Систематичность и последовательность

Этот принцип отвечает прежде всего логике предмета. Под систематичностью понимают изучение нового материала на основе ранее изученного, установление связей между темами, разделами, другими предметами. Последовательность определяется тем, что в каждом предмете есть своя система взаимосвязанных понятий, вытекающих одно из другого. Нарушая последовательность их изучения, вы тем самым нарушаете логику самого предмета.

Реализация принципа:

1. изучение нового учебного материала должно опираться на ранее усвоенные знания;

2. учебный материал следует делить на связанные между собой части;

3. после каждой части важно делать вывод;

4. заострять внимание на узловых вопросах;

5. при планировании материала следует продумывать систему его подачи;

6. осуществлять межпредметные связи.

3. Связь предмета с жизнью.

Основа для реализации этого принципа заложена в содержании предмета. Осуществление принципа начинается с самого содержания образования. Задача школьного образования – создать базу для дальнейшего – профессионального. Потому этот принцип дает:

1. стимулирует потребность обучаемых в получении новых знаний;

2. раскрывает связь теоретических знаний с практикой;

3. проверяет истинность теоретических знаний на практике.

Сознательность и активность.

Сознательность предполагает осмысление, активность – стремление к знаниям, включение ведущих мотивов, характеризующих познавательную активность. Этот принцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслением, творческой переработке и применении. Он обусловлен двусторонним характером процесса обучения, в котором учение возможно лишь тогда, когда активен и деятелен ученик.

Принцип наглядности.

Наглядность Коменский называл «золотым принципом дидактики». Наглядность – это представление понятий на основе чувств, восприятий. Наглядность повышает интерес к знаниям. Материал становится более доступным.

Виды наглядности:

1. натуральные наглядные пособия (эксперимент, наблюдение);

2. объемные наглядные пособия (муляжи, фигуры);

3. изобразительные (карты);

4. символические (рисунки, картины, кино);

5. графические (графики, таблицы).

Учитель обязан умело использовать наглядность, верно оценивая ее необходимость, не перегружая при этом его урок.

Более того, наглядность всегда должна эстетично выглядеть и по-возможности эстетически воспитывать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: