J.I.I. Подготовка эксперимента

Планируя исследование, очень важно заранее представить его как можно детальнее, продумать всю ситуацию экспериментальную в целом. процедуру работы, процесс взаимодействия с испытуемым.

Разработка инструкции. В инструкции каждая фраза должна быть продумана с особой тщательностью. Так же. как и в тексте вопросников, желательно, чтобы в ней не было длинных предложений. По мнению И.АБутенко (198е'), предложение в тексте анкеты не должно содержать более 11 слов. Вероятно, если ({)раза включает устойчивые словосочета­ния. то это число может быть несколько большим. В длинной инструкции лучше выделить смысловые блоки, либо с помощью пространственного кодирования (^разнесением абзацев на листе), либо ключевыми словами.

До начала основного эксперимента необходимо апробировать состав­ленную инструкцию, чтобы убедиться в ее понятности. Часто зго можно сделать и без последующего проведения эксперимента, а лишь продемон­стрировав стимульный материал и объяснив что требуется от испытуемого. Это даст возможность узнать- насколько понятны задания и вопросы. Же­лательно, провести апробацию с 5-10 людьми, а сложную инструкцию -— с 10-15.

При выборе вида шкалы и количества градаций в шкале лучше опи­раться на результаты исследований, затрагивавших эти вопросы (см. на­пример, ^ьясов, 1984, Максимов, 1982 и др.).

Словесные шкалы представляют собой набор суждений (не менее двух» о степени выраженности признака. Суждения могут быть представ­лены в форме полюсов шкалы (свернутая словесная шкала), например:

сильный слабый, быстрый - медленный, активный - пассивный, или в 4юрме упорядоченного набора словесных обозначений полюсов и градаций (ступеней) шкалы (развернутая словесная шкала) Развернутая словесная шкала предполагает словесное выражение широкого спектра степеней выраженности или значений одного при знака.

Словесные суждения не всегда однозначно толкуются, даже членами группы, сходными по полу. возрасту, социально-экономическому статусу и образованию. Эта неопределенность понимания и интерпретации суждений затрудняет их применение в шкалах в качестве точного психометрического


инструмента. Экспериментально показана неопределенность многих жи­тейских суждений. Чем менее определенным было суждение, тем большей оказапась вариативность оценок выраженности какого-либо явления. Наи­большая вариативность оценок обнаружена для суждений типа мало-мальски, едва-едва, почти, в общем и целом, немало, сравнительно много и т. г.

Недостагки словесных шкал, связанные с тем, что cv-кдениям об од­них и тех же объектах разные люди придают равное значение, могут быть уменьшены с помощью ряда приемов (Процесс соц. иссл-я. 1975:. Ядов, iW5)

Часть них приемов выступает в качестве такого рода требований к словеса ым шкалам

1) Необходимо согласовывать суждения с особенностями объекта. На­пример. оценивая память- лучше пользоваться понятиями "хорошая пло­хая", чем "сильная - слабая", "высокая развитость- низкая развитость".

2) Меньше допускать неточности, расплывчатости, двусмысленности в суждениях, понятиях, обозначениях полюсов шкал и промежуточных гра­даций. Например: "сильный", "средний", 'слабый интерес" лучше, чем 'очень сильный очень слабый интерес, "значительный незначитель­ный интерес'

3) Словесные обозначения не должны пересекаться, чтобы в одном понятии не содержалась часть другого. Например: добросовестно, прилеж­но, основательно; довольно сильно; чересчур умный.

4> Словесные обозначения, по возможности, не должны содержать оценок. Например: очень известный - мало известный, очень толстый очень стройный.

5) Словесные обозначения должны указывать на один признак, а не на ряд признаков объекта Например, неудачной является шкала с полюсами:

желание учиться нежелание учиться Лучше разбить ее на две или три однозначные шкалы, интерес к \чебе. трудолюбие в освоении учебных предметов, успешность в учебе

Отлядка жсперимеш альмой процедуры. Целесообразно сделать несколько пробных опытов, экспериментов с теми людьми, которые более доступны в качестве испытуемыч. Практически никогда не удается при мысленно?» моде жировании эксперимента учесгь все детали. Одинаковое проведение экспериментальной процедуры с каждым испытуемым - не­обходимый компонент длч точных» надежных психологических чзмере-

Hiui.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: