double arrow

Пьер Абеляр. Ложь грех, который существует скорее


Ложь… грех, который существует скорее

согласно намерению говорящего, чем

согласно содержанию сказанного.

Пролог к трактату "Да и нет".

Пьер Абеляр (1079 – 1142) – французский философ, богослов. Часть жизни провел в скитаниях по монастырям и скитам. Его философское и богословское творчество отмечены печатью таланта и драматизма, как драматична его жизнь. История отмечает необычную любовь Абеляра к племяннице каноника – Элоизе, которую он похитил из родительского дома, но цепью трагических обстоятельств был с нею разлучен. Прах Абеляра и Элоизы спустя семь веков после их смерти был соединен и погребен на кладбище в Париже. Переписка Абеляра и Элоизы является сокровищницей мировой литературы и свидетельством духовной красоты влюбленных.

Абеляр был хорошо знаком с философией Платона и Аристотеля. Логика Абеляра – это творческое развитие логики Аристотеля. То, что Абеляр называл диалектикой, является, по существу, единством логики и гносеологии. В сочинении "Да и нет" указывается на естественную противоречивость сочинений богословов, в которых без злого умысла всегда возможно усмотреть разноречивость и противоречие смысла.




Он показывает относительный характер противоречий и решающую роль разума в поисках истины. Абеляровское "знаю то, во что верю" является антисхолатическим (антидогматическим) тезисом, который утверждает решающую роль разума в теологическом познании, в том числе в интерпретации текстов Святого писания.

В вопросе об универсалиях Абеляр придерживается умеренного номинализма. Если реалисты считали, что универсалии существуют до единичных вещей, которые ими и определяются, номиналисты – после вещей, то Абеляр полагал существование общего в единичных вещах, которые в уме отражаются в форме общих понятий (концептов). Такая позиция названа концептуализмом.







Сейчас читают про: