Этот принцип отвечает прежде всего логике предмета. Под систематичностью понимают изучение нового материала на основе ранее изученного, установление связей между темами, разделами, другими предметами. Последовательность определяется тем, что в каждом предмете есть своя система взаимосвязанных понятий, вытекающих одно из другого. Нарушая последовательность их изучения, вы тем самым нарушаете логику самого предмета.
Реализация принципа:
1. изучение нового учебного материала должно опираться на ранее усвоенные знания;
2. учебный материал следует делить на связанные между собой части;
3. после каждой части важно делать вывод;
4. заострять внимание на узловых вопросах;
5. при планировании материала следует продумывать систему его подачи;
6. осуществлять межпредметные связи.
3. Связь предмета с жизнью.
Основа для реализации этого принципа заложена в содержании предмета. Осуществление принципа начинается с самого содержания образования. Задача школьного образования – создать базу для дальнейшего – профессионального. Потому этот принцип дает:
|
|
1. стимулирует потребность обучаемых в получении новых знаний;
2. раскрывает связь теоретических знаний с практикой;
3. проверяет истинность теоретических знаний на практике.
Сознательность и активность.
Сознательность предполагает осмысление, активность – стремление к знаниям, включение ведущих мотивов, характеризующих познавательную активность. Этот принцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслением, творческой переработке и применении. Он обусловлен двусторонним характером процесса обучения, в котором учение возможно лишь тогда, когда активен и деятелен ученик.
Принцип наглядности.
Наглядность Коменский называл «золотым принципом дидактики». Наглядность – это представление понятий на основе чувств, восприятий. Наглядность повышает интерес к знаниям. Материал становится более доступным.
Виды наглядности:
1. натуральные наглядные пособия (эксперимент, наблюдение);
2. объемные наглядные пособия (муляжи, фигуры);
3. изобразительные (карты);
4. символические (рисунки, картины, кино);
5. графические (графики, таблицы).
Учитель обязан умело использовать наглядность, верно оценивая ее необходимость, не перегружая при этом его урок.
Более того, наглядность всегда должна эстетично выглядеть и по-возможности эстетически воспитывать.