Квинт Септимий Тертуллиан

"Credo quia absurdum".

Верю, потому что абсурдно.

Тертуллиан является наиболее последовательным защитником библейских текстов от попыток их интерпретации с помощью языческих философов. Им написано множество трудов, направленных против философии и разумного истолкования текстов библии. Среди них "Защита от язычников", "Против иудеев", "Опровержение еретиков", "Апологетикум" (вышел в свет в 197 году), в которых Тертуллиан призывает "искать Господа с простотой сердечной". "Безрассудно любое намерение судить о Боге только по нашему разуму".

Во всех истинно божественных деяниях, описанных в библии, всегда обнаруживаются противоречия человеческому разуму. Иисус Христос "Ходил по воде как посуху", воскрешал мертвых, исцелял обреченных больных, и другие его деяния противоречат обыденному разуму человека. Поэтому следует "верить", чтобы не обмануться в божественной истине. Тертуллиан пишет: "Сын божий был распят, нет во мне стыда, ибо это постыдно. Божий Сын мертв: это правдоподобно, ибо абсурдно. И был он погребен и восстал из гроба: это определенно, ибо невероятно".

В онтологии Тертуллиан остается стоиком, почитателем и последователем Сенеки. Однако философские идеи Тертуллиана были полностью "привязаны" к библейским текстам.

Аврелий Августин (Блаженный)

Кому знакома истина, тот знает

Свет, а кому знаком Свет, тот

познает вечность. Любовь есть то,

что тебе открыто.

Августин

Крупнейший христианский мыслитель, отец церкви Аврелий Августин, родился в г.Тагасте (Северная Африка) (354 – 430 гг.) в семье отца язычника, а матери христианки. "Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не успокоится в тебе". Этой фразой начинается "Исповедь" в 30 книгах, в которых излагается собственная жизнь, полная ошибок, заблуждений, исканий и прегрешений. Августин, в конце концов, нашел успокоение души в христианстве.

В главном труде "О граде божьем" в 30 книгах излагаются основные причины падения Рима, которые он видит в падении нравов, в заблуждениях прежней философии и многобожии язычества. Борьба между государственной и божеской (читай: церковной) властью является воплощением борьбы зла и добра. По существу, этой борьбой определяется ход истории человечества. Августин широко использовал труды античных философов. Особое предпочтение отдавал Платону в интерпретации Плотина. В трудах Августина предпринимается попытка систематизации христианской философии.

Фундаментальность учения Августина в известной мере определила духовное развитие средневековой Европы. Никто из отцов церкви не достиг таких глубин философской мысли. Августиновская традиция сохранилась вплоть до XIII века. Она продолжается и сегодня в различных модернистских философских течениях христианства.

Некоторые философские воззрения Августина:

– Бог – центр философского мышления (теоцентризм). Бог – высшая изначальная сущность мира. Бог сотворил мир и продолжает его творить. Бог – предмет познания, источник и причина его. Познание Бога – это познание абсолюта, единственно значимое познание. Познание преходящих вещей суетно и бессмысленно. Науки о природе для Августина не имеют значения;

– учение о душе вытекает из теологии Августина. Душа по природе близка к богу и также бессмертна. Она отличается от тела абсолютно и ей принадлежит субстанциальность функционирования последнего. Душа стремится к Богу, познавая его, – тело препятствует этому;

– иррационализм Августина основан на убеждении, что сущность души есть воля, разум же пассивен и не может быть сущностью души, которая проявляется в активности. Однако вера – это способ "согласного" (одобряющего разумом) понимания божественного. И хотя в соотношении с разумом вера обладает приоритетом перед разумом, последний ее дополняет: "верю, чтобы понимать", "понимаю, чтобы верить";

– дуализм философии Августина (двойственность сущности мира) заключается в существовании идеального Бога и материальной природы (продукта его творения);

– философия истории построена Августином на библейских мифах о происхождении человека и его истории. В ней выражена мысль о единстве божественной и человеческой истории и фатализме, божественном провидении человеческого бытия;

– проблема теодицеи – попытка устранить противоречие между абсолютной добротой Бога и злом в его творениях. Августин полагал: зло не есть реальность, это ущербность добра. Добро обладает абсолютным бытием. Оно от Бога, зло от человека;

– проблема вечности и времени, по Августину, спровоцированы вопросом: "Что делал Бог перед тем, как создать небо и землю?" Ответ прост. Времени также не существовало, оно творение Бога. "Ты предшествуешь любому прошлому, ибо в вечности своей ты всегда в настоящем, превосходя любое будущее, ибо будущее, однажды пришед, становится прошлым…", – говорил о первоотце времени и вечности Августин.

Средневековая философия обязана Аврелию Августину глубиной и многообразием разработки эпохальных проблем теологии, использованием языческой античной философии в качестве основного инструмента познания Бога и творческого обоснования теологии как универсальной системы знаний о нем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: