Что может быть глупее и
неприличнее, чем дерзкое мнение,
будто человек обладает душою и
разумом, но помимо него во Вселенной
нет ничего подобного.
Цицерон разделял стоические идеи о целесообразности и провидении бытия. Признавал бессмертие души и врожденный характер моральных понятий (вопреки скептикам и стоикам). Моральные истины всеобщи и непосредственно достоверны. Может, поэтому Цицерон не стремился к убедительности своей аргументации.
Философия наряду с волей оказывает человеку неоценимые услуги в постижении добродетели и в преодолении невзгод. Любая философия в этом отношении прагматична в поисках добродетелей. Поэтому эклектизм выступает у Цицерона методологией философского обоснования нравственности.
Скептицизм
Основные философские идеи Пиррона благополучно перекочевывали на римскую духовную почву. Выдающимся представителем скептицизма этого периода является Секст Эмпирик (200 – 250 гг.). Основные труды: "Пирроновы основоположения", "Трактат", "Против ученых"[185].
Секст Эмпирик
… ни одно из борющихся
положений не стоит выше
другого как более достоверное,
ибо все они равны в отношении
достоверности и недостоверности.
Основная направленность философии Секста Эмпирика обозначена непримиримой критикой догматических философов и ученых и утверждениями идей греческих скептиков. Секст Эмпирик выступает систематизатором и историографом философии скептицизма. Утверждая оригинальность и естественность философии скептицизма, Секст Эмпирик рассматривал любые научные знания как догматические: физику, логику, этику, грамматику, риторику, арифметику, астрологию, теорию музыки.
Труды Секста Эмпирика являются отражением кризиса и духовного упадка римского общества. Однако критический запал скептицизма сыграл позитивную роль в борьбе против догматизма средневековой философии в эпоху Ренессанса и Нового времени. Философия Б.Паскаля, Д.Юма и И.Канта обязана своими выводами скептицизму. Теория познания неопозитивизма и постпозитивизма (пробабилизм, фаллибилизм) основана на гносеологических идеях скептицизма. Скептицизм присущ и материализму, который критически относится к догматизму в познании.