double arrow

Арабская философская оппозиция теологии


В эпоху Средневековья особого расцвета философия и религия достигли на Арабском Востоке. В период национального и религиозного объединения арабских кочевых племен во времена пророка Мухаммеда (570 – 632 гг.) основательно укрепился арабский мир. Под знаменем Ислама Арабский Халифат объединил в VII в. в завоеваниях множество государств и по территории стал больше, чем бывшая Римская империя. Источником богатства философской и научной мысли стали достижения духовной культуры покоренных народов. Но неизгладимый след в философии арабских мыслителей оставила античная мысль, особенно философия Платона и Аристотеля.

Самое серьезное влияние на христианское схоластическое мышление оказал Аристотель, которого схоласты знали преимущественно в арабской интерпретации. В этом плане большое значение имеет философское творчество арабских аристотеликов: на Востоке – Авиценны, на Западе (Испания) – Аверроиса.

Авиценна

Воля Бога исходит из знания.

Авиценна (араб. Абу Али Ибн-Сина (980 – 1037)) – персидский (таджикский) философ, врач, ученый родился в местечке близ Бухары. Оставил после себя более 200 наименований трудов, главными из которых являются: "Книга знания", "Книга исцеления", "Канон медицины". Авиценна был не меньшим энциклопедистом, чем обожаемый им Аристотель. Им написаны труды по логике, риторике, математике, философии, медицине и многим другим наукам. Философия Аристотеля синтезирована в работах по философии, исламской теологии и науке. Во второй половине XII в. значительная часть его работ переведена на латинский язык. Философия Авиценны стала последовательным комментарием аристотелизма, философия которого стала известна христианскому читателю по трудам арабских мыслителей.

Аристотелевская философия с элементами рационализма и материализма приспособлена Авиценной к теологии ислама. Постановка и решение проблемы "универсалий" свидетельствует о духовной взаимосвязи арабской и христианской философий. Авиценна весьма просто решил эту проблему:

а) универсалии существуют до единичных вещей в разуме Бога;

б) они существуют в единичных вещах как воплощение сущности в божественном творении;

в) универсалии существуют после вещей, т.е. в сознании людей как понятия.

Ведущим мотивом теоцентристской философии Авиценны является идея разумности Бога как первопричины бытия мира. Разум является основным источником познания человеком Бога.


Сейчас читают про: