Истоки, специфика и периодизация средневековой философии

Средневековая философия обычно датируется V – XV вв. Однако она прочно связана с христианской религией, которая возникает в I – II вв. в восточных провинциях Римской империи.

Уже первые отцы церкви заложили союз философии и теологии. Однако разброс мнений о необходимости философского обоснования единого бога был велик: от признания полного и безапелляционного приоритета философского разума, до абсолютного отрицания познания божественного средствами разума. Проблема веры и разума возникает уже во II веке.

Оснащение христианства философской аргументацией начинается уже с момента становления самой христианской идеи. Монотеизм христианства, церковная организация которого строилась на идее равенства людей перед богом независимо от национальности и сословной принадлежности, формировался вне государственной опеки, быстро завоевав все слои общества. Во время правления императора Константина Великого (306 – 337 гг.) христианство становится государственной религией Римской империи. Халкидонский собор 451 г. окончательно оформил государственный статус христианства как в восточных, так и в западных частях империи, а запрет императором Юстианом всех школ "языческой философии" окончательно определил судьбу христианства и ее философии.

Обычно в средневековой философии выделяют два этапа: патристику и схоластику.

Патристика (от лат. pater – отец) – общее название философских исследований отцов церкви, творивших в период II – VIII вв. В истории философии патристика представляет всю совокупность философско-теологических трудов, направленных против язычников, иудеев, государства и традиционной языческой философии. Начиная с III в. патристика успешно приспосабливает неоплатонизм и другие философские школы языческой античности для нужд христианской теологии.

Схоластика (лат. scholastika – школьный, ученый) – период создания систематической христианской философии с целью рационального обоснования христианского вероучения (VIII – XV вв.). Для этого использовались философские идеи Платона и огромное философское наследие Аристотеля. Схоласты преодолели неприятие аристотелизма предшественниками и основательно его христианизировали. Расцвет схоластики приходится на период становления христианского аристотелизма в философии Альберта Великого и Фомы Аквинского (XIII в.).

Средневековая философия характеризуется теоцентризмом, религиозной замкнутостью, догматизмом, начетничеством, умозрительностью, воинствующим антисциентизмом, социальным консерватизмом. Однако было бы неверным не видеть позитивную сторону средневековой философии: она сохранила и оживила для будущего античную философию, продолжила совершенствование философской методологии чувственного и рационального познания (особенно логику Аристотеля), пробудила интерес к проблематике человека, его месту в мире, его истории, настоящему и будущему. Тотальность теологического объяснения мира не могла не вызвать интерес к его научной версии. В известной мере недостатки средневековой философии стали источником достоинств философии будущего.

Библия в философии средневековья. Патристика

Эпоха Средневековья – это время установления тотальности христианской духовности на территории западной Европы, начавшееся с переоценки ценностей античной культуры и завершившееся систематизацией христианской теологии и ее философии. Основным духовным источником христианской теологии и ее философского обоснования становится библия – священное писание иудеев и христиан.

Библия (от греч. biblia – книги) – собрание священных книг, представленных Старым Заветом[186] (46 книг) и Новым Заветом (27 книг). Старый Завет признается иудейской и христианской религиями. Новый Завет признается только христианами. Отдельные книги и фрагменты Старого Завета появились еще в XIII в. до н.э., а окончательно он сформировался к началу I в. Новый Завет начал комплектоваться с I века, а к концу II века он завершился книгой "Деяния апостолов".

Тексты библии составлялись на трех языках: древнееврейском (большая часть Ветхого Завета), арамейском (небольшая часть Ветхого Завета) и греческом (часть Ветхого и весь Новый Завет). На латинский язык библия переведена во II – III вв.

В содержании библии представлены мифы, сказания, исторические хроники, законодательные акты, нравственные нормы и предписания, государственные установления, бытовые описания, поэтическое творчество, описание ритуалов, победные песни, повествование о походах, путешествиях, нравоучительные песни, оды, притчи. В Новом Завете представлены тексты о жизни, деяниях, смерти и воскрешении Христа, некоторые данные об истории первых христианских общин. В Старом и Новом Заветах упоминается о пришествии мессии (уполномоченного бога). Но только в Новом Завете мессия уже пришел. Это Иисус Христос, пришедший как искупитель первородного греха Адама и Евы, спаситель не только народа Израиля, но и всех людей.

Перед средневековой философией ставится задача обоснованного решения проблем теологии: монотеизма, учения о сущности бога, тринитарная проблема (учение о трех ипостасях бога), креационизм (учение о божественном творении мира), теодицея (богооправдание – разрешение противоречия, заключенного в существовании зла в мире при вседобрейшем Боге), провиденциализм (утверждение божественной предопределенности истории), эсхатология (учение о конечных судьбах мира и человека) и др. Философское решение поименованных проблем теологии в Средневековье должно быть обеспечено авторитетом библии. Библия рассматривалась как абсолютный критерий истинности философских знаний. Из попыток объяснения содержания самих библейских текстов родилась проблема отношения веры и разума.

Поначалу зарождающееся на основе библейских сказаний христианство вступило в противоречие с античной философией. Христианские мыслители выступили против рационального философского осмысления мира, уповая на неосознаваемое влечение к библейскому вероучению, к признанию приоритета веры над разумом. Ревнители веры называли себя апологетами (от греч. apologetikos – защищающий), одним из которых был К.С. Тертуллиан (160 – 220 гг.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: