Рассмотрим понятия «человек», «личность», «развитие личности».
Понятие «человек» используется в двух значениях:
1.Человек как биологическое существо.
2. Человек как социальное существо.
В первом значении понятие «человек» рассматривается как биологический вид. Биологическая сущность проявляется в телесной организации (прямо хождение, наличие двигательных органов – рук, большой череп, развитый мозг и др.) и наличием сознания, высоким уровнем мыслительной деятельности.
Во втором значении понятие «человек» рассматривается как член общества, семьи, коллектива, обладающий социальными качествами помогающими жить в данном обществе.
Итак, человек это биосоциальное существо, объединяющий в себе как биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества.
Второе значение понятия «человек» совпадает с понятием «личность».
Личность - это социальная характеристика человека.
Понятие «личность» характеризует социальную (общественную) сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.
|
|
Структура личности. Включает следующие компоненты:
1) Общечеловеческие свойства (психические процессы: память, мышление, эмоции, ощущения, восприятие).
2) Социально – специфические свойства присущие людям одного государства, классу, группы (ценностные ориентации, взгляды, опыт, знания, умения, навыки, социальные роли [ в семье: матери, сына; в трудовой деятельности: предприниматель, служащий; управленческому статусу: руководитель, подчиненный]).
3) Индивидуально – неповторимые свойства, присущие только конкретному лицу (стремления, интересы, способности, черты характера [доброта, честность и др.], темперамент, наследственно (генетически) заданные индивидуальные особенности личности (темперамент, задатки).
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Новорожденный рождается как биологическое существо, не имеет еще социальных свойств. Только в общении с родителями и другими людьми у него появляются первые качества и свойства, которые характеризуют его как социальное существо.
Например, с полуторамесячного возраста ребенок начинает улыбаться при виде близких людей, потом овладевает речью, приобретает способность к прямохождению, усваивает навыки и привычки обращения с вещами и предметами, а также поведения в семье и на улице, начинает выполнять те или иные трудовые обязанности и т. п. В дальнейшем он обогащает себя знаниями, усваивает моральные нормы и правила, учится следовать моде, развивает способность к более успешному выполнению той или иной работы и т.д. При этом характерно, что речь и разнообразные навыки и привычки поведения и трудовой деятельности, которые вырабатываются у детей одной и той же национальности, но живущих в различных социальных и бытовых условиях, бывают различными. Это показывает, что социальные свойства и качества не являются врожденными, а формируются у человека прижизненно.
|
|
Изоляция ребенка от людей в течение 4-5 лет (дети маугли) ведет к утрате овладения языком и других социальных качеств. Общение е себе подобными в процессе совместной разделенной предметной деятельности с опорой на активность и самостоятельность является основным условием становления личности.
Известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 — мед-
ведями, один случай — павианами, другими породами обезьян — не менее десяти. Один ребенок был вскормлен леопардом, один — овцой.
В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух малышей. Это были девочки, одной из них на вид было лет 7—8, другой — года два. Младшую девочку назвали Амалой, старшую — Камалой. Как ведет себя дикий зверь в городской квартире? Точно так же поначалу вели себя и вывезенные из джунглей дети. Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причем только ночью. Днем спали, забившись в угол и крепко прижавшись друг к другу. Младшая девочка скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая прожила около 10 лет. Все эти годы доктор Синг вел подробный дневник наблюдений за Камалой. Училась она с большим трудом. Два года пришлось учить ее стоять. Через шесть лет Камала начала ходить, но бегала по-прежнему только на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание первых шести слов. Через семь лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а еще через три года — до ста. Дальше языковой прогресс не пошел. К этому времени Камапа полюбила общество людей, перестала бояться яркого света, научилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, Камапа по уровню своего развития была как четырехлетний, если не трехлетний ребенок.
Процесс развития человека характеризуют количественные и качественные изменения в его свойствах и качествах.
Развитие прежде всего означает процесс количественных изменений в свойствах и качествах человека. Так, родившись, он растет физически, отмечается увеличение его отдельных органов и систем. У него появляется речь, обогащается его словарный запас. Он овладевает множеством социально-бытовых и моральных умений, трудовых навыков и привычек. Однако главными в развитии человека являются изменения качественные. Так, обогащение речевой деятельности влечет за собой повышение и совершенствование познавательных способностей человека, развитие логического мышления и памяти. Разрозненные мнения и взгляды на жизнь постепенно приобретают определенную систему и способствуют формированию мировоззрения.
Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. |
Изменения происходят либо под влиянием внешних влияний (факторов) - среды, воспитания, либо под влиянием внутренних влияний т.е. в результате собственной активности человека в изменении себя, раскрытии своего потенциала.
Развитие личности – это процесс его изменений по следующим направлениям:
1.Физическое развитие - изменения, связанные с ростом, развитием костной, мышечной систем, внутренних органов, нервной системы, половое развитие и созревание.
2.Психическое развитие - изменение свойств памяти, мышления, воли, характера, воображения, речи;
3. Интеллектуальное развитие – связано с углублением и расширением знаний, интеллектуальным ростом.
|
|
4. Социальное развитие - связано с нравственным становлением, приобретением значимых социальных качеств [законопослушность, конкурентноспособность, коммуникативность и др.], нравственных качеств [милосердие, доброта, толерантность и др.]; социальных ролей [ в семье: матери, сына; в трудовой деятельности: предприниматель, служащий; управленческому статусу: руководитель, подчиненный]).
Результат развития человека — его становление как биологического вида и социального существа.