Плотин Аммоний Саккас

Единый производит Ум, а Ум производит душу.

Эти три начала не чужды и нам…, причем

последнему из трех сверхчувственных принципов

соответствует наша живая душа, среднему – наш рассудок,

а первому, наивысшему – наш созерцательный разум.

"Эннеады"

Единое (бог) – субстанция и причина бытия. В нем сосредоточено единство и в нем находится все многообразие вещей. Источник активности Единого – Дух (нус). Он создает мир вещей и сохраняет себя как бытие. Третья ипостась единого – душа. Она дает жизнь чувственному, является источником движения, будучи сама чистым движением.

Физический мир рождается из Единого и предстает как его возможность. Человек рождается не с появлением на свет божий. "Прежде нашего рождения мы обитали свыше: мы были людьми, индивидуально определенными, и даже богами, чистыми душами". Вселение души в тело Плотин толкует далеко неоднозначно то, как необходимую актуализацию формы, то как искупление вины. Возвращение души к абсолюту Единого имеет много путей, но все они идут через преодоление своего иного, отличного от божественного, то есть тела.

Последним самобытным философом языческой античности был достойный последователь Плотина, руководитель афинской школы неоплатоников – Диадох Прокл (410 – 485). Прокл стал последователем, оригинальным систематизатором и интерпретатором трудов Плотина, философские идеи которого полностью разделял.

Античная философия завершает свое существование в 529 году. Император Юстиниан отказал языческим философам в праве иметь школы и преподавать. Этим эдиктом Юстиниан закрыл последнюю страницу многовековой истории философии античного мира, который ввел человечество в удивительный мир философского и научного познания.

Средневековая философия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: