Инструктирование. Особо важно, чтобы все ваши испытуемые получили одну ч ту же инструкцию

Особо важно, чтобы все ваши испытуемые получили одну ч ту же инструкцию. Поэтому инструкция либо должна быть заучена наи­зусть, либо должна зачитываться. Экспериментатор делает большую


ошибку, если начинает "объяснять смысл" того, что нужно делать или "объяснять самое главное".

Нередко испытуемые даже несложную инструкцию с первого раз;' не понимаю!. Часто это происходит не из-за того, что данный испытуемый "экономно" наделен умственными способностями или инструкция плохая Если вы предварительно апробировали инструкцию и убедились, что она достаточно понятна- лучше всего в этой ситуации не задавать никаких вопросов и не отвечать ни на какие вопросы, а после слов "позвольте, я повторю инсгрукцию", не спеша прочесть ее еще ра'. Следует принлмачь во внпмани?. что ситуация тсихологического эксперимента Сз;'. исключени­ем случаев- когда в качестве испощ-емых выступают психологи i.всегда несет значительную новизну, часто имеет стрессовый характер той или иной степени выраженности. В таких условиях у человека внимание неус­тойчиво и он пропускает какие-то части информации. Другой причиной является то- что равным людям требуется разное время, чтобы принять поль испытуемого, причем здесь важнее эмоциональное принятие ситуа­ции, чем ее понимание. В этом случае за вопросом стоит желание испы--уемого иметь некоторое время для принятия новой роли,.для привыкания к ситуации.

Нельм не учитывать и того, что люди могут сильно различаться по своей склонности задавать вопросы. Это обусловлено как."'гчностньг-.ш (•••ачествами, так и ситуативными моменталш Особенно часто это можно наблюдать в работе с вопросникам и. Проводя обследование с помощью весьма распространенных и многократно использовавшихся вопросников ' например. М^чР!, 0'лросник Кеттела. опросник Айзенка). почт?' в каждой выборке я встречал людей, которым не понятен какой-либо вопрос. Одной i;3 причин этого является то. "то кого-либо из обследуемых вопросы под-гллкпвают к размышлениям, повода к которым ра'<се не было Иногда заданный вопрос будит воспоминания, переживания, он является предло­гом поговорить о чем-то личностно зкулую-ч Часго причины бывают более простыми • стремление показать свою неординарность способ­ность почувствовать те смыслы, которые не всем доступны и т п Поощ­рять обследуемого демонстрировать яркость своей индивидуальности. глубину мышления при ответах на вопросник не следует, но- разумеется н,'"»'. оставаться к кем\ доброжелательным.

Не рекомендуекя раодить в развернутые объяснения и комментарии вопросов. Если обследуемый, стараясь ответить на вопрос о выраженности у него некоторого псн-.ичес.кого качества.. затрудняется это сделать из-за того. что оно по-разному проявляется в разных ситуациях, то. нз мой. взгляд, д.-i'i многих случаев подойдут такого рода ра пояснения "Ответьте,


имея ввиду как это бывает чаще всего" или "Оцените это для той ситуации, в которой вам легче всего себя представить (вспомнить)".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: