Развитие науки об организации производства в России

Становление науки об организации производства в России началось в 70-е годы 19 века, когда в Московском высшем техническом училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) была разработана методика рационализации трудовых процессов, награжденная «медалью преуспеяния» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г. Уже в 1904 г. в том же МВТУ (см. выше) впервые в мире стал преподаваться учебный курс «Организация и оборудование механических заводов». В 1911 г. профессор этого училища Н.Ф. Чарновский издал книгу «Организация промышленных предприятий по производству металлов», которая стала первым учебным пособием по организации производства. В 1911–1912 гг. профессор Петербургского политехнического института И.А. Семенов читал лекции по курсу «Управление заводским хозяйством». Им же была создана лаборатория по исследованию трудовых процессов и составлению методик нормирования труда. Аналогичные разработки осуществляли М.С. Уваров, Ф.Ф. Эрисман, В.М. Бехтерев и др.

К числу основателей российской школы организации производства следует отнести польского инженера и исследователя Кароля Адамецки (1866–1933), работавшего в конце 19 – начале 20 века на металлургических заводах юга Украины. Теоретические и практические разработки Адамецки во многом предвосхитили будущие достижения науки об организации производства. Так, созданный им в начале 20 века прибор, получивший название «гармонограф» позволял строить сетевые графики конкретных технологических процессов и выявлять места, где теряется рабочее время из-за несогласованности (нарушения гармонии, отсюда название прибора) времени смежных операций. По сути, этот прибор – средство оценки и повышения степени пропорциональности производственного процесса (см. тему 4). Использование гармонографа для анализа работы прокатного производства на заводах Луганска позволило увеличить суточную выработку вчетверо. После реорганизации по предложениям Адамецки производства крюков на вагоностроительном заводе этих крюков за смену стали делать по 70 штук вместо 15. Добавим так же, что в США подобные методики были созданы лишь в конце 50-х годов, как сетевые диаграммы PERT (Program (Project) Evaluation and Review Technique).

В дореволюционной России велась работа по пропаганде идей Ф.У. Тейлора и их адаптации к российским условиям. Преподаватель все того же МВТУ В.Г. Поляков изучал систему Тейлора во время специальной командировки в США. В брошюре под названием «Настоящее положение вопроса о применении системы Тейлора», изданной в 1914 г., он подробно рассматривает идеи американских рационализаторов в области организации труда и производства и с позиций представителя промышленных кругов рекомендует их внедрение в российскую практику.

В послереволюционной России теория и практика организации производства наиболее интенсивно развивались в 30-е годы. В этот период О. А. Ерманским (1866–1939) был сформулирован закон организации труда и управления, который гласил, что арифметическая сумма факторов производства не равна результату его работы, и что эффективность деятельности производственной системы только тогда больше суммы составляющих её вещественных и личных элементов, когда эти элементы (факторы производства – рабочая сила, орудия и предметы труда) гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Так был предвосхищен закон синергии, один из базовых законов школы науки управления 60-х годов (см. раздел 6.1).

Директор Центрального института труда (ЦИТ) страны А.К. Гастев(1882 – 1939) разработал и внедрил новую методику производственного обучения, которая превзошла методику Тейлора. В 1931 г. в Москве устроили публичное соревнование – кто больше уложит кирпичей, пользуясь различными способами организации труда. Высшим достижением тейлоризма тогда считалась методика Фрэнка Джилбретта, позволявшая выкладывать 350 кирпичей в час (см. выше). При помощи традиционного русского способа, т. е. не пользуясь никакой наукой, рабочий выложил тогда 327 кирпичей, при помощи методики Джилбретта – 452 кирпича, а по методике ЦИТа – 907. Сподвижник Тейлора и один из отцов современного американского трудоведения Ф. Джилбретт признал поражение и сказал тогда, что «русские глубже нас входят в научную организацию труда». Смелость и новаторство методики Гастева отмечали и немецкие специалисты.

Расцвет практической деятельности ЦИТа пришелся на 1930 – 1934-е годы, когда количество предприятий, которые он обслуживал, превысило 400. Число подготовленных на его базе квалифицированных рабочих перевалило за полмиллиона, а количество профессий, по которым готовились кадры, достигло 200. В разных районах страны действовало 1700 учебных пунктов и работало 2 тыс. квалифицированнейших инструкторов ЦИТа. Кадры готовились для всех ведущих отраслей народного хозяйства – машиностроения, металлургии, строительства, легкой и лесной промышленности, железнодорожного и автомобильного транспорта, сельского хозяйства и даже военно-морского флота. Ни одна из тогдашних систем подготовки рабочей силы не имела таких масштабов, качества и темпов.

К фундаментальным работам данного периода можно отнести книгу под редакцией Б.Я. Каценбогена и Д.Т. Тобиаса «Методика расчета серийного производства», книгу П.В. Крепыша «Структура и расчет деятельности производственного цикла», книгу С.А. Думлера «Основы расчета величины наивыгодной партии», а также первый советский учебник 1937 г. по организации производства под редакцией того же Б.Я. Каценбогена.

Однако в 1937–1938 гг. теоретическая работа в области организации производства практически полностью прекратилась – были репрессированы ученые и специалисты (в частности, расстреляны О.А. Ерманский и А.К. Гастев), перестали выходить профильные научные журналы, закрыты научные институты, в том числе и ЦИТ. Только в период Великой Отечественной войны, когда перед промышленностью страны встала задача обеспечить фронт необходимым количеством вооружения, снова были востребованы разработки ученых – организаторов производства. Тем не менее, восстанавливать советскую научную школу организации производства в 60-е годы пришлось практически с нуля. Подтверждением факта значительного отставания нашей страны в этой области может служить тот факт, что за весь послевоенный период вплоть до наших дней значимым результатом этой, ныне российской школы могут считаться лишь принципы групповых методов обработки профессора С.П. Митрофанова, за которые ему в 1966 г. была присуждена Ленинская премия. Эти принципы получили распространение во всем мире, открыли широкие возможности не только для автоматизации производственных процессов, но и для использования высокоэффективных многопредметных поточных линий в серийном и мелкосерийном производстве. При этом сократились сроки технологической подготовки производства новой продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: