При анализе ситуации, ориентированной на решение ближайших тактических задач по выведению товара-новинки на рынок используют тестирование.
Целью тестирования нового продукта является проверка эффективности действия маркетинговых инструментов. Обычно тестирование такого рода проводят для групп случайно выбранных потребителей новинки. Каждый член группы независимо друг от друга должен оценить все потребительные характеристики товара, готового к выходу на рынок. Это так называемое полное тестирование. В качестве экспресс-метода используют частичное тестирование, где оцениваются отдельные, чаще внешние атрибуты товара: название, форма, упаковка, цена, дизайн и т. д.
При полном тестировании должно быть определено общее воздействие продукта на среднестатистического потенциального потребителя.
Частичное тестирование может проходить с использованием формы "слепого" тестирования и предполагает оценку продукта без предварительного знания его торговой марки, фирмы-изготовителя и полного назначения. Этот тест может быть связан с определенными качественными характеристиками товара-новинки, с его внешним видом, инструкцией к употреблению и т. д.
Для выявления и измерения эффектов взаимовлияния результатов тестирования широко используют два метода:
1) постепенную анонимизацию предъявления продукта (например, продукт предъявляется сначала без цены, затем без упаковки, без инструкции, на запах, на вкус и т. д.). Оценка производится в объеме "слепого" тестирования;
2) варьирование предъявляемого постоянного количества тестируемых компонент (например, интересующий маркетолога элемент предлагается потенциальному потребителю для оценки возможных вариантов). Таким образом можно определить, например, название книги или цвет ее обложки, название продукта, которое лучше всего воспринимается потребителями, элементы дизайна и т. д.
Описанные методы могут различаться по продолжительности впечатления, произведенного на потенциального потребителя. Время тестирования в том или ином случае должно варьироваться, например тестирование с целью проверки первых впечатлений от продукта можно проводить на улице, в учреждении, метро и т. д., а также когда человек занят повседневными заботами. Такое тестирование считается мгновенным.
Продолжительное тестирование, позволяющее полнее оценить товары-новинки длительного пользования, проводят, как правило, в домах потенциальных потребителей. В зависимости от места проведения различают студийные, домашние, уличные, рыночные (Internet) тесты. Как бы тщательно не было проведено тестирование, его результаты, даже самые положительные, еще не являются гарантией успеха на рынке. Все проводимые исследования по принятию решений о покупке товара-новинки не могут учесть влияния многих факторов реальной ситуации. Часто невозможно учесть взаимосвязанное, комплексное влияние маркетинговых инструментов. Немаловажно также оценить реальное отношение к продвигаемому продукту того или иного рынка.
Цена является важнейшей, специфичной и "капризной" характеристикой товара-новинки, и поэтому должна определяться вместе с товаром как неотъемлемая его сущность. Для получения наиболее достоверных результатов исследования по цене используют комплексные полевые испытания: стоп-тесты, микрорыночный тест, тест рынка, тест сегмента рынка и др.
При определении предварительной цены применяют так называемые лабораторные испытания, где используют такие виды тестов: оценочный тест, тест реакции на цену, тест готовности к покупке.
При проведении оценочных тестов на товары-новинки потенциальный потребитель должен предложить один или несколько вариантов своей цены на новый товар. По результатам этих тестов можно судить о знании потребителями рыночных цен, о степени субъективности этих знаний, о приемлемых уровнях цен.
Реакцию потребителей на устанавливаемую фирмой цену определяют на основе опроса:
• является ли данная цена соответствующей потребительной стоимости товара-новинки;
• является ли данная цена слишком высокой;
• является ли данная цена слишком низкой.
Потом следует применить тест для определения готовности потенциального покупателя купить товар-новинку. Возможные вопросы:
• Нравится ли Вам новинка?
• По какой цене Вы купили бы ее?
После обработки тестов определяют высший и низший уровни цен.
Тест рынка определяется как пробная продажа на географически ограниченном рынке сравнительно новых или только модифицированных товаров. Цель тестирования — получить данные о предположительных шансах и действенности мероприятий маркетингового комплекса перед выходом с товаром-новинкой на широкий национальный рынок. Данный тест является комплексным и реалистичным, но относительно дорогим. Рынок, на котором проводят тестирование, должен быть репрезентативным с позиции полноты информации о таких маркетинговых структурах:
• демография и потребности населения;
• номенклатура торговых предприятий;
• конкуренты, торгующие аналогичным товаром;
• виды и влияние средств массовой информации. Тестирование рынка должно быть продолжительным, чтобы учесть
повторные покупки и спрогнозировать доли рынка нового товара. Проведением подобных тестирований занимаются специализированные фирмы и институты, персонал которых имеет многолетний опыт работы и владеет специальными методами и инструментарием. Недостатками этого вида тестирования являются:
• высокие затраты на проведение тестов;
• длительность тестирования;
• проблематичность выбора рынка;
• раскрытие информации о товаре-новинке для конкурентов. Из-за высокой стоимости метода предприятия-разработчики новых
продуктов часто обращаются к тестированию так называемых мини-рынков.
8.3. Управление координацией и концентрацией усилий и ресурсов
Чтобы заинтересовать своих потребителей маркетинговой инновацией, большинство маркетологов используют как средства распространения информации и факторы влияния многочисленные каналы маркетинговых коммуникаций, не заботясь, однако, о согласовании использования этих каналов. Естественно, в таких случаях рекламные сообщения часто оказываются противоречивыми по содержанию и стилю, в результате чего попытка донести информацию оказывается в лучшем случае неэффективной.
В японской системе управления качеством применимо выражение "слишком много кроликов" в ситуации, когда одновременно запускается слишком много не скоординированных между собой программ. Явным избытком таких "кроликов" грешат обычно и маркетинговые программы. Чтобы сократить количество "кроликов", предприятие должно объединить все свои каналы распространения маркетинговой информации. Для этого необходимо:
• выявить все каналы коммуникаций, имеющие отношение к инновационному рынку (в том числе и те, которые находятся сейчас вне контроля предприятия);
• разработать общую стратегию рекламных сообщений, исходя из которой Ваше предприятие будет распространять маркетинговую информацию по всем или избранным каналам и которая определит общий стиль всех сообщений.
При скоординированном использовании средств маркетинговых коммуникаций предприятие сможет гораздо эффективнее доносить свою информацию до рынка. Кроме того, это позволит пересмотреть расходы на рекламу и более эффективно использовать ресурсы, не рискуя остаться без прибыли.
Многие маркетологи тратят деньги на повышение популярности своих торговых марок, тогда как им следует заниматься совсем другим. Если покупатель уже знает торговую марку, то постоянное напоминание о ней вряд ли увеличит продажи (по крайней мере, значительно). Здесь маркетологам, скорее, следует поработать над тем, чтобы потребители, уже осведомленные о данном товаре, купили его и попробовали. Другой вариант: многие потребители покупают и апробируют товар, но мало кто из них становится постоянным покупателем. Тогда, очевидно, дело не в рекламе, а в самом продукте, и маркетологу необходимо подумать об инвестировании в улучшение продукта, а не в стимулирование продаж и рекламу. Пока четко не определено, где именно в программе узкое место, предприятие будет расходовать свои средства неразумно. Важно сконцентрировать усилия на одной-единственной цели, например на снижении затрат на изготовление с одновременным повышением качества или на четком выделении основной потребительной функции товара, которая лучше, чем у продукции конкурентов.
Если предприятие сосредоточит все свои ресурсы — продавцов или магазины, или прямой маркетинг — на конкретных целях либо периодах времени, то оно сможет получить прибыль от эффекта масштаба. Эффект масштаба — это экономия, обусловленная ростом масштаба производства, проявляющимся в снижении долговременных средних издержек производства на единицу продукции. Эффект масштаба подразумевает, что затраты на рекламное объявление или другое маркетинговое задание будут тем ниже, чем больше его использовать. Желательно любой вид маркетинговой деятельности вести в большом масштабе, и тогда он будет экономичен. Можно пользоваться скидками на большие заказы, которые предлагают различные предприятия — полиграфические, прямой почтовой рекламы, а также средства массовой информации, продающие рекламные время и площадь.
Хороший способ концентрации ресурсов — последовательность. Эту стратегию используют маркетологи крупнейших компаний, производящих товары широкого потребления. Суть ее в том, чтобы внедрять новый продукт постепенно, регион за регионом, а не повсюду одновременно. Стратегия последовательного проведения продаж представляет собой вариант стратегии концентрации ресурсов. Используя ее, необходимо осваивать один рынок и приобретать на нем максимально возможное влияние. Потом можно переходить к следующему рынку. Эта стратегия работает не только при продвижении нового товара, но и при выполнении других маркетинговых задач. Можно начать дорогостоящую рекламную кампанию только на одном или двух рынках, затем дождаться прибыли от вложенных средств и только после этого приступать к внедрению своей маркетинговой программы на других рынках.
8.4. Использование новых каналов и средств массовой информации
Прямой маркетинг в Internet гораздо дешевле, чем по телефону. Можно воспользоваться этим. Не надо бояться быть первым. Например, можно первым в своей отрасли переключиться с почтовых открыток на уведомление о новых продуктах по факсу. Можно стать одним из пионеров эксперимента в области прямого маркетинга, заменив им традиционных посредников. Выбирая средства распространения рекламы, следует отдавать предпочтение новым журналам, читательская аудитория которых постоянно растет, расценки на размещение рекламы в таких журналах всегда ниже, чем в остальных, благодаря постоянному увеличению их тиража; таким образом, за свои деньги можно иметь гораздо больше контактов.
Инновационные маркетинговые средства используются гораздо эффективнее, и на то есть две причины. Во-первых, новое, еще не проверенное средство распространения маркетинговой информации предлагает, как правило, более низкие расценки. Во-вторых, нового всегда меньше. Ваш голос в новом средстве масс-медиа всегда будет слышнее, чем в хоре голосов, которые заглушают друг друга в уже традиционных средствах массовой информации.
Исследование рекламы. Особое назначение и высокая стоимость рекламы товара-новинки требуют проведения анализа действенности рекламы. Это важнейшая самостоятельная часть всего маркетингового комплекса в товарно-инновационной политике предприятия. Существуют две большие области исследования рекламы:
1) анализ рекламных средств;
2) анализ и изучение действенности основных носителей рекламы —
СМИ.
Анализ первой области включает:
• предварительное прогнозирование успеха рекламы товара-новинки (претест);
• контроль успеха рекламы (пост-тест).
Тесты прогноза (претест) составляются на основе опроса главных менеджеров предприятия, специалистов-разработчиков, специалистов по рекламе, конкурентов.
Пост-тесты могут включать опрос как перечисленных выше лиц, так и опрашивание широкой аудитории, на которую направлена реклама. Контроль успеха рекламирования товара-новинки необходим для исследования реализации поставленных рекламных целей, степени их доходчивости до потенциального потребителя, а также для формулирования выводов проведенной рекламной кампании.