Процедура эксперимента

Эксперимент следует проводить в одном и том же для всех испытуе­мых порядке. Если шагов эксперимента довольно много, то необходимо иметь под рукой запись их перечня.

Целесообразно вначале предпринять некоторые действия, чтобы на­строить испытуемого на эксперимент. Это можно сделать, продемонстри­ровав к нему интерес, например задав несколько конкретных вопросов, которые с наименьшей вероятностью будут ему неприятны, выражая не-словесяым поведением свою признательность испытуемому за согласие участвовать в эксперименте

Далее целесообразно выяснить самочувствие испытуемого. 'Это осо­бенно важ'но при исследовании внимания, познавательных и эмоционать-ных процессов, состояния, психофизиологических реакций. Получить эту информацию можно и в свободной форме, но лучше, используя хотя бы краткие шкалы, например, гра4)и"еские. Вариантами таких шкал могут быть следующие

По устному сообщению В. К Гайды, наиболее удобной для человека является длина шкалы 14 см. На практике применяется весьма значитель­ное количество разных по длине шкал. Думаю, ".то даже такие простые методики диагностики состояния испытуемого, его отношения к экспери­менту, могут дать важную информацию Например, могут быть выявлены случаи, когда эксперимент вообще нецелесообразно проводить.


Инструкция к этпм шкалам может быть такси: "Оцените свое состоя­ние в настоящий момент с помощью двух (трех, четырех я т.д 'I шкал. Чем в большей степени Вы согласны с суждением, находящимся у одного из полюсов шкал. тем ближе к этому полюсу поставьте крестик".

J.I.5. Протокол эксперимента

Для мнопте экспериментальных ситуаций подойдет такая форма про­токола

Протокол эксперимента

! на звание методики, опыта. '!


Дата: Время начала: Время окончания:

ФИО (.полностью!

Год рожд.. месяц, число

Пол'

Образование

Должность


Название серии ''если серий проводится несколько)

Номер I Сырая оценка; Время (сек) \ Оценка Примечание


пробы | (результат- ответ

испытуемою) i


I стандартная

2_3_3_! 5
25.8 '| 4

21 i ГТ



Под сырымп понимают оценки, которые психолог получаст непосред­ственно в опыте, эксперименте, из листа для ответов на вопросник и т п Стандарт нь>е получаются после преобразования сыры\ оценок с помошью т?бли!-' перевода, шка^ пересчета, графиков и т п. В стандартной опенке ответ пли результат отдельного испытуемого соотнесен со средними вели­чинами (ответов "ли результатов) нормативно!' еыоорк;' Под нормтив-ной выборкой имеете;! ввиду достаточно широк:)'» и репрезентативная вы­борка. результаты обследования которой автор методики использовал для создания таблиц перевода или шкал пересчета. Стандартная оценка вписы­вается в протокол уже при его обработке, после эксперимента


В графу Примечание заносятся вопросы, реплики, высказывания ис­пытуемого, описания поведения испытуемого, внешнего вида и т.д. Если первые пробы показали, что в данной графе недостаточно места, то в соот­ветствующем месте графы делается сноска на запись, а записи ведутся на отдельном листе бумаги.

Пространство в комнате для эксперимента лучше организовать так, чтобы испытуемый не видел записей экспериментатора. Дпя этого можно применить невысокие перегородки на столе, или вести запись с использо­ванием планшета, который опирается на стол или расположен вне плоско­сти стола

После окончания эксперимента надо попросить испытуемого сооб­щить о своих самонаблюдениях по ходу эксперимента, т.е. о своих мыслях, чувствах, образах, возникавших предположениях, намерениях, вариантах и т д. Не следует навязчиво просить испытуемого записать отчет в пись­менной форме. Вы можете получить от него отчет (далеко не всегда), но очень часто потеряете много ценной информации, если будете полагать, что в нем записано все, что испытуемый может сообщить. Для многих людей излагать на бумаге любые свои соображения и воспоминания труд­нее, чем высказывать в устной форме. Люди при этом нередко переключа­ют основное внимание на форму построения фраз, грамматическую пра­вильность и т.п. Поэтому лучше самому записать сообщения испытуемого, не редактируя их. Вопросы надо задавать с осторожностью, поскольку ими можно увести испытуемого в свою систему интерпретаций или помешать припоминанию. Целесообразнее или использовать один и тот же для всех испытуемых набор вопросов (во всяком случае, начинать с такого набора). или применять простые вербализации, под которыми я имею ввиду прие­мы ведения беседы с использованием пересказа только что услышанного — дословного или с некоторыми изменениями и сокращениями — для того. чтобы удерживать внимание испытуемого на предмете разговора.

Разрабатывая форму протокола, следует учитывать особенности экс­периментальной процедуры и, в не меньшей степени, простоту и удобство обработки результатов Чем меньше операций в ручной обработке данных, тем меньше вероятность ошибок и искажений. Весьма нежелательно боль­шое число переписывания числовых данных из протоколов в таблицы, в следующие таблицы, сводные таблицы и т.п. Лучшей формой обработки в настоящее время является перевод данных непосредственно из протокола в электронную таблицу, создаваемую на компьютере с помощью одной из систем управления базой данных (СУБД).

Для протоколов удобнее листы формата А4. разлинованные в клетку, если нет возможности использовать для размножения копировальную тех-


нику. Это обеспечивает одинаковый масштаб записей и облегчает вычер­чивание таблиц. Записи надо вести на одной стороны листа, это позволит сзкономить время при последующей обработке результатов.

Алгоритм заполнения протокола по ходу эксперимента должен быть заранее продуман и заучен. Очень важно, чтобы была продумана форма записи каждого показателя и определено постоянное для него место в про­токоле.

3.2. Психодиагностическое обследование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: