Единый производит Ум, а Ум производит душу.
Эти три начала не чужды и нам…, причем
последнему из трех сверхчувственных принципов
соответствует наша живая душа, среднему – наш рассудок,
а первому, наивысшему – наш созерцательный разум.
"Эннеады"
Единое (бог) – субстанция и причина бытия. В нем сосредоточено единство и в нем находится все многообразие вещей. Источник активности Единого – Дух (нус). Он создает мир вещей и сохраняет себя как бытие. Третья ипостась единого – душа. Она дает жизнь чувственному, является источником движения, будучи сама чистым движением.
Физический мир рождается из Единого и предстает как его возможность. Человек рождается не с появлением на свет божий. "Прежде нашего рождения мы обитали свыше: мы были людьми, индивидуально определенными, и даже богами, чистыми душами". Вселение души в тело Плотин толкует далеко неоднозначно то, как необходимую актуализацию формы, то как искупление вины. Возвращение души к абсолюту Единого имеет много путей, но все они идут через преодоление своего иного, отличного от божественного, то есть тела.
|
|
Последним самобытным философом языческой античности был достойный последователь Плотина, руководитель афинской школы неоплатоников – Диадох Прокл (410 – 485). Прокл стал последователем, оригинальным систематизатором и интерпретатором трудов Плотина, философские идеи которого полностью разделял.
Античная философия завершает свое существование в 529 году. Император Юстиниан отказал языческим философам в праве иметь школы и преподавать. Этим эдиктом Юстиниан закрыл последнюю страницу многовековой истории философии античного мира, который ввел человечество в удивительный мир философского и научного познания.
Средневековая философия