Учебное пособие 2 страница

Подлинная же революция на транспорте началась с созданием нового вида передвижения — железнодорожного. Еще в ХVII в. были изобретены деревянные рельсовые дороги. В 60-х гг. XVIII в. они были заменены чугунными. А в 1814 г. английский механик Дж. Стефенсон построил первую практически пригодную модель паровоза — самоходную паросиловую установку. В 1825 г. под его руководством в Англии была построена первая в мире современная железная дорога Стоктон — Дарлингтон — линия от наземной угольной разработки до побережья. Таким образом, изобретение и строительство железной дороги было вызвано потребностями угольной промышленности. На этот факт обращает внимание Э. Хобсбаум: «Технологически железная дорога является порождением горного производства и особенно угольных шахт на севере Англии». В 1829 г. по инициативе Дж. Стефенсона была сооружена железная дорога более широкого хозяйственного значения Манчестер — Ливерпуль. Для нее изобретатель сконструировал знаменитый паровоз «Ракета». Это событие ознаменовало начало «железнодорожной революции». Уже в 1827 г. первая железная дорога была построена в США, в 1828 г. — во Франции, в 1835 г. — в Бельгии и Германии, в 1837 г. — в России. Мировая протяженность железных дорог с 1836 г. по 1850 г. увеличилась соответственно с 3000 км. до 40 000 тыс. км. Железнодорожное строительство играло важнейшую роль в промышленном перевороте, оно дало мощный толчок развитию всего хозяйственного комплекса, способствовало формированию единого национального рынка, вытеснению ручного труда, подъему крупной машинной индустрии.

Рост фабрично-заводской системы заметно увеличил потребность в инвестициях, что стимулировало развитие финансовой сферы. В ХVIII в. источником развития большинства промышленных предприятий было самофинансирование, заключавшееся в экономии на второстепенных расходах, использовании сбережений семьи. На заре промышленной революции многие предприниматели продолжали придерживаться этой традиции. Однако в условиях развернувшегося промышленного переворота промышленники уже нуждались в займах. Это стимулировало развитие финансово-кредитной системы, банковской сферы, а также создание акционерных обществ. Последние имели серьезное преимущество: большие возможности мобилизации частных капиталов и сбережений. Акционерные общества начали появляться уже в первой половине XIX в. и широкое распространение получили с 1860-х гг.

Промышленный переворот вызвал и рост торговли. Значительную роль еще играло развитие внутреннего рынка. Однако все большее значение получала внешняя торговля, при этом важным источником увеличения экспорта для развитых стран были рынки стран Востока и Юга. Мировой капиталистический рынок быстро расширялся, в него втягивались новые огромные территории на разных континентах. Сбыт английских хлопчатобумажных тканей в Индии, Африке и Латинской Америке в 1840-х гг. уже намного превышал их сбыт в Европе. Торговля в таких масштабах стала возможна благодаря расширению судостроения и строительству железных дорог.

Промышленная революция была теснейшим образом связана с развитием аграрной сферы, так как состояние последней определяло стартовые условия начала индустриального процесса. Более того, вплоть до середины XIX в. сельское хозяйство еще не уступало своих ведущих позиций в экономике, в нем была занята еще значительная часть населения (исключением была Англия). При этом следует иметь в виду, что аграрная революция, предшествовавшая промышленному перевороту, совершалась на основе ручного труда. В аграрном секторе еще долгое время сохранялась техническая отсталость и мелкое производство. Вместе с тем и сельскохозяйственную сферу не обошел модернизационный процесс. Она ответила на вызов промышленной революции совершенствованием агрикультуры, т. е. переходом на более эффективные методы обработки почвы (ликвидация пара, введение многопольного севооборота), широким использование удобрений, внедрением системы селекции семян и пород скота. Применение севооборота заметно повысило эффективность земледелия и сельского хозяйства в целом, поскольку пахотная земля стала использоваться более интенсивно. Но главное — были расширены площади посевов под технические и кормовые культуры. В результате возросла производительность труда и урожайность сельскохозяйственных культур, была решена проблема кормов, получило развитие мясомолочное животноводство. А с середины XIX в. начали уже использоваться химические удобрения и применяться сельскохозяйственные машины.

Индустриализация уже в период промышленного переворота принесла с собой и такое новое явление как циклические кризисы перепроизводства, с 20-х гг. XIX в. систематически поражавшие капиталистическое хозяйство. В истории мировой экономики впервые подобный кризис, затронувший всю промышленность, торговлю и финансовую сферу, разразился в 1825 г. в Англии. Циклические экономические кризисы приводили к разрушению части производительных сил, однако они были в большей степени механизмом развития, а не разрушения, так как, в конечном счете, уравновешивали все сферы производства и сбалансировали весь хозяйственный комплекс.

3. Социальные последствия
промышленного переворота

Промышленный переворот повлек за собой глубокие изменения и в социальной сфере. Прежде всего, окончательно утвердился экономический тип социальной стратификации: положение в обществе определялось уровнем дохода, материальным состоянием индивида. Стремление иметь деньги теперь во многом определяло образ жизни и стиль поведения людей в западном обществе. Поскольку материальное состояние людей может изменяться, формировавшееся индустриальное общество характеризовалось высокой степенью социальной мобильности.

В этой связи сложилась классовая по своему характеру социальная структура. Общество разделилось на классы — социальные группы, отличающиеся между собой по отношению к средствам производства, месту и роли в процессе производства, способу получения дохода. Ведущее значение в экономическом развитии приобретают основные промышленные классы: фабричная буржуазия и пролетариат. Торгово-промыш­ленная деятельность становится наиболее прибыльной сферой.

В новых условиях социальная структура западного общества испытала серьезные трансформации. Верхний слой (элита) западного общества по-прежнему был представлен земельной аристократией и верхушкой финансовой буржуазии. Однако в этот круг постепенно входила и крупная торгово-промышленная буржуазия. При этом соотношение между аристократией и буржуазией в процессе промышленной революции менялось в пользу последней. Ведущей тенденцией в это время было усиление класса промышленной буржуазии, утверждение ее господствующего положения в обществе. Крупная торгово-промышленная буржуазия уже либо сливалась с земельными собственниками, либо вытесняла их из экономической и политической жизни. А с другой стороны, класс землевладельцев постепенно трансформировался в элемент социальной иерархии буржуазного общества, так как уже получал часть прибавочной стоимости в виде ренты (земельной, горной, лесной, водной). Вместе с тем аристократия в годы «промышленного капитализма» все еще сохраняла ведущие социально-политические позиции. Это обусловливалось тремя основными факторами: I) наличием дворянского землевладения, позволявшим аристократии удерживать прочные экономические, а, следовательно, и политические позиции в обществе;

2) относительной слабостью буржуазии, еще не обладавшей достаточными материальными ресурсами, опытом, умением, чтобы управлять самостоятельно без помощи аристократии;

3) ростом рабочего класса, прежде всего фабричного пролетариата, представлявшего серьезную оппозицию промышленной буржуазии. Последний фактор особенно склонял буржуазию на сторону аристократии как защитницы института частной собственности, стабильности и порядка в обществе. Исходя из этого промышленная буржуазия даже не помышляла в эти годы о единоличном господстве. Она нуждалась в покровительстве сильного государства и желала лишь соучастия во власти.

Новое явление в социальной структуре западного общества — формирование так называемого среднего класса. В это время он был представлен главным образом средней торгово-промышленной буржуазией, а также состоятельной частью интеллигенции и чиновничества. Наблюдался и быстрый рост городской мелкой буржуазии — мелкие торговцы, владельцы предприятий сферы услуг (различных мастерских, небольших ресторанов, гостиниц, парикмахерских).

На другом полюсе социальной структуры в эти годы находились трудящиеся классы, наемные работники. Среди них ведущие позиции занимал быстро формирующийся фабрично-заводской пролетариат. Последний, благодаря своей относительной однородности и высокой концентрированности, был наиболее организованной и сознательной силой. Остальная же масса рабочих, занятых на мелких предприятиях (мануфактурах, ремесленных мастерских), была весьма разноликой и разобщенной.

Особые процессы шли в деревне: крестьянство довольно быстро дифференцировалось. В нем выделялся слой сельской буржуазии, мелкой буржуазии (самостоятельных хозяев) и безземельных батраков (сельских наемных рабочих).

Заметно изменились организация и условия труда: повысилась его интенсивность, утвердился жесткий режим, подчинявший человека ритму машины. Внедрение несложных механизмов создало возможности широкого использования женского и детского труда (более дешевого). На протяжении всей промышленной революции наблюдалось снижение уровня жизни большинства населения, ухудшалось материальное положение народа. Низкая заработная плата пролетариев, отсутствие гарантий занятости, охраны труда вели к обнищанию трудящихся масс, порождали множество социальных проблем. Усилился процесс миграции — перемещения многих разорившихся и обедневших европейцев за океан.

Отмечая кардинальные перемены в странах Запада в эпоху промышленного переворота, следует иметь в виду, что в целом экономическое развитие в эти годы носило преимущественно еще экстенсивный характер. В среднем 60—65 % прироста ВВП было получено за счет количественных затрат производственных ресурсов. В этот период сравнительно высокими темпами увеличивалось производство лишь в новых отраслях. По-прежнему весьма внушительной оставалась роль традиционных отраслей (пищевой, шерстяной, льняной, шелковой, кожевенной и др.) и технологий. Даже в 1860-х гг., в преддверии нового технологического переворота, в странах Запада 69—77 % занятых в обрабатывающей промышленности трудились на предприятиях полуремесленного типа. Промышленный переворот характеризовался опережающим ростом легкой индустрии, в первую очередь текстильной. В целом он базировался на развитии трех отраслей: хлопчатобумажного текстиля, чугунолитейного производства и добыче каменного угля. Промышленная революция в первой половине XIX в. охватила лишь эпицентр мировой экономики. Мир же в целом оставался докапиталистическим и аграрным: в середине XIX в. единственной индустриальной державой была Англия.

Таким образом, в первой половине XIX в. страны Запада переживали глубокие перемены. В результате промышленной революции возникла крупная машинная индустрия, произошла коренная техническая реконструкция основных отраслей промышленности периода зрелого капитализма — текстильной и металлургической. Промышленный переворот дал толчок непрерывным техническим, экономическим и социальным переменам, нередко опережающим способность людей меняться самим. Он положил начало индустриализации — процессу широкой механизации всего экономического комплекса, создания системы крупного машинного производства. Сущностью индустриализации является не только повышение роли промышленности в отраслевой структуре экономики, но и внедрение передовой техники и технологии в разнообразные сферы общественной жизни, включая быт, науку, образование и пр.

Благодаря достижениям промышленной революции индустриальное общество в середине XIX в. вступило в зрелую стадию развития. К этому времени окончательно сломался ритм роста, который существовал при «старом порядке» (доиндустриальной эпохе). Как отмечет Ф. Бродель, основной тенденцией социально-экономического развития западного общества стал постоянный рост. Он выразился в одновременном подъеме численности населения, цен, ВНП, жизненного уровня. Этот рост стал постоянным и прерывался лишь на короткое время.

4. Завершение промышленной революции:
экономический подъем 1850—60-х гг.

В 50—60-х гг. XIX в. в странах Запада происходил стремительный экономический подъем. Завершив промышленную революцию, Англия продолжала наращивать свой экономический потенциал. Ее промышленная и торговая гегемония достигла в 1860-х гг. своей вершины. К концу 60-х гг. XIX в. модернизация охватила почти все европейские страны. Промышленный переворот в той или иной мере затронул большую часть Европы. Он завершался в странах Западной Европы и США, здесь уже широко использовались машины собственного производства.

Завершающий этап промышленной революции характеризовался опережающими темпами роста тяжелой индустрии и значительным повышением роли науки. Это время отмечено важнейшими научными достижениями: открыт электромагнетизм, изобретен первый электромашинный генератор (динамо), освоены методы синтеза практически всех классов органических соединений.

С середины XIX в. ведущей отраслью развитых стран становится металлургия. Постоянно растущий спрос на металл дал толчок бурному развитию металлургической промышленности. В 50—60-х гг. XIX в. резко поднялось производство чугуна во всех западных странах. Основным же достижением металлургов в этот период было два важнейших изобретения. В середине 1850-х гг. английский предприниматель Г. Бессемер предложил новый метод (назван бессемеровским процессом) передела жидкого чугуна в железо или сталь без расхода топлива (в конвертере). Спустя 10 лет французский инженер Э. Мартен изобрел способ получения литой стали в специальной (мартеновской) регенеративной пламенной печи, в которой можно было переделывать на сталь не только чугун, но и железный лом. Таким образом, удалось ликвидировать «узкое место» металлургической отрасли, поскольку спрос на сталь быстро рос по мере развертывания индустриализации. В 1850-х гг. в Германии и США вошли в строй прокатные станы современного типа. В результате целого комплекса изобретений и новшеств в 1850—1860-х гг. была завершена техническая реконструкция металлургической отрасли.

Быстро развивалось химическое производство, превратившееся в самостоятельную промышленную отрасль. Значительно увеличился объем уже известной продукции (кислот, соды, пороха), кроме того, началось фабричное производство искусственных красителей (анилина) и искусственных удобрений.

В 50—60-х гг. XIX в. индустриализация затронула и аграрную сферу: в крупных хозяйствах началось массовое внедрение сельскохозяйственных машин, работавших в основном на конной тяге. По масштабам производства и применения сельскохозяйственной техники в это время лидировали США. В 50-х гг. здесь уже широко использовались сеялки, молотилки, сенокосилки, различного типа жатки, в 60-х гг. был изобретен паровой плуг. В это время в западных странах начали применять искусственные удобрения.

В отмеченное двадцатилетие огромные изменения происходили в сфере транспорта и коммуникаций. Невиданный размах получило железнодорожное строительство, прямо способствовавшее подъему крупной машинной индустрии. Пароходы все больше заменяли деревянные парусные суда. Подлинным переворотом в средствах коммуникации стало внедрение электрического проволочного телеграфа, обеспечивавшего быструю передачу информации. В 1851 г. Англия была соединена телеграфной линией с Францией, в 60-х гг. — с Индией и Северной Америкой (благодаря прокладке подводного кабеля через Атлантический океан). Телеграфная связь ускорила и облегчила торговые операции.

Быстрое развитие тяжелой индустрии требовало все больших капиталов. В этой связи широкий размах приняло создание акционерных обществ, расширялась кредитно-банковская система.

Стремительный подъем экономики стран Запада вызвал перемены в сфере информации и образования. В середине XIX в. выходило уже более 4 000 газет и журналов. В 1857 г. было создано международное агентство «Рейтер», обеспечивавшее оперативной информацией редакции ведущих газет мира. Во многом это было обусловлено совершенствованием типографского производства, в котором теперь также использовались машины (наборные и печатные). В 1851 г. в Лондоне открылась первая Всемирная выставка. Стали созываться международные научные съезды. В данный период в странах Запада заметно поднялся уровень образования, прежде всего, расширялась система начального образования. В целом общей тенденцией было повышение грамотности населения.

Промышленная революция дала толчок непрерывным техническим, экономическим и социальным переменам. Она положила начало процессу индустриализации, сущностью которого является не только повышение роли промышленности в экономическом комплексе, но и широкое распространение новейшей техники и технологии в различных сферах общественной жизни, включая науку, образование, медицину, быт. Технический прогресс 1850—60-х гг. был логическим продолжением достижений промышленной революции и основой следующего технологического переворота — второй промышленной революции, развернувшейся в последней трети XIX в.


Глава II

Особенности социально-экономического развития стран Запада в конце ХVIII в. — 1860-е гг.

1. Англия — «колыбель промышленной революции».

2. Проблемы промышленного переворота во Франции.

3. Становление машинной индустрии в Германии.

4. Италия на пути индустриального развития.

5. Промышленная революция в США и ее особенности.

1. Англия — «колыбель промышленной революции»

Англия открыла эпоху индустриальной цивилизации. Здесь раньше, чем в других странах развернулась промышленная революция, что было обусловлено всем предшествующим развитием, рядом внутренних и внешних факторов, среди которых следует выделить:

1. Успешное развитие аграрного сектора экономики, в котором зарождались стимулы и условия для технического прогресса. Здесь революционным путем была отменена феодальная система землепользования, и к середине XVIII в. уже сложилась трехзвенная система землепользования капиталистического типа: лендлорд — арендатор — батрак.

2. Наличие единого экономического пространства — национального рынка с единым экономическим и политическим центром — Лондоном.

3. Формирование емкого внутреннего рынка благодаря достаточно высокому потребительскому спросу и устойчивому демографическому росту.

4. Умелое использование достижений и ресурсов других стран (Франции, Германии, Италии).

5. Благоприятные социально-политические условия: революция ХVII в. утвердила в стране буржуазный правопорядок.

6. Прагматичная внутренняя и внешняя политика властей, отвечающая национальным интересам.

7. Географическая особенность: островное положение, наличие полезных ископаемых, хороших естественных коммуникаций.

8. Социально-психологическая составляющая: особая приверженность англичан принципам индивидуализма, подразумевающим высокую степень ответственности, стремление к самореализации, активную деятельность.

Решающая роль в подготовке промышленного переворота в Англии принадлежала хлопчатобумажному производству. Благодаря хлопку уже в конце XVIII в. наблюдался взлет английской промышленности. В этой связи Ф. Бродель отмечает: «Ритм его экспансии довольно последовательно отмеривает ритм всей британской экономики в целом». Вначале было механизировано прядение: в 1765 г. ткач Дж. Харгривс создал первую механическую прялку «Дженни», в 1767 г. изобретатель Т. Хайс — ватерную прядильную машину, а в 1779 г. предприниматель С. Кромптон изобрел еще более совершенную мюль-машину. Вслед за изобретением прядильных машин в начале 70-х гг. XVIII в. появились и первые хлопкопрядильные фабрики. Одним из первых организаторов фабрик был бывший парикмахер Р. Аркрайт, присвоивший изобретение Т. Хайса. Механизация прядения подтолкнула усовершенствование ткачества: в 1785 г. изобретателем Э. Картрайтом был запатентован механический ткацкий станок и построена первая фабрика. К 1820 г. английская хлопчатобумажная промышленность была уже полностью механизирована. Хлопок в Англии стал основным экспортным товаром: в 1800 г. он составлял 1/4 объема экспорта страны, в 1850 г. — 1/2. В то же время традиционная шерстяная промышленность по-прежнему основывалась на ручном труде и механизировалась лишь к середине XIX в.

Уже первые прядильные фабрики потребовали надежный и мощный источник энергии. В начале 1780-х гг. механик Дж. Уатт сконструировал паровую машину-двигатель универсального действия, а в 1785 г. первая такая машина была установлена на прядильной фабрике. В конце XVIII — начале XIX в. основными потребителями паровых машин были хлопкопрядильные фабрики. Очень быстро паровые двигатели получили самое широкое распространение в английской промышленности: если в 1800 г. здесь насчитывалось 320 паровых машин, то в первой четверти XIX в. уже 15 000.

Дальнейший прогресс в промышленном развитии невозможен был без усовершенствования металлургической отрасли: железо в Англии отличалось невысоким качеством и в значительных объемах импортировалось из России и Швеции. Вместе с тем создание паровых машин вызвало потребность в прочных конструкционных материалах, в более высоком качестве металла. В этой связи последовали важные открытия в металлургии: в 1784 г. английский инженер Г. Корт изобрел прокатный стан, и новый метод выплавки железа — пудлингование. Внедрение последнего стало решающим прогрессом в металлургии, настоящей революцией в количестве и качестве английского железа. Ф. Бродель отмечает: «После хлопковой революции… придет революция железа». Она разом вывела английскую металлургию на первое место в мире, которое она занимала до последней трети XIX в. Уже в начале XIX в. железо становится основным конструкционным материалом во всей промышленности страны. «Революция железа» вызвала массовый переход английского производства на минеральное топливо — каменный уголь. В конце XVIII в. кокс становится основным топливным сырьем, что послужило толчком быстрому росту угледобывающей промышленности.

Отмеченные изменения кардинально повлияли на географию промышленности — она теперь перемещалась в регионы богатые каменным углем и железной рудой — на север Англии. Центр обрабатывающей промышленности сместился в Ланкашир, Йоркшир, Шотландию, Южный Уэльс, которые традиционно являлись добывающими районами. Изменилась вслед за этим и демографическая карта страны: рабочие с семьями перемещались соответственно на север. В начале XIX в. шла трансформация чистых аграрных районов в «Черную страну», такая участь постигла, в частности, Стаффордшир.

Важнейшим направлением промышленного переворота стало создание машиностроительной отрасли. Первые английские машины создавались на мануфактурах. В 1797 г. изобретателем Г. Модсли был создан первый токарно-винторезный станок, заложивший основы машиностроения. В 1810 г. он основал крупный машиностроительный завод, на котором было разработано много новых конструкций станков, паровых и других машин. В результате в первые десятилетия XIX в. появились другие типы металлообрабатывающих станков (строгальный, шлифовальный, фрезерный). Однако лишь к середине столетия в Англии была создана машиностроительная отрасль, что означало завершение здесь промышленного переворота.

В условиях промышленной революции старые средства транспорта стали сдерживать рост фабричной промышленности. Это привело к модернизации транспортной системы. Вначале совершенствовались прежние коммуникации: строились дороги с твердым покрытием, каналы. В 1790-х гг. Англию охватила лихорадка строительства каналов, прежде всего между угледобывающими районами и центрами черной металлургии. В результате к концу XVIII в. страна была покрыта сетью водных путей, многие города в центре получили выход к морю. С 1811 г. началась механизация водного транспорта — развернулось строительство пароходов. В 1838 г. английский колесный пароход «Сириус» впервые в мире совершил трансатлантический рейс из Ливерпуля в Нью-Йорк. Однако ключевым изобретением на транспорте был паровоз Дж. Стефенсона, созданный им в 1814 г. Это изобретение положило начало железнодорожному строительству. Первая железная дорога была построена по инициативе Стефенсона в 1825 г. между Стоктоном и Дарлингтоном (Юго-Запад Англии), а в 1829 г. также под его руководством была открыта вторая железнодорожная ветка более широкого хозяйственного значения — Манчестер — Ливерпуль.

В первой половине XIX в. Англия лидировала в области железнодорожного строительства. В 1840 г. протяженность ее железных дорог достигла 2 400 тыс. км (в то время как во Франции — 410 км, в Бельгии — 334 км, а в других странах и того меньше). Развитие железнодорожной отрасли создало огромные стимулы для дальнейшей индустриализации.

В Англии рано сложился единый национальный рынок — необходимое условие для развития капиталистической экономики. Это предопределило активное развитие торговли. В годы промышленной революции особое значение получила внешняя торговля: за первую половину XIX в. она выросла почти в два раза. При этом английский экспорт все более ориентировался на колониальный рынок. Развитию английской внешней торговли сопутствовали и международные события: в конце ХVIII — начале XIХ в. в Европе шли наполеоновские войны. Они помогли Англии поставить мировую торговлю под свой контроль. По мере роста масштабов промышленного производства и утверждения господства на мировом рынке английская буржуазия все более настойчиво требовала перехода страны от протекционизма к свободе торговли — фритреду. В 1840-х гг. в Англии в угоду промышленной буржуазии были отменены последние протекционистские меры («хлебные законы» 1815 г. и навигационные акты середины ХVII в.), Англия, таким образом, официально перешла к политике свободной торговли.

Промышленную революцию в Англии сопровождала и «финансовая революция». В ХVIII — первой половине XIХ в. здесь была создана достаточно стабильная кредитно-денежная система — возникла широкая сеть банков. Английский национальный банк, учрежденный в 1694 г., был стержнем всей банковской системы страны. Вокруг него располагались частные лондонские банки, число которых в 1807 г. превышало 70. В провинции создавались так называемые сельские банки, в 1810 г. их было более 600. В своей деятельностиони опирались на Английский банк, имели право выпускать кредитные билеты и имели золотой запас. С 1826 г. законом было разрешено создание акционерных банков, которые лучше снабжались капиталами. Уже в первое десятилетие XIX в. в Англии наблюдался отток капитала за рубеж, начался вывоз капитала.

Как уже отмечалось, промышленная революция была взаимосвязана с развитием сельскохозяйственного производства, можно сказать, она проходила на его основе. В Англии сельское хозяйство отличалось стабильностью и высоким уровнем развития, оставаясь основной сферой деятельности вплоть до 30-х гг. XIX в. Вместе с тем не следует преувеличивать степень его механизации в годы промышленной революции. В начале 1830-х гг. цеп, серп, коса были основными орудиями труда на английских фермах. Успех сельского хозяйства Англии исходил, прежде всего, от различных нововведений — развития агрикультуры (внедрения более эффективных методов использования почвы, плодосменной системы, селекции семян и пород скота). Производство зерновых в начале XIX в. превзошло национальные потребности, поэтому расширялся их экспорт. Однако в связи с урбанизацией более доходной сельскохозяйственной отраслью уже в начале XIX в. стало животноводство. Быстрому росту сельского хозяйства способствовала и его эффективная организация, основанная на трехзвенной системе землепользования: лендлорды (крупные землевладельцы) — собственники земли, фермеры (сельская буржуазия) — арендаторы земли, батраки (безземельные сельскохозяйственные рабочие). В результате к концу XVIII в. английское крестьянство как класс исчезло и основой английского сельского хозяйства стало крупное землевладение, наиболее эффективное для развития рыночной экономики.

Новым явлением для английской экономики были периодические циклические кризисы: 1825, 1836, 1847 гг. и т. д.

Можно утверждать, что английская экономика успешно справлялась с бурным промышленным ростом, по словам Ф. Броделя «Нигде ни разу двигатель этого развития не заклинило». К середине XIX в. здесь впервые в мировой истории сложилась фабрично-заводская индустрия. Она имела несложную структуру: впереди шла легкая промышленность, отрасли тяжелой промышленности находились пока на втором плане (производство чугуна, железа, добыча угля, несложное машиностроение). Темпы роста промышленного производства за десятилетие в среднем составляли 6 %.

Промышленный переворот стал для Англии источником нового могущества: в середине XIX в. она стала первой индустриальной державой мира, утвердив свою абсолютную монополию на мировом рынке. Теперь английская экономика росла соразмерно масштабам всей Земли.

С середины XIX в. начала меняться структура английской экономики. Промышленный переворот на континенте вызвал спрос на английский уголь, металл, машины. В связи с этим расширился рынок для английской тяжелой промышленности, получившей большой стимул для развития. В результате по темпам роста она начала обгонять легкую. За 1850—70 гг. производство угля и чугуна возросло более чем в 3 раза, а потребление хлопка лишь в 1,3 раза. Большую роль в росте тяжелой промышленности Англии сыграло развитие механизированного железнодорожного и водного транспорта. В конце 60-х гг. XIX в. паровой транспорт стал уже преобладать на водных путях. В целом бурный рост машиностроения являлся важной чертой подъема английской экономики в 1850—60-х гг. В сельском хозяйстве укреплялась система крупного землевладения. В 1870-х гг. 250 крупнейших земельных собственников владели более 1/2 всех земель страны. С середины XIX в. в сельском хозяйстве Англии широко развернулась механизация, и повсеместно применялись минеральные удобрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: