Иван Васильевич Киреевский

… любовь к образованности европейской,

равно как любовь к нашей, обе совпадают

в последней точке своего развития в одну

любовь, в одно стремление к живому,

полному, всечеловеческому и истинно

христианскому просвещению.

Иван Васильевич Киреевский (1806 – 1856) – философ, литературный критик, один из основателей славянофильства. Побывав в Германии Киреевский лично познакомился с Гегелем, Шеллингом и бывал на их лекциях. Он хорошо знал немецкую философию, но во многом не разделял идеи ее представителей. Основные работы[202]: "О характере просвещения Европы и его отношение к просвещению России" (1852), "О необходимости и возможности новых начал для философии" (1856).

Основополагающие идеи философии И.В.Киреевского:

– утверждение западного пути развития России и католицизма рассматривается И.В.Киреевским как уклонение от евангельской истины;

– западное христианство под воздействием "римской образованности" приняло характер "рассудочной отвлеченности", что повлекло за собой развитие "самобытной разумности в мыслях, в жизни в обществе". "Отличительный тип русского взгляда на всякий порядок" заключается "в совмещении личной самостоятельности с цельностью общего порядка…" Идеалом общественного порядка выступает община;

– идеи западных мыслителей о рациональном переустройстве общества и государства, особенно революционными методами, Киреевский критиковал как связанные с насилием, крушением христианских основ жизни, с утратой "коренных понятий о вере", что ведет к утверждению "ложных выводов безбожного материализма". Россия, по мнению Киреевского, не приемлет подобные изменения. Она всегда "находилась в общении со вселенской церковью";

– распространение образованности среди русских шло не от наук, а от православной церкви, из монастырей, поэтому сохранилось еще "цельное знание", сочетающее "разум и веру". Однако нельзя безоговорочно отбрасывать влияние "наукообразного просвещения" Запада. Западная наука и философия могут успешно сотрудничать с церковью. "Философия откровения" Шеллинга, к примеру, может быть использована для создания русской философии "верующего разума";

– переосмысление "европейской образованности" на основе православного вероучения – вот то "новое начало", которое призвана внести Россия во всемирную историю. Киреевский полагал, что наступил черед России стать духовным вождем Европы, овладев всеми богатствами европейского просвещения;

– Киреевский искренне верил в возможный синтез двух культур – европейской образованности и российской цельности православного духа. Цельность, единство общества возможны при условии свободного подчинения граждан "соборным ценностям" – любви к общинному, к народу, к церкви и своему государству;

– свободной личность может быть лишь в государстве, которое строит деятельность на законах, основанных на абсолютных ценностях православия и просвещения народа. Государство целью деятельности ставит жизнь "временную, земную", а церковь – жизнь "вечную, небесную";

– идеи И.В.Киреевского были востребованы не только славянофилами, но и христианской философией в целом. "Идея соборности" нашла свое развитие в работах А.С.Хомякова, В.С.Соловьева, братьев С.Н. и Е.Н.Трубецких и многих других русских философов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: