Разум… должен быть управителем
и судьей над всем, что есть
в человеческой душе…
Ансельм Кентерберийский
о позиции И.Росцелина
в вопросе о правах разума
Иоанн Росцелин (примерно 1050 – 1120 гг.). Франция. Каноник, преподавал логику. В 1092 г. церковный собор объявил учение Росцелина еретическим и запретил его. Поэтому до нас дошли лишь критические замечания его оппонентов (главным образом, Ансельма Кентерберийского), письмо к Абеляру и анонимная рукопись, излагающая идеи Росцелина.
В вопросе отношения разума и веры Росцелин был последовательным защитником права разума против авторитета церкви. Разум предшествует вере как необходимое условие ее. "Разумею, чтобы верить", – таково идейное кредо Росцелина.
В споре об универсалиях Росцелин был крайним номиналистом, что не поощрялось в эпоху ранней схоластики официальной церковью. Суть спора: реалисты (сторонники церковной догматики и платоновского идеализма) полагали, что общие понятия, обозначающие классы и группы предметов, существуют реально как божественные духовные сущности до единичных вещей. Единичные вещи суть продукт этих общих идей (универсалий). Они производны от универсалий (сравни мир идей и вещей в философии Платона). Напротив, номиналисты (от лат. nomen – имя) считали, что универсалии являются лишь именами, обозначающими группу вещей, и существуют лишь в понятиях, но не реально. Реальны лишь единичные вещи.
Номинализм не является материалистическим учением по существу. Однако единичные вещи выступают здесь первичными по отношению к их мысленному отражению в общих понятиях. Ошибка номинализма заключается в том, что они не понимали, что общие понятия отражают объективно существующее общее, присущее классу отдельных предметов. Единичное и общее неотделимы друг от друга, что находит свое выражение в единичных и общих понятиях мышления.