Под ликвидностью ценных бумаг понимается их способность быстро и без особых потерь в стоимости обратиться в деньги. Другими словами, ликвидность акций означает возможность их быстрой реализации (продажи). При этом подразумевается, что цена реализации (продажи) будет выше (или хотя бы равна) цене приобретения.
1. Коэффициент ликвидности простых акций в обращении.
К = объем предложения / объем спроса (продаж).
Коэффициент может рассчитываться по результатам отдельных торгов или биржевой сессии в целом. Чем выше значение коэффициента, тем больше объем продаж.
2. Коэффициент соотношения котируемых цен предложения и спроса на простые акции в обращении.
Данный коэффициент характеризует соотношение среднего уровня цен предложения и спроса.
К = средний уровень цен предложения / средний уровень цен спроса.
15.Финансовое планирование на предприятии
Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации. Основными целями этого процесса являются установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.
Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Исходя из этого финансовые планы следует разделить на долгосрочные, текущие и оперативные.
Задачи финансового планирования:
§ выявление резервов увеличения доходов организации и способов их мобилизации;
§ эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений развития организации, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;
§ увязка финансовых ресурсов с показателями производственного плана организации;
§ обеспечение оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом, банками и другими финансовыми структурами.
Объектами финансового планирования являются:
§ движение финансовых ресурсов;
§ финансовые отношения, возникающие при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов;
§ стоимостные пропорции, образуемые в результате распределения финансовых ресурсов.
Принципы финансовго планирования организации
Выделение приоритетов. Финансовое планирование связано с реально существующей сложностью планируемых объектов и процессов. При финансовом планировании важно выделить наиболее существенные связи и зависимости, объединить их в модули, учитывающие сферы финансовой деятельности организации и являющиеся структурными элементами единого плана. Такой подход позволяет разбить процесс финансового планирования на отдельные плановые расчеты и упростить процесс разработки и реализации плана, а также контроля за его выполнением.
Прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней, экономической, финансовой среды организации осуществляется путем систематического анализа основных факторов. Качество прогноза определяет и качество финансового плана.
Обеспечение финансовой безопасности. Финансовое планирование должно учитывать финансовые риски, связанные с принятием финансовых решений, а также возможности исключения или уменьшения рисков.
Оптимизация. В соответствии с данным принципом финансовое планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших с точки зрения ограничений альтернатив использования финансовых ресурсов.
Координация и интеграция. При финансовом планировании следует учитывать интеграцию различных сфер деятельности организации.
Упорядочение. С помощью финансового планирования создается единый порядок действий всех работников организации.
Контроль. Финансовое планирование позволяет наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализ работы всех подразделений организации.
Документирование. Финансовое планирование обеспечивает документированное представление процесса финансово-хозяйственной деятельности организации.
В практике финансового планирования следует выделить три способа планирования. При первом способе планирования оно осуществляется снизу вверх, от низших уровней иерархии к высшим. Низшие структурные подразделения сами составляют детальный финансовый план своей работы и впоследствии интегрируются на верхних ступенях, образуя в итоге финансовый план организации.
При втором способе финансовое планирование осуществляется сверху вниз. В этом случае процесс финансового планирования осуществляется исходя из плана организации путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним финансовые планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.
Третий способ — встречное планирование, которое представляет собой синтез первого и второго способов финансового планирования. Этот способ предусматривает разработку финансового плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) производится текущее финансовое планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный финансовый план по системе детализированных показателей. При этом в окончательные финансовые планы включаются по согласованию различных уровней наиболее удачные решения.
Цели финансового планирования:
§ обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами;
§ определение объекта планирования;
§ разработка систем финансовых планов с выделением оперативных, административных и стратегических планов;
§ расчет необходимых финансовых ресурсов;
§ расчет объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов и определение объемов дополнительного финансирования;
§ прогноз доходов и расходов предприятия.
Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия.
Планирование необходимо для того:
§ чтобы понимать, где, когда и для кого предприятие собирается производить и продавать продукцию;
§ чтобы знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;
§ чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;
§ чтобы предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные мероприятия по их снижению.
Основные этапы процесса финансового планирования:
1. Анализ финансового положения компании.
2. Составление прогнозных смет и бюджетов.
3. Определение общей потребности компании в финансовых ресурсах.
4. Прогнозирование структуры источников финансирования.
5. Разработка действенной системы контроля и управления.
6. Разработка процедуры корректировки составленных планов