Типы уроков
Традиционной считается классификация по дидактическим целям и месту в общей системе уроков. (Б.П. Есипов). В классификации выделяются всего шесть типов уроков:
1. Уроки ознакомления учащихся с новым материалом:
а) имеющие целью ознакомление учащихся с конкретными явлениями и понятиями;
б) имеющие целью осмысление и усвоение учебного материала;
в) уроки, на которых сообщается ряд фактов и выводов.
2. Уроки закрепления знаний:
а) уроки повторения пройденного в начале учебного года, после длительного перерыва (каникулы);
б) уроки текущего повторения.
3. Уроки обобщения и систематизации изученного.
4. Уроки формирования и закрепления умений и навыков.
5. Уроки проверки знаний(контрольные):
а) уроки устной проверки;
б) уроки письменной проверки;
в) уроки с проверочными заданиями практического характера;
г) уроки разбора проверочных (контрольных, самостоятельных) работ.
6. Комбинированные уроки.
Структура урока
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура следующих типов урока: 1) по ознакомлению учащихся с новым, 2) закрепления знаний материалом, 3) обобщения и систематизации изученного, 4) формирования и закрепления умений и навыков 5) проверки знаний - включает этапы:
Структура уроков имеющих одну доминирующую цель |
1) Организационный момент (1-3 мин) |
2) Мотивация учения, тема, цель урока |
3) Главная часть (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т. д.) (35-40 мин) |
4) Подведение итогов и задание на дом (2-3 мин). |
Уроки ознакомления учащихся с новым материалом.
Содержание урока - новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение.
Основные этапы:
Урок ознакомления учащихся с новым материалом |
Организационный момент |
Сообщение темы, цели задач урока и мотивация учебной деятельности |
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию необходимых знаний |
Ознакомление с новым материалом |
Первичное осмысление и закрепление нового материала |
Подведение итогов и задание на дом |