Работа над текстом учебника

Этот вид задания предполагает, что учащийся должен восстановить в памяти и дополнительно закрепить материал, проработать на уроке, а также научиться воспроизводить его в устной или письменной (графической) форме.

2. задание на выполнение разнообразных упражнений.

Такие практические задания предусматриваются по всем предметам. Их функция – закрепление знаний, практических умений и навыков.

3. выполнение разнообразных письменных и графических работ: написать изложение или сочинение, сделать чертежи, рисунок и т.д. Здесь опять-таки закрепление знаний путем практического использования их в каких-то конкретных ситуациях и развитием соответствующих навыков.

II. Творческие задания с целью углубления материала.

В практике учителей встречаются и такие виды заданий, как прочитать какую-то статью, рассказ, книгу, журнал; законспектировать какой-то материал; просмотреть кинофильм или спектакль; пронаблюдать какое-то природное или бытовое явление; поставить какой-то несложный опыт и многие другие. Чаще всего эти задания носят творческий характер и требуют от учащихся определенных практических умений, ибо они не только закрепляют учебный материал, но и углубляют, расширяют, конкретизируют знания, пробуждают интерес к ним.

Такие задания не могут быть обязательными для всех учащихся. Они требуют дифференцированного подхода на основе уровня знаний, умений и навыков учащихся.

III. Индивидуально-диффиринцированное домашнее задание и закрепление интереса к предмету.

Большое значение имеют задания, цель которых приблизить школьные знания к окружающей действительности, природе, производству. Такие задания помогают, с одной стороны, использовать получаемые знаия в жизни, а с другой – использовать жизненную практику для лучшего усвоения новых знаний.

IV. Задания по выбору.

Наконец, вполне возможны домашние задания по выбору учащихся и домашние задания для желающих, не обязательные для всех. Учащиеся добровольно выполняют такие задания, если у них получается, если они убеждены в полезности такой работы, если у них выработана соответствующая потребность. Задания по выбору позволяют учащимся выполнять то, что им по силам и выбор делать самостоятельно.

2. Обдумывая план урока, необходимо очень тщательно продумать домашнее задание. Существует целый ряд общедидактических требований к домашним заданиям:

1. домашнее задание – это прежде всего средство закрепления изучаемого материала;

2. учащиеся должны быть подготовлены в процессе урока к его выполнению;

3. объем и содержание домашних заданий должен соответствовать программным требованиям и возрастным особенностям учащихся;

4. в домашнем задании всегда должен быть элемент творчества;

5. оно должно приближать учащихся к усвоению нового материала на последующем уроке;

6. задание должно быть увлекательным, интересным школьникам.

Определить содержание домашнего задания – дело важное. Но не менее важно довести его до сознания учащихся. Существует несколько правил, которые учитель должен соблюдать, давая задание на дом.

1. Для задавания на дом необходимо отводить специальное время, причем вполне достаточное для того, чтобы задача была выполнена.

2. Задание на дом надо давать при полном внимании всего класса. Совсем не обязательно давать домашнее задание в конце урока. Иногда целесообразно дать его в начале урока, превратив остальную часть времени в подготовку к выполнению задания.

3. Добиваться в процессе урока, чтобы содержание домашнего задания было понято всеми без исключения. Бывает, что задание не выполнено из-за непонимания. А иногда из-за того, что ученик забыл, что задано. Поэтому важно проследить, чтобы оно было записано всеми. Формулировать задание нужно кратко, чтобы его запись поместилась на строчке в дневнике. Если же задание более обширное по записи, то можно предложить записать его в тетради по предмету, а в дневнике указать, где его посмотреть.

4. Разъяснять домашнее задание нужно таким образом, чтобы учащиеся знали не только что нужно сделать, но и как сделать. Необходимо объяснить им методику выполнения домашней работы. На этом следует остановиться подробно.

3.

При определении домашнего задания важно учитывать еще и психологические основы организации домашней работы. Что мы сюда относим?

1. индивидуальный характер восприятия и усвоения учебного материала. Часто одни ученики хорошо усвоили материал, другие – плохо, третьи – могут вообще его не усвоить. Кроме того, возможна и неадекватность усвоения учебной темы.

В этих случаях необходимы индивидуальные задания на дом. Это позволяет сильным не топтаться на месте, а слабым – наверстать упущенное и не потерять интереса к учению.

2. различный уровень развития и подготовленности учащихся.

Это предполагает различный характер и объем домашних заданий. Разный уровень самостоятельности и творчества.

3. различный уровень сформированности умения самостоятельной работы. Учитель должен хорошо знать, что умеют делать его школьники. Умеют ли работать с книгой, с опорным конспектом, картой, анализировать текст, конспектировать материал, писать тезисы и т.д.

4.В каких направлениях должна вестись работа по формированию и совершенствованию умений и навыков домашней учебной работы?

1. Обучение работе с учебником.

У каждого учебника своя специфика: по одному предмету достаточно только прочитать и пересказать материал, по другому – его необходимо проанализировать, осмыслить, доказать, выучить. Учащиеся должны знать, что читать больше двух-трех раз с одной и той же целью материал бесполезно и даже вредно. Основой усвоения должно быть первое чтение, поэтому оно должно быть предельно внимательным, сосредоточенным. За первым ознакомительным чтением рекомендуется прочесть параграф по частям. Делить на части следует по смыслу. Помогает этому во многом авторские абзацы. Прочитав абзац, надо выделить главную мысль в нем.

Так постепенно, переходя от одной части к другой, ученик устанавливает главные идеи текста. Когда параграф прочитан полностью и проанализирован по частям, важно установить идею всего параграфа. После этого нужно закрыть учебники и воспроизвести материал, а потом прочитать параграф снова, чтобы обнаружить свои недоработки и устранить их.

2. Формирование навыков обработки дополнительной литературы.

Это необходимо прежде всего учащимся старших классов, хотя первоначальные умения могут быть заложены и в средних. Например, составление каталогов по какой- то теме, ведение характеристики. Для этого учащиеся должны знать, как работать в библиографическом отделе библиотеки.

Работа со статьей.

Составление ее плана простого и развернутого, конспектирование, тезирование. Для этого необходимо обучить на уроке учащихся этой работе, показать, как это делать.

План статьи Основные тезисы (дословно) Конспект (своими словами) Выводы по ходу чтения
       

3.знакомство с приемами систематизации и упорядочения знаний.

а) систематическая подготовка к уроку;

б) умение увязывать пройденный и новый материал.

4. использование таблиц, опорных конспектов, памяток в подготовке дом. Задания.

4. Почему учащиеся плохо выполняют домашние задания?

1. Не умеют организовать себя, свое время.

2. Увлекся – и забыл про уроки.

3. Отсутствие нормальных бытовых условий для самостоятельной работы. Нет отдельного рабочего места. Семейные обстоятельства.

Каковы же пути повышения эффективности домашней работы в процессе обучения?

1. Выполнение всех дидактических требований, учет психологических особенностей организации домашней работы.

2. Осуществление индивидуального подхода к учащимся и дифференциация домашней работы.

3. Осуществление права на свободный выбор домашнего задания.

4. Занимательность как вспомогательный фактор поддержания интереса к самостоятельной работе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: