Вопрос № 2: Группа всемирного банка

Всемирный банк (ВБ) - это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из шести тесно связанных между собой организаций, входящих в систему ООН, общей целью которых является оказание финансовой помощи развивающимся странам за счет развитых стран.

В условиях глубоко взаимосвязанной и быстро изменяющейся глобальной экономики Всемирный банк предоставляет займы, консультации и ряд других стандартных ресурсов более чем 100 развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Помощь осуществляется таким образом, чтобы максимально увеличить пользу и смягчить влияние внешних факторов для более бедных стран, так как они принимают больше участия в мировой экономике. Всемирный банк использует свои финансовые и человеческие ресурсы, а также координирует с другими организациями деятельность, направленную на оказание индивидуальной помощи каждой стране в становлении на путь стабильного, непрерывного и равноправного развития. Основное внимание уделяется предоставлению помощи самым малоимущим слоям населения и самым бедным странам, но для всех своих клиентов Всемирный банк подчеркивает необходимость:

· инвестиций в население, в особенности, через базовое здравоохранение и образование

· охраны окружающей среды

· поддержки и стимулирования развития частного сектора

· усиления возможностей правительств в эффективном и прозрачном предоставлении качественных услуг

· поддержки реформ с целью создания стабильной макроэкономической среды, способствующей инвестированию и долгосрочному планированию.

В группу ВБ входят:

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), созданный в 1945 г. с целью предоставления кредитов относительно богатым развивающимся странам.

2. Международная ассоциация развития (МАР), основанная в 1960 г. с целью предоставления кредитов на особо льготных условиях беднейшим развивающимся странам.

3. Международная финансовая корпорация (МФК), созданная в 1856 г для содействия экономическому развитию в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), основанное в 1988 г. с целью поощрения иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных коммерческими рисками.

5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданный в 1966 г. в целях содействия увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами.

Цели Международного банка реконструкции и развития МБРР:

· содействие реконструкции и развитию стран-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

· поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов для целей производства;

· содействие долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных капиталовложений для развития производственных ресурсов стран - членов банка.

Основным направлением деятельности МБРР являются:

· предоставление развивающимся странам долгосрочных займов и кредитов для производственных целей: развития сельского хозяйства и сельских районов, энергетики; гарантирование погашения задолженности соответствующим правительствам; предоставление займов под конкретные проекты;

· предоставление займов развивающимся странам на создание в них инфраструктуры: шоссейных и железных дорог, электросвязи, городских портов, энергетических установок, а также на развитие образования, здравоохранения, подготовку кадров. Обычно подобные займы выдаются при соблюдении развивающимися странами таких условий, как создание благоприятного климата для деятельности ТНК; девальвация национальных валют; либерализация контроля над экспортом; ликвидация субсидий потребителям; освобождение иностранных вкладчиков капитала от налогов; свободный вывоз прибылей; предоставление гарантий от национализации и др.

· предоставление займов тем развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным; денежные средства для этих займов поступают от инвесторов, покупающих облигационные обязательства, выпускаемые МБРР;

· кредитование беднейших стран, которые некредитоспособны на международных финансовых рынках и не в состоянии оплатить процентные ставки, близкие к рыночным; предоставление займов беднейшим странам осуществляется Международной ассоциацией развития (МАР);

· предоставление долгосрочных займов и кредитов странам -- членам Банка, включая частные фирмы. Последним займы выдаются в случае предоставления гарантий правительством соответствующей страны; Банк должен убедиться, что необходимые средства невозможно получить из других источников на приемлемых условиях; использование займов не может быть ограничено покупками в какой-либо конкретной стране-члене или странах-членах;

· оказание технической помощи развивающимся странам, которая подразделяется на следующие виды: 1) техническая помощь, финансируемая как составная часть займов и кредитов; бессрочные займы и кредиты на техническую помощь; техническая помощь, финансируемая через Фонд подготовки проектов; 2) техническая помощь, предоставляемая, но не финансируемая Банком -- здесь Банк выступает в качестве административного органа и сюда включаются проекты, осуществляемые под руководством Банка; к этому виду относятся также программы оплачиваемой технической помощи для богатых развивающихся стран, например, нефтедобывающих стран, и для Международного фонда сельскохозяйственного развития; 3) техническая помощь, оказываемая за счет административного бюджета;

· подготовка и реализация финансируемых проектов, включающая: определение объекта, проведение предварительной подготовки и оценки стоимости проекта; ведение переговоров и представление проекта руководству Банка; практическое осуществление проекта и контроль за его окончанием; оценка результатов;

· проведение исследований по экономической и научно-технической проблематике; по вопросам разработки и осуществления конкретных программ; по вопросам кредитной политики, политики инвестирования и оказания технической помощи; оказание содействия развивающимся странам в повышении их исследовательского потенциала. Банк совместно с 40 другими организациями оказывает поддержку 18 международным центрам сельскохозяйственных исследований, которые разрабатывают современные эффективные технологии производства продовольствия;

· оказание содействия политическому диалогу между Банком и бедными странами-членами в связи с финансированием отраслевых и общеэкономических планов развития в особых условиях;

· финансирование проектов и деятельности развивающихся стран по охране окружающей среды из глобального фонда окружающей среды, в котором банк выступает в качестве попечителя и заказчика проектов;

· сотрудничество на национальном уровне с негосударственными организациями, предоставляя им средства на финансирование проектов и консультационную помощь;

· организация и проведение семинаров, учебных курсов для представителей из развивающихся стран; издание и распространение учебных материалов;

· деятельность в качестве члена консультативного органа, созданного Канадой, Францией, Нидерландами, США в целях координации деятельности стран-кредиторов, осуществляющих систематическое финансирование программ в развивающихся странах;

· предоставление информации о проектах в странах-членах, одобренным Банком. Сюда входит проектная документация: результаты экспертиз; национальные программы охраны окружающей среды; информацию о развитии отдельных стран и секторов экономики.

Финансовые средства Банка образуются из взносов стран-членов, из займов на международных рынках ссудного капитала и банковской прибыли.

Цели Международной ассоциации развития МАР:

· предоставление долгосрочных кредитов наиболее бедным развивающимся странам;

· оказание содействия экономическому развитию, повышению уровня жизни в наименее развиты странах Ассоциации, в частности, путем предоставления им необходимых средств на финансирование конкретных проектов, целесообразность которых подтверждается экспертами МБРР;

· оказание содействия повышению производительности труда в странах с наиболее низкими годовыми доходами на душу населения.

Основными направлениями деятельности МАР являются:

· кредитование проектов в беднейших и наименее кредитоспособных странах в целях их экономического развития. Страны, получающие кредиты, выбираются по 4 категориям: 1) страна должна иметь годовой доход на душу населения менее 1305 долл.; 2) страна должна обладать достаточной экономической, финансовой и политической стабильностью, чтобы оправдать предоставление долгосрочных кредитов на цели развития; 3) страна должна испытывать серьезные трудности с платежным балансом; 4) политика страны должна быть нацелена на экономическое развитие. МАР предоставляет кредиты, как правило, на срок в 50 лет, с началом погашения через 10 лет после получения кредита. За пользование кредитом проценты не взимаются;

· проведение экспертизы финансируемых проектов для определения эффективности использования финансовой помощи;

· оказание содействия странам-членам в проведении экономических реформ; в обеспечении развития в сфере экологии; в борьбе с нищетой.

Основная часть финансовых ресурсов МАР поступает из трех источников: 1) переводов прибыли из МБРР; 2) капитала, подписчиками которого являются ее страны-члены; 3) взносов более богатых членов МАР, включая ряд стран со средним доходом на душу населения.

Цели Международной финансовой корпорации МФК:

· оказание содействия в финансировании частного предпринимательства, главным образом в развивающихся странах, в целях экономического развития государств членов;

· оказание помощи в управлении предприятиями, созданными с участием как иностранного капитала, так и местных инвестиций;

· стимулирование притока частного капитала в производственную сферу;

· реализация принципа рентабельности в сотрудничестве с частным сектором. Общая сумма инвестированного МФК капитала в 102 страны оценивалась в 1997 г. в 84,4 млрд. долл.

Основными направлениями деятельности МФК являются:

· финансирование предпринимательства в странах-членах путем предоставления займов непосредственно частным компаниям и инвестирования в них собственных средств МФК, не требуя гарантий со стороны правительства. Займы предоставляются на срок от 7 до 12 лет по фиксированным или меняющимся ставкам; погашение займов производится в той валюте, в которой займ был получен;

· осуществление инвестиций за счет собственных средств в обрабатывающую и добывающую промышленность, сельское хозяйство, коммунальные предприятия, туризм;

· привлечение частных финансовых средств для инвестиций в проекты по развитию инфраструктуры, охране окружающей среды;

· содействие развитию предпринимательства в малом бизнесе;

· оказание содействия частным и смешанным по капиталу предприятиям в овладении современными методами управления производством и др.

Финансовые ресурсы МФК образуются из взносов государств-членов в соответствии с их подпиской на акции МФК; отчислений от прибыли МФК, получаемой за счет процентов с предоставленных займов, финансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях, доходов от продажи акций; дотаций и кредитов МБРР.

Цели Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям МАИГ:

· предоставление гарантий на инвестиции, направляемые на производственные цели, преимущественно в развивающихся странах;

· страхование и перестрахование от некоммерческих рисков;

· содействие разработке проектов и обеспечение их обоснованности с точки зрения потребностей конкретной страны;

· оказание технической помощи в целях стимулирования притока иностранных инвестиций в развивающиеся страны;

· осуществление информационной деятельности.

Основными направлениями деятельности МАИГ являются:

· предоставление гарантий, преследующих цели защиты от потерь, вызванных следующими обстоятельствами: неконвертируемостью местной валюты; экспроприации собственности в стране пребывания; войной и гражданскими беспорядками; нарушением контракта со стороны контрагента страны пребывания. МАИГ предоставляет выбираемым ею инвесторам гарантии на инвестиции в странах-членах (преимущественно развивающихся странах) и странах с переходной экономикой от некоммерческих рисках, что фактически означает страхование от политических рисков;

· осуществление операций по совместному страхованию или перестрахованию;

· предоставление гарантий международным консорциумам;

· оказание содействия развивающимся странам в разработке проектов и подготовке заявок на предоставление гарантий; обеспечение заявок технико-экономическими обоснованиями, в частности, в финансовом, экономическом, экологическом аспектах;

· оказание содействия развивающимся странам с целью привлечения прямых иностранных капиталовложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: