Типология и функции социальных институтов

Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур. Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты: 1. экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность; 2. политический - институт власти; 3. семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей; 4. военный – институт, организующий законное наследие; 5. религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов. Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Пять основных потребностей и институтов: 1. потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака); 2. потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство); 3. потребность в средствах существования (экономические институты, производство); 4. потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру); 5. потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии). Институты возникли в глубокой древности. У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д.

Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной. Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т.е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).

4.Семья как социальный институт и малая социальная группа. Функции семьи.
Семья – один из важнейших и специфичных соц. институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация.
Исключительная роль и значение соц. института семьи определяются прежде всего тем, что семья служит основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению и важнейшим агентом социализации личности. В этом смысле семья может рассматриваться как основа всей институциональной системы общества. В основе семьи лежит брак, кровное родство или усыновление, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными обычаями.
Семья выполняет разнообразные важные соц. функции:
-репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство население;
-социализация детей, воспитательная, культурное воспроизводство общества;
- содержание детей и престарелых членов.
Функции второго плана:
- коммуникационная в разных аспектах — внутри семьи и с внешним миром,
- регулятивная — регулирует поведение своих членов,
- накопление и передача собственности и статуса,
- рекреационная — материальные и моральные условия отдыха.
Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно.С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы — несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

4. Образование как социальный институт. Проблемы развития системы образования в России.
Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям. Через возникновение первых школ до современных институтов. Институт образования представляют собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров).
Главная функция системы образования — накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, соц. ценностей новым поколениям. Но система образования имеет и др. функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой соц. статус. Еще один момент — образование осуществляет соц. контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.
Чем больше усложнялось общество в процессе развития и более значительным становился объем знаний, тем более усложнялся процесс образования:
-стали готовить учителей специально;
-подготовка учителей становилась специальный, дифференцированный характер;
-сама система образования становилась многоуровневой и разветвленной (начальное -образование, полное и неполное среднее, высшее и разветвленная система дополнительного образования и повышения квалификации);
-школы специализируются (лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи).
Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц уполномоченных для выполнения тех или иных управленческих и других функций на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (ректор, проректор, директор, завуч, преподаватель, студент, школьник и т.д.), материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.) Например, структура высшей школы включает в себя работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию, общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-лабораторные здания, библиотеки, оборудование и т.д.) Основная цель (функция) высшей школы — удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высшей категории.
Для современного общества проблемой является качество обучения. Институт образования нуждается в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов, должна произойти переориентация на потребности современного рынка труда. В настоящее время идет медленное переосмысление основных целей образования, смена идеалов от «человека образованного» к «человеку культуры».
Образовательная система России предусмотрена российским Законом «Об образовании», устанавливающим, что образовательные стандарты для школы должны приниматься парламентом страны. Эксперты Всемирного банка указали на слабые стороны нашей образовательной системы в сравнении с зарубежной по такому показателю, как способность применять полученные в школе знания в реальной жизни и при решении учебных задач в смежных образовательных областях.
Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества является важнейшим условием сохранения и развития общества.
5.Социологические взгляды Г.Спенсера.
Английский исследователь Герберт Спенсер (1820-1903) – продолжатель контовской, позитивистской линии в философии и социологии, основатель органической школы в социологии, сделавший во второй половине 19 в. новый крупный шаг вперед на пути становления социологии как самостоятельной науки, особенно в области системного и структурно-функционального подхода к изучению общества. Его главный труд «Основания социологии» (1896) содержал идеи и принципы, надолго пережившие их автора и очень часто заимствованные многими крупнейшими социологами 20 столетия.
В основе соц. взглядов Спенсера лежали 2 исходных положения, тесно связанных с дарвинским учением:
1)Понимание общества как соц. организма, подобного биологическому организму и подчиняющегося тем же самым законам организации, функционирования и развития.
2)Учение о всеобщей эволюции, согласно которому любое явление неорганического, органического и надорганического мира представляет собой часть общего процесса эволюции, поскольку существует только одна эволюция, совершающаяся одинаковым образом повсюду.
Проводя постоянную аналогию между биологическими и соц. организмами, Спенсер выделяет такие общие их черты, как рост и усложнение структуры, дифференциация функций и усиление их взаимодействия со структурой. Взаимоотношения между общественными структурами подобны взаимодействию органов живого организма. Между тем общество – сверхорганизм, т.к. в нем индивид меньше зависит от соц. целого и общество как целое, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов. Главное для Спенсера – непосредственное изучение не общества как целого, а личности и других его структурных элементов, их черт и взаимодействий. Его социологические взгляды рассматриваются как пример индивидуалистического подхода к изучению общества и его эволюции. Натуралистические идеи Спенсера неотделимы от его эволюционизма в социологии.
Предмет социологии – изучение роста, развития, строения и отправления общественного агрегата. Эволюция – источник любого природного и общественного явления, в основе – проявление и взаимодействие двух противоположных процессов: интеграции и дезинтеграции, т.к. эволюция – интеграция вещества и рассеяние движения.
Соц. эволюция выступает как автоматический в общем и целом предопределенный процесс чередования развития и разложения определенных обществ. В соответствии с этим Спенсер классифицировал общества по степени их сложности, а соц. прогресс видел в последовательном подъеме на все более усложненные ступени организации общества. В этой связи он подразделял общества на:
-- простые,
-- сложные,
-- вдвойне,
-- втройне сложные,

исходя из того, что, чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. более дифференцировано в структурном и функциональном отношениях.
Другая классификация общества связана с разграничением их общественной организации в зависимости от характера господствующей в ней деятельности. Спенсер различал:
-- воинственные и
-- индустриальные типы обществ
.
В первых общественная организация основана на жесткой иерархической структуре, разветвленном аппарате, высокой централизации, индивид реально лишен свободы, растворен в обществе. Во вторых – преследуются преимущественно не внешние, а внутренние мирные цели, главной задачей государства выступает воспитание членов общества, а на смену насилию и принуждению приходят убеждение и право. Переход от первого ко второму обществу происходит в результате нормальной соц. эволюции. Спенсер выступил против революционных общественных перемен, был сторонником общественного развития, сохранения существующей общественной системы как естественного состояния общества, вытекающего из закона эволюции природы и общества. Он был противником принципов социализма, считая ненужным устранение конкуренции, неравенства.
Заслуга Спенсера в социологии состоит прежде всего в том, что ему впервые удалось развернуто и глубоко для своего времени разработать системный подход применительно к обществу и соединить его с эволюционизмом. Он первый использовал такие важнейшие категории социологии, как соц. система, соц. структура, соц. функция, соц. институт, соц. контроль. Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил основы структурно-функционального направления в социологии, получившего позднее широкое распространение и влияние (Парсон, Мертон).
Историческая ограниченность учения Спенсера проявилась прежде всего в его биологизме, механизме и эволюционизме. Их недостаточность и ограниченность обнаружилась уже к концу 19 в., что вызвало критику его взглядов как со стороны естествоиспытателей, так и философов, обществоведов и социологов.
6. Социологическая теория марксизма.
Основоположники марксистской парадигмы – Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Они создали социологическое учение на базе диалектико-материалистического понимания истории. Концепция Маркса основывается на таком представлении о развитии общества, которое предполагает последовательное поэтапное его восхождение от низшей ступени к высшей, от одной формации к другой. Чтобы объяснить причину таких изменений, Маркс создал и подробно разработал теорию материалистического понимания истории, развития общества, в основе которой лежит постулат: общественное бытие определяет общественное сознание, имеет первенство и решающее значение во взаимодействии этих двух сторон в историческом процессе

Основные труды:
-- «Капитал»,
-- «Немецкая идеология»,
-- «Манифест Коммунистической партии».

Маркс и Энгельс внесли важный вклад в обогащение и развитие социологической мысли – это нашло свое выражение в следующих аспектах:
1) Полное и глубокое понимание и изучение общества как социальной системы. Системный подход марксизма проявляется в связи с разработкой центральной категории «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд подсистем. Именно способ производства является системообразующим компонентом соц. системы, определяет качественную характеристику данной формации и ее отличия от них. Марксом был проведен углубленный анализ взаимодействия взаимосвязи и взаимодействия этой подсистемы с другими.
2) Выдвинули фундаментальное положение социологической науки о том, что соц. знание должно опираться на изучение самой соц. реальности, а не только тех идей и представлений, которые ее отражают.
3) Обогатили теорию соц. развития. Их понимание соц. истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательной и закономерной смене общественных формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической - представляло собой крупный шаг в развитии соц. философии и социологической мысли.
4) Являются одними из основателей конфликтологического направления в социологии. Социальные противоречия и конфликты для них – это не временное и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. Они пронизывают все и общество в целом, и его отдельные сферы, уровни и структурные элементы. В соц. сфере – борьба классов, в экономике – между производительными силами и производственными отношениями. Конфликты – источник соц. развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться.
5) Одна из первых попыток создания теории стратификации – сделали вывод об историческом характере классов, которых не было в древности и не будет в будущем, в условиях коммунизма. Особое внимание уделяли выделению в социально-классовой структуре общества основных и ведущих классов, применительно к современному периоду – пролетариат и буржуазия, антагонизм между которыми составлял основное содержание социальной жизни. Маркс и Энгельс твердо верили в необходимость победы пролетариата в классовой борьбе и в превращение его в господствующий класс, установлении диктатуры пролетариата, что представляет собой лишь переход к обществу без классов.
6)Положение Маркса о личности как субъекте, носителе всей совокупности общественных отношений, направлено на изучение не личности в общем, а личности конкретного общества, конкретного человека. Личность не только объект воздействия соц. среды, но и активный субъект ее изменения. Проблема взаимодействия личности и общества.
Ограниченность социологии марксизма:
1) Материалистическое понимание истории позволило марксизму четко выделить экономическую жизнь общества, раскрыть ее сущность, механизм развития, но это сопровождалось недооценкой и игнорированием других, нематериалистических факторов социального развития.
2) Марксистское учение о классах и социальной борьбе позволило лучше понять одну из важных сторон функционирования и развития общества, но одновременно оно привело к сведению всей социальной истории к истории борьбы классов, к гипертрофированию места и роли рабочего класса и недооценки роли других классов.
3) Акцент на выявление всюду конфликтов и противоречий позволил лучше понять этот мощный источник общественного развития и важную роль свершившихся социальных революций. Одновременно это привело к отрицанию роли соц. единства, соц. согласия, и недооценке эволюционных, постепенных форм соц. реформирования в прогрессе общества, к абсолютизации значения революций и насилия.
4) Ход последующей истории выявил и многие другие недостатки соц. теории марксизма, особенно в плане ее прогнозов и предначертаний (недооценка исторических возможностей и перспектив развития капитализма, неизбежной победы социализма в обозримом будущем). Сегодня марксизм находится в глубоком кризисе, за последние годы его влияние серьезно сузилось. Свою роль сыграли чрезмерный радикализм, заполитизированность и заидеологизированность, но еще больше повлияли догматизация и вульгаризация марксизма, его извращения в теории и на практике.
7. Э. Дюркгейм. Социальные факты как основа изучения социологии, концепция солидарности.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционостской линии в социологии, основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии:
-- "О разделении общественного труда";
-- "Правила социологического метода",
-- "Самоубийство";
-- "Элементарные формы религиозной жизни".

Особенно велика его заслуга в углубленной разработке проблем предмета и особенно метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, сущности и путей достижения соц. порядка, социологии религии и др.
Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют одним словом – социологизм, т.к. предложенный им теоретико-методологический способ изучения общества отличался сугубо социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Д., социология и только социология. В этом и состоит своеобразие предмета и метода социологии.
Наиболее наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками социолог. метода. Д. писал, что основное правило его социолог. метода состоит в том, что соц. факты нужно рассматривать как вещи, где вещь - всякий объект познания. Их наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложивишийся совокупоностью соц. фактов. При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями.
Общество, соц.реальность рассматриваются Д., с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.
Соц. факты Д. подразделял на:
-- морфологические (плотность населения);
-- образующие материальный субстрат общественной жизни,
-- духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: