Веданта

Веданта (санкр., букв. – конец, завершение Вед) – религиозно-философская школа индуизма, основанная на авторитете Вед и их философской интерпретации. Обычно указывают три источника философии веданты: учение упанишад, "Веданта-сутра", приписываемая Бадараяне (II в.) и "Бхагавадгита" (II в. до н.э.) – произведение индийского эпоса. В дальнейшем ведантийские источники обрастают теологическими и философскими комментариями. Наиболее значимыми из них считаются адвайта-веданта – учение Шанкары (примерно 788 – 820), Вишишта-адвайта – концепция Рамануджа (примерно 1017 – 1137), двайта-веданта Мадхвы (1198 – 1273). В новое и новейшее время философию веданты развивали индийские философы – Рамакришна (1834 – 1886), Вивекананда (1863 – 1902), Аэробиндо Гхош (1872 – 1950), Радхакришнан (1888 – 1975).

Веданта основана на признании Брахмана – абсолютной первосущности, основополагающей реальности, которая известна еще в "Упанишадах". Брахман воплощается в природные формы, оставаясь неизменным и бескачественным (в античной философии близкой точки зрения придерживаются элеаты). Следует отметить три онтологических традиции веданты:

1) адвайта – абсолютный монизм (одна субстанция и первопричина мира);

2) вишишта-адвайта – монизм (субстанция – Бог, а душа и материя его продукт);

3) двайта – дуализм (Бог-первопричина, а материя – первосущность).

Теория познания веданты агностична. Считается, что брахман как первосущность бытия и его первопричина непознаваем. Мир вещей воспринимается только как феноменальный (являющийся человеку через органы чувств). Познание мира вещей являет человеку относительную истину[143]. Абсолютная истина о вещах и Брахмане дана в Ведах. Знания о проявленной реальности (о вещах), по существу, иллюзорны.

Обретение знаний путем размышления о Ведах, соблюдения правил нравственного поведения и путем медитации является единственно возможной дорогой к освобождению души от пут телесности и круговорота перерождений.

В заключение отметим, что веданта как религиозно-философское учение далека от однозначности и отличается богатством плюралистических идей. Религиозный и философско-мистический характер учения веданты снискал популярность в духовной жизни Запада (особенно США, Англии, Германии), где имеются ведийские ордена и центры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: