Основные черты | Традиционное общество | Индустриальное (современное) общество |
Доминирующий тип мотивации социального действия | Традиционный | Целерациональный |
Ведущие статусы | Преимущественно аскриптивные, социальная мобильность практически отсутствует | Преимущественно достиженческие, высокая социальная мобильность |
Ролевой набору:*=;■?=.! личности | Маловариативный | Поливариативный |
Институциональная подсистема | Малодифференциро-ванная, обеспечивающая включение индивида главным образом в одну общность (натуральное хозяйство) | Глубоко дифференцированная, обеспечивающая включение индивида одновременно в несколько общностей, организаций |
Нормативный порядок "г у ■-ГС- | Основан на жестком воспроизводстве ранее сложившихся традиций с широким применение, ем репрессивного права | Рациональное нормотворчество с учетом меняющейся ситуации и интересов людей |
Доминирующий способ легитимации | Формирование веры в незыблемость существующего нормативного порядка и недопустимость любых его изменений | Формирование веры в способность человека изменять мир в соответствии со своими интересами и нравственными принципами |
Способность общества к изменениям | Общество малоподвижно, инерционно | Общество подвижно, открыто для нововведения |
появления этих концепций — структурные изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран, вынуждающие по-иному оценить само общество в целом. Суть этих изменений:
|
|
• резкое возрастание роли знания и информации, появление
и развитие «интеллектуальных технологий», позволивших пре
образовать быт, трудовую деятельность человека;
• смена доминантных секторов экономики: вместо индустри
ального сектора главным становится обслуживание, охва-
534
тывающее сферы деятельности, напрямую не связанные с производством — торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и т.д.;
• изменение социальной структуры общества, увеличение тех
слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом;
• изменение социокультурных потребностей населения, их цен
ностных ориентации.
Особенно важным является изменение ценностных ориентации.
Под руководством американского социолога Р. Инглхарта было проведено крупномасштабное исследование ценностных ориентации населения 43 стран, представляющего 70% населения Земли в 1970—1ЭЭ5 гг. В результате исследования был сделан вывод, что каждому типу общества соответствуют различные ценности: «В ран-неиндустриальном обществе акцентирование экономической дос-тижительности вышло на беспрецедентные уровни. Если традиционные общества отвергали социальную мобильность и индивидуальное экономическое накопление как недостойные, то общества эпохи модерна, индустриальные общества придали экономической достижительности положительную сущность. «Капитан индустрии» стал культурным героем; а Верховный суд США в XIX в. истолковывал «стремление к счастью» как «свободу накопления собственности»... По мере превращения для большинства людей вероятности голода из насущной заботы в почти незначащую перспективу ценности переменились. Экономическая безопасность по-прежнему желаема, но она более не является синонимом счастья. В передовых индустриальных обществах люди стали проявлять все большую озабоченность проблемами качества жизни, порой отдавая защите окружающей среды приоритет перед экономическим ростом. Таким образом, акцентирование экономической достижительности, резко возрастая с процессом модернизации, затем, однако, с наступлением постмодернизации, выравнивается. В обществах, где более всего постматериалистов, ниже темпы роста по сравнению с теми, где подавляющим образом преобладают материалисты, зато, по тенденции, более высокие уровни субъективного благополучия. С постмодернизацией ослабляется акцентирование не только самого экономического роста, но и создающего его возможность научно-технического развития; с обеспечением выживания акцент сдвигается на максимизацию субъективного благополучия»*.
|
|
К. Маркс основой своей типологии обществ сделал различия производственных отношений и, соответственно, выделял общества с примитивно-присваивающим способом производства (первобытнообщинные); с азиатским способом производства, характеризующимся наличием особого вида коллективной собственности на землю; рабовладельческие общества, специфической чертой которых является собственность на людей и использование труда
* Инглхарт Р. Постмодерн/, меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // ПОЛИС. — 1997. — № 4, с. 16.
535
рабов; общества феодальные с производством, основанным на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян; общества буржуазные, отличающиеся переходом к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда; общества коммунистические или социалистические, в которых предполагалось установление равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.
Ряд исследователей считают определяющими для характеристики различных видов общества систему политических отношений, формы государственной власти. По типу государственного устройства различаются, например у Аристотеля, монархии, тирании, аристократии, олигархии и демократии. В современном варианте тот же подход расширяется за счет перехода от рассмотрения самого государства к осмыслению системы его взаимоотношений с гражданским обществом. Соответственно отмечается существование тоталитарных обществ, в которых государство определяет все основные направления социальной жизни, и демократических обществ, в которых население может влиять на государственные структуры.
Итак, типология такого сложного социального образования, как общество, не может быть единой и универсальной, а определяется методологическим подходом исследователя. Всегда следует попытаться понять, какую научную, познавательную задачу пытался решить автор и насколько предложенная им типология продвинула его в этом творческом поиске.
.'. Га-
vr: -j к-
Ч/ОГ!