Свободный субъект в концепции рефлексии В. Лефевра

В. Лефевр – российско‑американский ученый, автор теории рефлексивной системы и рефлексивного управления предложил модель свободного субъекта как способного к самогенерации виртуального мира. Под свободой он понимает способность человека генерировать жизненные миры, осуществлять интенциональный метавыбор, включающий представление о добре и зле, знания о мире, склоняющем совершить добрый или злой поступок.

На основании математических расчетов В. Лефевр выдвинул ряд эвристичных предположений о содержании свободы, свободы выбора, ведущей роли рефлексии в нем.

Первоначальная математическая формула субъекта, обладающего свободой воли и способного совершить свободный выбор, заключается в утверждении, схватывающем лишь поверхностный смысл, а именно – «Я могу выбирать так, как я хочу», и выглядит следующим образом:

Х 1 = f (x 1, x 2, x 3),

где x 1, x 2, x 3, Х 1 є [0,1];

Х 1 – состояние (поведение) субъекта в момент выбора, вероятность, с которой человек готов выбрать позитивный полюс в реальности;

x 1 – воздействие на субъект внешнего мира, мера давления, с которым мир «склоняет» субъекта выбрать позитивный или негативный полюс;

х 2 – представление субъекта о давлении мира в сторону позитивного или негативного полюса;

x 3 – интенция субъекта, вероятность, с которой он намерен выбрать позитивный полюс.

На основании этой функции можно сделать вывод, что при некоторых значениях х 1 и х 2 любая интенция субъекта превращается в его готовность:

Х 1 = х 3

Но это только первый шаг к пониманию свободы субъекта. На основе математических преобразований исходное равенство Лефевр усложняет – включает в модель свободу выбора. Поскольку отмеченное выше тождество выполняется при условии, если х 1= 0, х 2 =0, то свободному субъекту соответствует тождество:

f (0, 0, х 3) = х 3,

где x 3 є [0,1].

Это соотношение интерпретируется следующим образом: «…если мир диктует выбор негативного полюса (х 1=0) и субъект знает об этом (х 2 =0), то любая его интенция (x 3 є [0,1]) превращается в готовность совершить выбор 1 =х 3). Имея позитивную интенцию, свободный субъект всегда выбирает позитивный полюс. В случае морального выбора это означает выбор добра. Если субъект выбрал зло, то это означает, что его интенция не была позитивной, т. е.

0< х 3< 1,

и у внешнего наблюдателя‑моралиста есть основания осуждать свободного субъекта. Другими словами, свободный субъект несет ответственность за свой выбор» [99, 41].

В статье «Принцип свободы» В. Лефевр утверждает, что аксиома:

f (0, 0, x 3) = х 3 приобретает статус теоремы и может быть заменена принципом свободы, если функция Х 1 = f (x 1, x 2, x 3) такова, что при любых трех значениях x 1, x 2, x 3 из интервала [0,1] величина Х 1 принадлежит этому интервалу, а также существуют а 1, а 2 є [0,1], для которых f ( а1, а 2, а 3) = х 3.

По Лефевру, принцип свободы не является инструментом логического вывода модели. Его роль состоит в том, что он позволяет проводить теоретическую селекцию моделей, отвергая те, которые ему не удовлетворяют. Кроме того, он выступает формально‑психологическим методом анализа процессов выбора в сложных ситуациях, когда альтернативы имеют для человека как неодинаковую привлекательность (выгоду), так и различный моральный смысл.

Лефевр наделяет субъекта в своей модели качествами, которые в своей совокупности приводят к способности быть потенциально свободным (первоначальная математическая формула человека, обладающего свободой воли, в результате математических преобразований приводится к новому виду). Субъект наделяется способностью к рефлексии – многократному (на различных уровнях рефлексии) отражению себя и другого в ситуации свободного выбора.

Субъект имеет потенциальную возможность «подчинить мир себе – т. е. детерминировать значения х 1 их 2 и при этом оставаться реалистом» [99, 95]. Свободный субъект обладает способностью к самогенерации виртуального мира. «Потенциально‑свободный субъект… может функционировать в двух режимах. В первом режиме конкретная пара значений 1, х 2), удовлетворяющая х 1 + х 2 – х 1 х 2 = с, детерминируется внешним миром. Во втором режиме субъект обладает свободой выбора, и, более того, значения х 1, х 2, поступающие на его “входы”, предопределяются его волей» [99, 150]. С учетом того, что человек имеет способность противостоять миру (когда осознает, что может поддаться искушению, исходящему от мира, и ужасается этому), Лефевр предлагает модель индивида, обладающего совестью. Субъект приобретает способность не только видеть себя, но и видеть себя видящим себя – может занять позицию внешнего наблюдателя по отношению к себе в мире – прошлом, настоящем и будущем. Индивид «…сознательно строит и выбирает программу своего будущего поведения – заранее формулирует правило, которому он будет стремиться следовать, совершая свои будущие выборы» [102, 7]. Выбор такого правила Лефевр называет интенциональным метавыбором и считает, что, совершая его, человек свободен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: