Организация автоматизированного производства

Дальнейшим развитием поточного производства является его автоматизация, заключающаяся в замене технологического оборудования машинами-автоматами и трансформации поточной линии в автоматическую (см. рис. 3.2).

Автоматическая линия является, как правило, однопредметной и непрерывно-поточной (см. раздел 3.2.2). Совокупность автоматических линий, как и поточных (см. рис. 3.3), может образовывать автоматизированные производственные подразделения от участка до предприятия. Поскольку работа автоматической линии является полностью синхронизированной (см. подраздел 3.2.2), ее такт rАЛ определяется штучным временем j-ой операции и таким же синхронизированным (обязательное условие) временем транспортных операций tтр:

rАЛ = tшт j + tтр (мин).

Роль рабочего автоматической линии сводится к вспомогательным действиям – наблюдению за работой линии, наладке и подналадке отдельных её узлов и механизмов, подаче заготовки на первую операцию и снятию готовой детали с конвейера после последней операции и т.д.

По своему функциональному назначению автоматические линии могут быть заготовительными, механообрабатывающими, механосборочными, сборочными, контрольно-измерительными, упаковочными и др.

Наиболее совершенной разновидностью автоматических поточных линий являются роторные линии (см. 3.4), представляющие собой комплекс

Рис. 3.4. Принципиальная схема работы роторной автоматической линии

синхронно и дискретно вращающихся рабочих (Р1 и Р2, см. рис. 3.4) и транспортных (Т1, Т2 и Т3, там же) роторов, когда при каждом повороте всех роторов на определенный угол одновременно происходит передача очередной заготовки из транспортного ротора на первую (загрузочную) позицию ротора рабочего, подача заготовки в рабочее пространство этого ротора, последовательная её обработка и выгрузка (загрузка) полученной детали в следующий транспортный ротор.

По сравнению с автоматическими линиями нероторного типа роторные линии компактны, производительны (позволяют сократить производственный цикл в 10–15 раз) и могут использоваться как многопредметные.

Следующим этапом автоматизации производства является роботизация транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских операций, т.е. выполнение их специальными автоматическими переналаживаемыми машинами – промышленными роботами. В зависимости от того, какого размера производственная система подвергается роботизации, выделяют следующие виды РТК (по оси абсцисс рисунка 3.3 слева направо):

- роботизированная технологическая ячейка (РТЯ) представляющая собой единицу технологического оборудования со встроенным индивидуальным промышленным роботом;

- роботизированная технологическая линия (РТЛ), где роботы заменяют транспортеры, конвейеры и погрузочно-разгрузочные устройства;

- роботизированный технологический участок (РТУ), как совокупность нескольких РТЛ;

- роботизированный цех, состоящий из отдельных РТЛ, нескольких РТУ и автоматизированных складов;

- роботизированное предприятие, как конечный итог развития данной разновидности поточных методов производства.

Как следует из рисунков 3.2 и 3.3, завершающим (пока) этапом эволюции этих методов является автоматизация и роботизация серийного, мелкосерийного и единичного производства, как наиболее типичных для современной рыночной экономики. Данную актуальную задачу решают ГПС (см. рис. 3.2), позволяющие в условиях этих производств быстро переходить на выпуск новой продукции – изделий, узлов, деталей. Иерархия существующих ГПС аналогична структуре РТК – выделяют гибкие производственные модули (ГПМ), гибкие автоматизированные линии (ГАЛ), гибкие автоматизированные участки (ГАУ), гибкие автоматизированные цехи (ГАЦ) и даже гибкие автоматизированные заводы (ГАЗ).

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие «метод организации производства», виды методов организации производства. Сущность, области применения и пути повышения эффективности индивидуального метода организации производства.

2. Сущность, области применения и пути повышения эффективности партионного метода организации производства.

3. Виды, последовательность смены и области применения поточных методов организации производства.

4. Определение, параметры и условие синхронной работы поточной линии.

5. Условия организации поточного производства и классификация поточных линий.

6. Области применения разных поточных линий. Виды их транспортных средств и их влияние на организацию работы поточной линии.

7. Сущность и сравнительная характеристика автоматических и роторных поточных линий.

8. Сущность и сравнительная характеристика роботизированных технологических комплексов и гибких производственных систем.

Тесты

1. Какое понятие является наиболее емким?
  · элемент организации производства · метод организации производства · тип производства.
2. Партионный метод организации производства относится к
  · непоточным · поточным · непоточным и поточным
методам данной организации.
3. Изготовление сложной продукции в небольших объемах осуществляется
  · индивидуальным · партионным · индивидуальным и партионным
методом организации производства.
4. Транспортные партии - атрибут
  · индивидуального · партионного · индивидуального и партионного
метода организации производства.
5. При уменьшении размера партии изделий ниже оптимального длительность производственного цикла
  · уменьшается · растет · не изменяется.
6. При переходе от роботизированных технологических комплексов к гибким производственным системам длительность производственного цикла
  · сокращается · увеличивается · остается неизменной.
7. Наиболее сложной в технологическом и организационном плане формой поточного производства являются
  · гибкие производственные системы · поточные линии · роботизированные технологические комплексы.
8. Оптимальным методом организации производства для предприятия в целом является
  · роботизированный технологический комплекс · гибкая производственная система · роботизированный технологический комплекс и гибкая производственная система.
9. Возможными методами организации серийного поточного производства являются
  · поточные линии и роботизированные технологические комплексы · роботизированные технологические комплексы и гибкие производственные системы · гибкие производственные системы и поточные линии.
10. Наибольшим плановым периодом, для которого определяется такт поточной линии, является
  · пятилетка · год · квартал.
11. На поточной линии могут изготавливаться
  · детали изделий · сборочные узлы · детали изделий и сборочные узлы.
12. Как соотносятся между собой программа выпуска N и размер транспортной партии p?
  · N > p · N < p · N = p.
13. Однопредметные поточные линии применяются в
  · мелкосерийном · серийном · крупносерийном
производстве.
14. Прерывно-поточные линии могут быть
  · однопредметными · многопредметными · одно- и многопредметными.
15. Непрерывно-поточные линии
  · имеют полную синхронизацию · имеют частичную синхронизацию · не имеют синхронизации вообще.
16. Непрерывно-поточные линии имеют
  · свободный · регламентированный · пульсирующий
ритм.
17. Движется периодически (с остановками)
  · рабочий · распределительный · рабочий и распределительный
конвейер.
18. Автоматизированным производственным подразделением может быть
  · производственный участок · цех · производственный участок и цех.
19. Условием работы автоматической линии является синхронизация времени
  · технологических и контрольных · контрольных и транспортных · транспортных и технологических
операций.
20. Рабочий автоматической линии не выполняет
  · погрузочно-разгрузочных работ · технологических операций · действий по наладке оборудования.
21. Компактность роторных линий обеспечивается за счет
  · малого диаметра рабочего ротора · кругового движения предметов труда по операциям · высокой скорости вращения транспортного ротора.
22. Промышленный робот выполняет
  · технологические и транспортные · транспортные и складские · складские и технологические
операции.
23. Роботизированной производственной системой может быть
  · цех · предприятие · цех и предприятие.
24. Гибкая производственная система не может иметь
  · мелкосерийный · серийный · крупносерийный
тип производства.

Литература

1. Новицкий Н.И. Организация производства: учебное пособие / Н.И. Новицкий, А.А. Горюшкин; под ред. Н.И. Новицкого. – М.: КНОРУС, 2010. – 352 с.

2. Переверзев М.П., Логвинов С.И., Логвинов С.С. Организация производства на промышленных предприятиях: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 332 с.

3. Организация и планирование машиностроительного производства: Учеб. для машиностр. спец. вузов / М.И. Ипатов, М.К. Захарова, К.А. Грачева и др.; Под ред. М.И. Ипатова, В.И. Постникова и М.К. Захаровой. – М.: Высш. шк., 1988. – 367 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: