Глава 4. История западной философии

Западная философия – исторический продукт духовного творчества многих поколений народов, населявших Европу на протяжении 2,5 тысячелетий. Единство, целостность и цивилизационное своеобразие она обрела благодаря общей философской культуре, корни которой уходят глубоко в историю Древней Греции и Рима. Творческое богатство философской мысли эллинистического гения стало ядром, вокруг которого формировались и развивались национальные школы западной философии. Влияние античной философии сказалось и на философской культуре народов Восточной Европы и Ближнего Востока. Истоки русской философской мысли, несомненно, также следует искать в античной философии.

§ 1. Античная философия

Истоки, особенности и периодизация античной философии

Античная философия (от лат. antiguus – древний) – исторический период становления и развития философии Древней Греции и Древнего Рима с VII в. до н.э. по VI в. н.э. Несомненным признается решающий вклад в становление и развитие античной философии греческого гения. Заслугой греческого духа является создание и развитие таких форм жизнедеятельности людей, которые породили в высшей мере значимые духовные истоки философии: мифологию и поэтическое творчество, религию и искусство, зачатки науки и практических знаний.

В отличие от древневосточной философии, которая, по существу, является продуктом известных духовных традиций, античная с самого начала возникновения критически переосмысливала не только свои духовные истоки, но и любые конкурирующие знания. Античная философия всегда подчеркивала лишь один общий критерий оценки знаний – это их истинность. Во всех других отношениях философская мысль признавалась свободной, определяемой лишь законами логики мышления, открытыми отчасти еще до Аристотеля.

Историографические исследования древнегреческой философии обычно отмечают значение полисного характера греческой жизни[153]. Наличие политических свобод в городах-государствах, развитие ремесел, торговли и искусства, совершенствование политических, социальных отношений и гражданской деятельности требовало от свободного грека расширения мировоззренческих горизонтов, делало его заинтересованным в непрерывном совершенствовании философского образования. Философия становится потребностью человеческого духа. И хотя она явно не декларирует цели практического использования знаний, все же несет в себе содержание, способное помочь и в понимании мира, и в его освоении, преобразовании.

Первые античные философы видели окружающий мир как природную тотальность, представленную еще в мифологическом мировоззрении Гомера и в космологии (космогонии) Гесиода. Космоцентризм и натурализм первых греческих мыслителей определил материализм и диалектический характер их философии, являющейся, по существу, философией природы. Натурфилософы как стихийные материалисты не сомневались в принципиальной возможности познания мира таким, как он существует сам по себе и как он дается нашим чувствам и разуму. Софисты первыми высказали скептические сомнения в возможности адекватного познания мира. Они же окончательно утвердили приоритет субъективности человека в познании объективной реальности. Совершен явный поворот к познанию человека и его проблем.

Антропоцентризм классиков античной философии – Сократа, Платона и Аристотеля – был сопряжен с разработкой проблем метафизики (учения об основных фундаментальных принципах бытия и познания). Это позволило классикам увидеть в философии возможность выйти за рамки чувственного представления мира в мир умопостигаемой реальности. Этому в значительной мере способствовали серьезные исследования логики и логического познания софистами и Аристотелем, которого, по праву, называют творцом логики как науки о законах мышления.

Закат классической эпохи античной философии обозначен крупными политическими и социально-культурными изменениями в греческой жизни в период правления Александра Македонского (336 – 323 до н.э.). Блестящие военные походы Александра расширили владения Греции от Дуная, Адриатики, Египта и Кавказа до Инда. Имперская политика и идеология Александра привели к развалу античного полиса, установлению монархических режимов, появлению "поданных" вместо "граждан", к распространению космополитических идеалов, объявив отечеством весь мир. Идеал общинного характера "гражданского" бытия постепенно вытеснен индивидуализмом подданного. Индивид стал новой реальностью наступившей эллинистической, а затем и римской эпохи в античной культуре.

Кризис античного государства, общества и его культуры отразился на философии этого периода. Он обнаруживается в эпигонском подражании великим греческим мыслителям, в создании традиционных философских школ, где комментаторство философии античной классики заменяло нищету собственных идей. Характерным признаком кризиса завершающего этапа в развитии античной философии является распространение эклектизма[154] и кинических идей.

Античная философия имеет более чем тысячелетнюю историю (VII в. до н.э. – VI в. н.э.) и чаще всего делится историками философии на четыре периода: досократический, классический, эллинистический, римский.

1. Досократический период (VII – V вв. до н.э. Философов этого периода называют "досократиками") включает в себя историю творчества философов множества школ, наиболее известными из которых являются:

а. Милетская школа философов-натуралистов:

– Фалес Милетский (примерно 640 – 562 до н.э.);

– Анаксимандр Милетский (примерно 611 – 546 до н.э.);

Анаксимен Милетский (примерно 585 – 524 до н.э.).

б. Эфесская школа философов-натуралистов диалектиков:

– Гераклит Эфесский (примерно 540 – 470 до н.э.);

– Кратил, ученик Гераклита (примерно 450 – 400 до н.э.).

в. Элейская школа:

– Парменид Элейский (примерно 540 – 470 до н.э.);

– Зенон Элейский (490 – 430 до н.э.).

г. Пифагорейская школа:

– Пифагор Самосский (584 – 500 до н.э.).

д. Первые греческие атомисты:

– Левкип (примерно 500 – 440 до н.э.);

– Демокрит (примерно 460 – 370 до н.э.).

е. Завершающий этап философии досократиков:

– Анаксагор из Клазомен (примерно 500 – 428);

– Эмпидокл из Агригента (примерно 490 – 430 до н.э.).

2. Классический период включает в себя философское творчество выдающихся греческих мыслителей (V – IV вв. до н.э.).

а. Философы софистической школы:

– Горгий (примерно 483 – 373 до н.э.);

– Протагор (примерно 481 – 411 до н.э.).

б. Великие классики:

– Сократ из Афин (примерно 469 – 339 до н.э.);

– Платон из Афин (примерно 427 – 347 до н.э.);

– Аристотель из Стагира (Македония) (384 – 322 до н.э.).

3. Эллинистический период включает в себя историю академической школы, перипатетиков, эпикуреизм, скептицизм и кинизм (IV – II вв. до н.э.):

а. Академическая школа:

– Спевсип (409 – 333 до н.э.);

– Ксенократ из Халкедона (396 – 314 до н.э.);

– Аркесилай (примерно 315 – 240 до н.э.).

б. Перипатетики:

– Теофраст (примерно370 – 285 до н.э.);

– Эвдем из Родоса (примерно 4 в. до н.э.).

в. Школа стоиков:

– Зенон из Кития (336 – 264 до н.э.);

– Хрисипп из Сол (280 – 207 до н.э.).

г. Эпикуреизм.

– Эпикур (342 – 271 до н.э.).

д. Скептицизм:

– Пиррон из Элиды (360 – 270 до н.э.).

е. Кинизм:

– Антисфен (435 – 370 до н.э.);

– Диоген Синопский (примерно 400 – 330/320 до н.э.).

4. Римский период – завершающий этап в развитии философии языческой античности (II в. до н.э. – VI в. н.э.):

а. Стоицизм:

– Сенека (примерно 4 г. до н.э. – 65 г. н.э.);

– Эпиктет (50 – 138 гг.);

– Марк Аврелий (121 – 180 гг.)

б. Эпикуреизм:

– Тит Лукреций Кар (примерно 95 – 55 до н.э.);

в. Неоплатонизм:

– Плотин (205 – 270 гг.);

– Прокл (Афинская школа (412 – 485 гг.).

Досократическая философия

Наши знания первых философских школ и творчества философов-досократиков основаны на сохранившихся до наших дней фрагментах сочинений известных мыслителей, на косвенных свидетельствах, исторических компиляциях. Ни одно из сочинений философов ранней эпохи в полном виде до нас не дошло[155].

Первые философские школы Древней Греции появились в Ионии, области, заселенной ионийцами и расположенной на западном побережье Малой Азии (Эгейское море): в Милете, Эфесе, Клаземенах, Колофоне, острове Самос. Ионийцы, расселившиеся позднее по всей территории Древней Греции, на протяжении всего раннего периода задавали тон философским исследованиям.

Характерной чертой первых философских школ досократической эпохи был стихийный материализм[156] и объективная диалектика[157]. Именно диалектике принадлежит приоритет в постановке основного вопроса стихийным материализмом о первосущности мира (гр. архэ). "Большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются… И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает, ибо такое естество (physis) всегда сохраняется"[158].

Из гипотезы о первосущности как следствие вытекает необходимость и нужность построения системного универсального знания о мире, способного объединить знания об отдельных его частях в единую теорию. В рамках теории само познание признается безграничным, а "все является постижимым". Безграничный познавательный оптимизм является естественным признаком гносеологии системного философского натурализма первых греческих философов.

1. Милетская школа

Первая из ионических школ возникла в г.Милете, на юго-западном побережье Малой Азии, заселенном греками еще в XI в. до н.э. Во времена становления школы (VII в. до н.э.) Милет превратился в крупнейший полис с развитой экономикой, торговлей и высокой духовной культурой. В это время Милет имел более 80 колоний, в том числе и на побережье Черного моря.

Фалес Милетский

Философия началась с Фалеса,

он был первым.

Цицерон

Фалес Милетский (примерно 640 – 562 до н.э.) является основателем милетской школы и традиционно называется одним из семи мудрецов Древней Греции. Исторические источники сообщают о его путешествиях в Египет, Вавилон, Персию и Индию. Имел хорошие знания в математике и астрономии. Ему приписывают предсказания солнечного затмения в 585 г. до н.э.[159] Неизвестно оставил ли Фалес после себя какие-либо сочинения[160], но знания о его жизни и учениях мы черпаем из пересказов философов древности.

Фалес, исходя из единства physis(a), пытался ответить на вопрос: "Что есть все?" Его ответ: "Начало всего есть вода", – является одной из попыток ранних философов создать натуралистическую философскую концепцию онтологии. По словам Аристотеля: "Фалес… утверждал, что начало – вода (потому он и заявил, что земля находится в воде); к этому предположению он, быть может, пришел, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего все возникает, – это и есть начало всего)"[161]. Очевидно, при всей натурфилософичности вопроса о первосущности (субстанциальности) мира, на Фалеса мог оказать влияние широко распространенный взгляд мифотворца Гомера (и многих других): "Океан всему прародитель". Эту мысль приписывают и Фалесу.

Вода как субстанция у многих современных историков философии вызывает неприятие наивностью, простотой и явной противоречивостью. "Все из воды происходит и в воду превращается" – утверждение, в опыте явно не подтверждаемое. Вода делает мир единым (неизменным во всех вещах, она же придает миру многообразие (изменяемость во всех вещах). Это несомненное противоречие. Поэтому современные исследователи предлагают гипотезу, согласно которой фалесова вода как субстанция отличается от реальной воды[162].

На наш взгляд, у Фалеса вода как субстанция является носителем универсальных свойств, присущих всем вещам (влажность, текучесть, способность формообразования, свойство всепроникновения, способность превращаться в жидкость, пар, лед и, вероятно, во многое другое). Поэтому вода выступает субстратом бытия, веществом (материей) и по своим универсальным свойствам (атрибутам) содержится во всем – является основанием единства. Множество этих свойств – основание многообразия, единства и изменения вещей. Фалес впервые осуществил попытку свести все многообразие мира к единству, а из единства мира вывести его многообразие.

Космология Фалеса дополняется гипотезой о земле, существующей в форме диска и покоящейся на воде. Землетрясение объясняется колебаниями воды, проникающей в трещины земли. Вселенная у Фалеса одушевлена, она "полна богов". Бог – это ум космоса, его первопричина, цель и источник движения, изменения вещей. Природа является "живой", самодвижущейся силой. Здесь Фалес первым наметил различие субстанции как субстрата и субстанции как первопричины бытия вещей. Несомненной заслугой Фалеса является его попытка (первая в истории античной философии) соединить знание о природе, основанное на опыте, с универсальными принципами бытия, предлагаемые философским разумом. Натурфилософская традиция, порожденная гением Фалеса, успешно дожила до сего дня.

Анаксимандр Милетский

Анаксимандр, милетец, преемник

и ученик Фалеса, началом и элементом

сущих [вещей] полагал бесконечное (апейрон),

первым введя это имя начала.

Симпликий

Анаксимандр (примерно 611 – 546 до н.э.) считается учеником Фалеса, но это не бесспорно. Ему приписывают первое прозаическое произведение "О природе". Анаксимандр был знатоком геометрии, астрономии, изучал природу. Первым ввел в употребление термин архэ (первоначало), использовал понятие "закон" как устойчивое отношение в природе (по аналогии с юридическим понятием термина). В постановке проблемы первоначала (архе) Анаксимандр исходит из гипотезы об общем для всех вещей вселенной, неопределенном качественно, бесконечном начале мира – апейроне.

Фалес лишь наметил различие в понимании первосущности (субстанции) и первопричины (источника качественного различия вещей), Анаксимандр же прямо указал на него. Бог суть первопричина многообразия бытия. Он не рождается и не умирает, как и апейрон, который является божественной первосущностью, основой единства мира. Под апейроном Анаксимандр имел в виду ни какой-либо отдельный конкретный вид бытия. Апейрон – бесконечное, бескачественное вещество, потенциальное бытие вещей.

Земля представлялась Анаксимандру в виде цилиндра, который свободно покоится, "не будучи ничем связанным, и удерживается, так как отовсюду он одинаково отдален" (Диоген Лаэртский). Естественно, научный подход к познанию мира и стихийно-материалистическое воззрение Анаксимандра дополняется диалектическим взглядом на мир и его познание. Он стремится объяснить мир из него самого: движение и развитие находят основание в противоречиях, порождаемы многообразием бытия. Живое возникает из неживого. Сама жизнь присуща всей природе (гилозоизм), а человек – продукт развития "животных другого вида".

Анаксимен Милетский

Как душа наша, сущая воздухом,

скрепляет нас воедино,

так дыхание и воздух объемлют

весь космос.

Анаксимен (примерно588 – 525 до н.э.) – ученик Анаксимандра, его друг и последователь. Нам известны лишь три фрагмента из его сочинения "О природе", записи устных преданий и косвенных свидетельств о сути его учения.

Философия Анаксимена по сути значительно ближе к учению Фалеса, чем своего учителя. Его учение о первосущности (архэ) возвращает Анаксимена к фалесовой идее поиска качественно определенной универсальной сущности мира, являющейся единством его многообразия. Анаксимен называет архэ воздух как безграничную, бесконечную субстанцию. По своей природе воздух Анаксимена (как и вода Фалеса) обладает субстанциальными свойствами (невидим, бестелесен, вездесущ, бесконечен и безграничен, похож на душу человека, источник дыхания и божественен, то есть является творящей причиной бытия – происхождения, изменения и трансформации всех вещей).

В философской аргументации Анаксимен широко использует метод аналогий. Так, подобно процессу конденсации воды, воздух превращается в воду; уплотнение и расширение воздуха является источником возникновения и изменения вещей; когда в одном месте собирается много воздуха, то из него выжимается дождь и тому подобное, а движение небесных тел объясняется вращением небосвода, который, подобно шляпе, движется вокруг земли.

Анаксимен не только называет и обосновывает воздух в качестве архэ, но и указывает на субстанциональные основы многообразия бытия, которые позднее стали именоваться "четырьмя началами (элементами)" его: землей, воздухом, огнем и водой.

2. Эфесская школа

Другим известным центром ионической культуры был малоазийский город Эфес, в котором в VI в. до н.э. возникла философская школа, получившая известность в связи с деятельностью Гераклита.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: