Эпиктет

Не то жалко, что человек лишается

своих денег, дома, имения, – все

это не принадлежит человеку.

А то жалко, когда человек теряет

свою истинную собственность –

свое человеческое достоинство.

Эпиктет (примерно 50 – 138 гг.) – раб по происхождению, вольноотпущенник, посвятивший себя философии. В его учении просматривается синтез старой Стои и идей Сенеки. Как и Сократ, Эпиктет не писал философских трудов. До нас дошли записи его лекций, его ученика Флавия Арриана. Это были "Диатрибы" в 8 книгах, четыре из которых дошли до нас[184].

Ядром философии Эпиктета является этика, основанная на онтологии и гносеологии греческого стоицизма. Самоизучение физики (учения о природе) необходимо человеку лишь для того, чтобы на знаниях природы и в полном соответствии ее законам строить свою жизнь. Человеку не следует стремиться к тому, что принципиально невозможно. Нельзя ничего поделать с тем, что твои родственники, дети, друзья смертны. Следует смириться с данной реальностью и поступать в соответствии с этим.

Сущность человека – разум, сущность мира – мировой разум (бог). Свобода человека для Эпиктета – это свобода разума знать границы необходимости. Этика Эпиктета является рационалистической, защищая от поползновений иррационализма в истолковании сути человеческой нравственности. Бог как провидение, разум (логос) определяет необходимость в этом мире для каждого из нас. Эпиктет оказал сильное влияние на христианскую этику.

Общая картина римского стоицизма будет неполной, если не упомянуть Марка Аврелия (121 – 180 гг.) – император, стоик-проповедник и подвижник. Стоицизм объединил на философской почве нравственные идеи различных сословий – от раба до императора. Но в этом обнаружилась реальная слабость Стои. Как самостоятельное философское учение стоицизм почти полностью исчезает к III в.

2. Эклектизм

Эклектизм (греч. eklektikos – выбирающий) – философское учение, возникшее еще в эллинистической Греции и получившее широкое распространение в римский период. Суть философии эклектизма – попытка соединить многообразие философских знаний в единство. Это, по существу, энциклопедия философских знаний. Эклектики не стремились к постановке и разработке новых проблем. Они использовали уже известные философские учения и интегрировались в их рамках. Например, "академический" эклектизм представлял собой огромный массив знаний философии платоновской Академии.

Наиболее распространенным течением эклектизма является стоический, соединивший в себе онтологию и этику Стои и гносеологию скептицизма. Наиболее выдающимся эклектиком стоического течения был известный политик и искусный оратор Марк Тулий Цицерон (106 – 45 гг. до н.э.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: