Особо важно, чтобы все ваши испытуемые получили одну ч ту же инструкцию. Поэтому инструкция либо должна быть заучена наизусть, либо должна зачитываться. Экспериментатор делает большую
ошибку, если начинает "объяснять смысл" того, что нужно делать или "объяснять самое главное".
Нередко испытуемые даже несложную инструкцию с первого раз;' не понимаю!. Часто это происходит не из-за того, что данный испытуемый "экономно" наделен умственными способностями или инструкция плохая Если вы предварительно апробировали инструкцию и убедились, что она достаточно понятна- лучше всего в этой ситуации не задавать никаких вопросов и не отвечать ни на какие вопросы, а после слов "позвольте, я повторю инсгрукцию", не спеша прочесть ее еще ра'. Следует принлмачь во внпмани?. что ситуация тсихологического эксперимента Сз;'. исключением случаев- когда в качестве испощ-емых выступают психологи i.всегда несет значительную новизну, часто имеет стрессовый характер той или иной степени выраженности. В таких условиях у человека внимание неустойчиво и он пропускает какие-то части информации. Другой причиной является то- что равным людям требуется разное время, чтобы принять поль испытуемого, причем здесь важнее эмоциональное принятие ситуации, чем ее понимание. В этом случае за вопросом стоит желание испы--уемого иметь некоторое время для принятия новой роли,.для привыкания к ситуации.
|
|
Нельм не учитывать и того, что люди могут сильно различаться по своей склонности задавать вопросы. Это обусловлено как."'гчностньг-.ш (•••ачествами, так и ситуативными моменталш Особенно часто это можно наблюдать в работе с вопросникам и. Проводя обследование с помощью весьма распространенных и многократно использовавшихся вопросников ' например. М^чР!, 0'лросник Кеттела. опросник Айзенка). почт?' в каждой выборке я встречал людей, которым не понятен какой-либо вопрос. Одной i;3 причин этого является то. "то кого-либо из обследуемых вопросы под-гллкпвают к размышлениям, повода к которым ра'<се не было Иногда заданный вопрос будит воспоминания, переживания, он является предлогом поговорить о чем-то личностно зкулую-ч Часго причины бывают более простыми • стремление показать свою неординарность способность почувствовать те смыслы, которые не всем доступны и т п Поощрять обследуемого демонстрировать яркость своей индивидуальности. глубину мышления при ответах на вопросник не следует, но- разумеется н,'"»'. оставаться к кем\ доброжелательным.
Не рекомендуекя раодить в развернутые объяснения и комментарии вопросов. Если обследуемый, стараясь ответить на вопрос о выраженности у него некоторого псн-.ичес.кого качества.. затрудняется это сделать из-за того. что оно по-разному проявляется в разных ситуациях, то. нз мой. взгляд, д.-i'i многих случаев подойдут такого рода ра пояснения "Ответьте,
имея ввиду как это бывает чаще всего" или "Оцените это для той ситуации, в которой вам легче всего себя представить (вспомнить)".